Отправляясь в путь по просторам нашей страны мы зачастую забываем, что в течении поездки можем познакомиться с достопримечательностями многих городов, о которых часто забывают исследуя культурное наследие. Порой даже в обычной командировке или по пути к месту отдыха можно увидеть то место, отправляться в которое целенаправленно согласится не каждый. Речь идёт о старинных зданиях вокзалов. Прежний облик которых раскрывает историю формирования железнодорожного сообщения и позволяет представить какой была жизнь столетие назад. Одно из таких зданий находится в одном из древнейших российских городов, основанном более тысячи лет назад.
Первое здание вокзала в Казани появилось еще в конце XIX века. Тогда к городу закончили прокладывать Московско-Казанскую железную дорогу. Через некоторое время после ее открытия, в 1896 году, в Казани появился первый железнодорожный вокзал.
Вот как казанская газета «Волжский вестник» в номере 22 за 24 января 1896 года описывала открытие вокзала: «Вчера происходило освящение вокзала станции Казань Московско-Казанской железной дороги. Закладка здания состоялась в 1893 году, стоит вокзал 300 тысяч рублей. Длина здания 40 саженей, высота до крыши - 5 саженей, высота с крышей 6,5 саженей, высота центрального выступа без флагштока - 10 саженей, с флагштоком - 15. Высота боковых выступов без фронтонов - 6 саженей, с фронтоном - 8 саженей, ширина - 15 саженей.
На здании - гербы губерний, через которые проходит дорога. Фон стен - темно-красный, украшения, гербы и вазы цвета серого цемента. В центральном выступе в два света вестибюль, пассажирская и багажная касса. В первом выступе находится зал третьего класса с отдельным выходом прямо с площади. Часть между центральным и левым выступом отведена под пассажирские залы первого и второго класса, в левом выступе - ресторан, салон первого и второго классов и уборные. В остальных частях и на втором этаже почта, контора, телеграф, комендант и доктор, квартира начальника станции.
Внутри помещений первого и второго классов роскошная мебель, гардины, зал окрашен в нежно-лимонный цвет, помещение буфета - в серый. Над входом, отделанным под орех, устроены хоры, в балюстраду вделаны часы. Потолок зала третьего класса поддерживается группами колонн. Отопление во всем вокзале паровое, освещение керосиновое. Сегодня от вокзала отходит первый пассажирский поезд».
Примечательно, что в то время поездка из Москвы в Казань на поезде занимала около 53 часов. Сейчас такое же расстояние можно преодолеть на поезде менее чем за сутки - за 14 часов.
Точная информация об архитекторе вокзала в Казани не дошла до наших лет. Проектирование здания приписывают казанскому специалисту Генриху Рушу, однако никаких подтверждающих фактов нет. Некоторые историки и краеведы не согласны с утверждениями, что вокзал спроектировал Руш: по их мнению, в «Обществе Московско-Казанской железной дороги» было много отличных архитекторов, которым, вероятнее всего, доверили бы работу над таким грандиозным для того времени проектом.
В 1992 году в здании вокзала произошел разрушительный пожар, в результате которого от него остались только старый фундамент и почти обвалившиеся стены. Здание начали реконструировать только спустя год.
Примечательно, что современным архитекторам удалось полностью воссоздать не только его внешний вид, но и архитектурный декор как снаружи, так и внутри. Завершили реставрацию в 1996 году - к столетию вокзала. Тогда же его вновь начали использовать пассажиры.
Во время реконструкции удалось существенно увеличить вместимость вокзала до 750 пассажиров. Многие службы были перераспределены по привокзальной площади, как и дополнительные сервисы. В здании остались только первостепенные удобства для пассажиров.
Рядом есть еще пересадочный корпус и также в третьей столице России есть и второй вокзал "Казань 2". Власти республики планируют объединить одним путем оба Казанских железнодорожных вокзала. Железная дорога должна закольцевать воедино пригородные окрестности столичной агломерации. Первый этап предусматривает строительство участка между Центральным вокзалом и северным «Казань-2». Он пройдет по маршруту Новое Аракчино - Юдино - Восстание. Его длина 8,9 км, плюс путепровод на пересечении с Горьковским шоссе. Он призван снять нагрузку с автодорог на направлении Зеленодольск - Казань. На втором этапе предполагается строительство пути со станцией Дербышки, а на третьем - замыкание кольца. Общая стоимость проекта - 23 млрд рублей.
Пока построена лишь небольшая часть от Центрального вокзала до аэропорта. Этот путь позволяет жителям ЖК «Южный парк» быстро добираться на работу в центр Казани. По данным Минтранса, сегодня между железнодорожным и авиавокзалом ходят 17 поездов. В целом загрузка составляет 1,2 тыс. человек в сутки, из которых с «Южного парка» - 140 человек. Удалось снять с дорог порядка 100 рейсовых автобусов. Подобную схему хотели реализовать в направлении Зеленодольска, но без перегона между вокзалами сделать это не получится.
Проект требует прохождения госэкспертизы, на данный момент подрядчикам это сделать не удалось. Сама концепция проекта не ставится под сомнение, но Главгосэкспертиза РФ добивается безупречного выполнения проектных решений. Поэтому разработчикам предстоит пройти госэкспертизу еще раз.