Преподобный Викентий Леринский: «Предание,говорит апостол, сохрани, то есть талант веры вселенской сбереги в целости, неповреждённости. Что тебе вверено, то пусть, остаётся у тебя, то ты и передавай. Ты получил золото, золото и отдавай. Не хочу, чтобы ты мне подкидывал вместо одного другое, чтобы вместо золота подставлял ты нагло и через обман свинец или медь; не хочу золота по виду, давай его натурой. … Может быть, поэтому скажет кто-нибудь, что в Церкви Христовой не должно быть никакого преспеяния религии? Оно непеременно должно быть и притом величайшее. Кто так завидлив к людям и ненавистлив к Богу, что решится отвергать это? Только преспеяние это должно быть действительно преспеянием, а не переменою веры. Преспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершается сам по себе, а перемена - в том, когда что нибудь перестаёт быть тем, что оно есть и превращается в другое. Итак пусть возрастает и до самой высшей степени преспевает с течением лет и веков понимание, разумение, мудрость как каждого христианина, так и всех вместе , - как одного человека, так и всей церкви, но только - в том же роде, т. е. В одном и том же догмате, в одном и том же смысле, в одном и том же предмете понимания. Религия - дело души, пусть уподобляется в этом отношении телам. С приращением лет тела раскрывают и развивают члены свои; однако остаются теми же, чем были. Цветущая пора детства и зрелый возраст старческий между собой весьма различны; однако стариками делаются те же самые, которые прежде были детьми, так что, хотя рост и наружность одного и того же человека изменяется, тем не менее природа его остаётся неизменна, личность его остаётся одна и та же. Члены у младенцев не большие, у юношей больше, однако - те же самые. Сколько членов у малюток, столько же у взрослых; и если что прибавляется с течением лет, то всё это существовало уже прежде в зародыше, так что потом в старцах не обнаруживается ничего нового, чего не таилось бы уже прежде в детях … Этому же закону преспеяния необходимо должно следовать и догматическое учение (dogma) христианской веры, пусть, то есть, оно с годами окрепляется, со временем разширяется, с веком возвышается, но остаётся нерушимым и неповреждённым, целым и совершенным во всех подразделениях своих, - без малейшей, следовательно, при этом перемены, без всякой утраты в своём содержании, без всякого изменения своих определений … На ниве церковной предки наши посеяли в древности семена пшеницы, - веры … А так как конец и начало не должны взаимно противоречивы, то будет законно и последовательно, если от возрастания пшеничного посева мы пожнём плод, плод догматической пшеницы. Пусть первоначальные посадки, с течением времени развиваясь постепенно, удобряются и возделываются и теперь; но свойства ростков ни в каком случае не могут быть изменяемы. Пусть придаётся им вид, форма, раздельность, но природа каждого сорта должна остаться та же. Не должно например розовые кусты вселенского учения (catholici sensus) превращать в терновник и волчцы. Не должно, говорю, быть, чтобы в этом духовном саде из побегов коричневого или бальзаминового дерева выростали вдруг куколь или лютик. Что только земледелием Божиим по вере отцев насаждено в этой церкви, то самое пусть старанием сыновей и возделывается и сберегается, то самое пусть цветёт и зреет, то самое пусть преспевает и совершенствуется. Таким образом следует догматы небесной философии с течением времени окреплять, обглаживать, обчищать; но не следует их переменять, не следует их обсекать, не следует уродовать» («Опыт православного догматического богословия» епископа Сильвестра. Киев, 1882, т.1, с.36-38)
+++Из речи святаго Вселенского Халкидонского собора к благочестиейшему и христолюбивому императору Маркиану: «...Хотя закон Церкви повелевает быть, вообще, одному учению трех сот восемнадцати, которое, как общее уложение святых, мы и и предаём посвязаемым для утверждения их в сыноположении; однако против противищихся истине предоставлены нам различные способы святых, принаровленные благочестивыми мужами к тому, что ложно вводится ими. Своим, для их пользы, достаточно безхитростного познания веры, приводящаго благомыслящих к исповеданию догматов благочестия; а усиливающимся извратить правильное учение должно противостоять, против каждого их порождения (ратовать) и противопоставлять их ухищрениям соответственные (опровержения). Если бы все довольствовались уложением веры и стезю благочестия не подновляли, то не нужно было бы (сынам) Церкви ничего придумывать к символу для учснения. А так как многие с прямой дороги совращаются на распутия заблуждения, ошибочно измышляя себе какую-то новую дорогу: то и нам необходимо обратить их к изобретениям истины, и их помышлениям противопоставить обличения, впрочем никогда не прибавляя к благочестию чего нибудь нового, как будто недостающего в вере, но придумывая соответственное их новизнам («Деяния Святых Вселенских Соборов» т.4, Казань, Центральная Типография 1908.с. 160-161)
+++
Архиепископ Филарет (Гумилевский): «..человеческие убеждения в догматах, чтобы быть достойными своего предмета и спасительными для души, должны становиться более и более твердыми, должны усовершенствоваться» («Православное догматическое богословие» сочинение Филарета, архиепископа Черниговского, второе издание, Чернигов, в типографии Ильинского монастыря. 1865. с.4)
+++Митрополит Макарий (Булгаков) : «Из представленного понятия о христианских догматах открывается, что они все имеют происхождение Божественное. Следовательно ни умножать, ни сокращать их в числе, ни изменять и превращать, каким бы то образом ни было, никто не имеет права: сколько их открыто Богом в начале, столько и должно оставаться их на все времена, пока будет существовать Христианство. Но, пребывая неизменными в самом Откровении, как по числу, так и по существу своему, догматы веры тем не менее должны раскрываться и раскрываются в Церкви по отношению к верующим. … не значит, будто с прекращением вселенских Соборов прекратилось дальнейшее раскрытие догматов в православной Церкви. Оно не прекратилось: потому, что не прекратились заблуждения и ереси. … Нельзя утверждать, чтобы раскрытие христианских догматов прекратилось даже теперь: оно не прекратится дотоле, пока не прекратятся заблуждения против догматов, и следовательно, пока не прекратится в Церкви потребность, приминительно к новым заблуждениям. Определять и объяснять свои догматы в охранение Православия.Что же сказать вообще о значении этого развития или раскрытия догматов в Церкви? Оно не есть какое либо умножение числа догматов; - нет: догматов и теперь остаётся в православной Церкви столько, сколько их открыто самим Богом в начале. - Не есть также какое либо изменение догматов, которые и теперь православная Церковь соблюдает и преподаёт во всей их неприкосновенности и неизменяемости. Всё это развитие есть собственно одно только точнейшее определение и объяснение одних и тех же неизменных в существе своём догматов, по поводу разных заблуждений и ересей, возникавших и не престающих существовать в недрах Христианства. ... при развитии догматов , не привносится в состав христианского вероучения ничего нового, а только, по поводу ересей, точнее определяется и объясняется для православно-верующих то, что и прежде исповедовали они, на основании Откровения, хотя не так раздельно. И, значит, как самые догматы. Так и всё подробнейшее развитие их в Церкви достойны всего нашего уважения: ибо как догматы, так и развитие их равно основываются на Божественном Откровении; как догматы, так и развитие их равно извлекаются из Откровения Церковью, учительницею непогрешимою» (Митрополит Макарий «Православно-догматическое богословие» т.1 С-Пбг, 1883. с.13-14. 18-20)