May 27, 2012 12:51
Православная Церковь не можетъ предпочесть власть народа, что то же - народной толпы, царской власти по той причине, что народоправство не есть Богоустановленная власть и не коренится въ Св. Писанiи. Мало того, республиканская и конституцiонная власть являются ниспроверженiемъ Богоустановленной царской власти. Правда, въ конституцiонной форме правленiя монархъ остается, но самодержавiе отъ него отнимается народоправствомъ и для него создается неестественное и тяжелое положенiе, при которомъ онъ "царствуетъ", но не управляетъ; о чемъ хорошо въ свое время писалъ Iоаннъ Грозный въ своихъ письмахъ князю Андрею Курбскому и заявлялъ Шведскому королю и Польскому королю - Стефану Баторiю.
Такимъ образомъ, какъ республиканская, такъ и конституцiонная форма правленiя - не только не являются Богоустановленною властiю, но самое ихъ бытiе начинается съ ея отрицанiя. Св. Церковь наша не можетъ закрыть своихъ глазъ на это отсутствiе религiозной основы въ томъ и другомъ демократическомъ образе правленiя, поэтому и не можетъ желать его введенiя въ будущей Россiи.
Кроме того, демократическiй строй не соответствуетъ религiозно-нравственному идеалу русскаго народа. Этотъ идеалъ состоитъ въ устремленiи русскихъ людей къ святости, или единенiю со Христомъ чрезъ православную веру и любовь со всеми прочими христiанскими добродетелями. Но этотъ идеалъ русскаго народа совершенно чуждъ республиканской или конституцiонной форме правленiя. И это понятно, ибо демократическое государство управляется не этическими, а юридическими нормами. Зато монархiя въ Россiи какъ нельзя лучше соответствовала русской идеологiи. Объ этомъ говоритъ самое назначенiе монарха быть представителемъ идеала русскаго народа и направлять свою государственную деятельность сообразно съ этимъ идеаломъ. Являясь первымъ и вернымъ сыномъ Церкви, царь былъ и покровителемъ русскаго народа въ удовлетворенiи его высшихъ религiозныхъ потребностей, будучи для него и въ другихъ областяхъ его жизни олицетворенiемъ высшей милости и отеческой любви.....
Церковь должна отвращаться отъ демократическихъ формъ правленiя. Последнiя не только не имеютъ даннаго соответствiя, оне даже враждебны религiозно-нравственному идеалу русскаго народа. Поэтому при появленiи въ Россiи того или другого демократическаго строя, наша православная Церковь окажется въ положенiи гонимой, т. е. тогда произойдетъ фактически отделенiе Церкви отъ государства...
Не надо забывать, что только либеральные круги Россiи требовали демократическаго строя, а все истинно-русскiе люди отстаивали самодержавiе. .. ......
догматика,
политика,
духовная война,
архиепископ Серафим Соболев,
цареборчество