Большая кольцевая линия метро(часть 5)

Dec 16, 2024 10:00



Сегодня наконец-то заканчиваем с БКЛ, осталось совсем немного станций и продолжим мы со станции «Воронцовская» - станция связана пересадкой со станцией «Калужская» на Калужско-Рижской линии. Расположена в Обручевском районе (ЮЗАО). Получила своё название по парку и усадьбе Воронцово, находящимся недалеко от станции. Открытие состоялось 7 декабря 2021 года в составе участка «Мнёвники» - «Каховская». Колонная трёхпролётная мелкого заложения с одной островной платформой.



Первое проектное название «Калужская» дано по одноимённой пересадочной станции на Калужско-Рижской линии. Постановлением правительства Москвы от 29 июля 2015 года название станции было изменено на «Воронцовская» - по названию усадьбы Воронцово.

Учёные Российской академии наук дважды направляли мэру Москвы письмо с просьбой о переименовании станции в честь советского математика Мстислава Келдыша, именем которого названа находящаяся неподалёку площадь. В письме, отправленном в начале 2016 года, предлагалось название «Площадь Академика Келдыша», однако оно было отклонено городской комиссией ввиду длины и неудобства произношения. Во втором письме, отправленном в середине 2017 года, предлагалось название «Площадь Келдыша».

В августе 2018 года на портале «Активный гражданин» организовано голосование по выбору названия для станции. На выбор давалось три варианта: «Площадь Академика Келдыша», «Калужская» и «Воронцовская». По итогам голосования большинство москвичей (58,62 %) решило сохранить для станции название «Воронцовская».

28 июня 2017 года начались работы на всём южном участке Большого кольца от «Проспекта Вернадского» до «Каховской».
29 марта 2018 года началось строительство станции.
18 сентября 2021 года мэр Москвы провёл технический пуск участка «Проспект Вернадского» - «Каховская».
7 декабря 2021 года станция открылась.

Станция мелкого заложения, колонная трёхпролётная, с двумя рядами колонн вдоль продольной оси станции. На станции имеется два вестибюля, связанные с платформой эскалаторами: восточный, примыкающий к северному вестибюлю станции «Калужская» Калужско-Рижской линии, и западный - с выходом к Старокалужскому шоссе.



«Зюзино» - станция расположена на границе районов Черёмушки и Зюзино (ЮЗАО), по последнему из которых и получила своё название. Открытие состоялось 7 декабря 2021 года в составе участка «Мнёвники» - «Каховская». Колонная двухпролётная мелкого заложения с одной островной платформой.





Согласно проекту планировки, из западного подземного вестибюля можно выйти на все стороны перекрёстка Севастопольского проспекта и улицы Каховки, а из восточного - на обе стороны улицы Каховка. Однако выходы на западной стороне Севастопольского проспекта так и не были построены к моменту открытия станции, но обозначены на табличках с картой района, что предполагает строительство ещё двух выходов в будущем.

27 апреля 2011 года в Зюзине прошёл пикет в поддержку строительства станции «Севастопольский проспект» («Зюзино»).

В сентябре 2013 года начались изыскательские работы и проверка залежей грунтовых вод.

В апреле 2015 года заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительству Марат Хуснуллин объявил, что строительные работы предполагалось начать через 3-4 месяца, а станция должна быть введена в эксплуатацию к концу 2018 года.

28 июня 2017 года началось строительство станции.

18 сентября 2021 года мэр Москвы провёл технический пуск участка «Проспект Вернадского» - «Каховская».

7 декабря 2021 года - открытие станции в составе участка «Мнёвники» - «Каховская».

Станция колонная двухпролётная мелкого заложения с одной островной платформой. Путевые стены состоят из панелей чёрного, жёлтого и тёмно-серого цвета. Потолок станции украшен крупными геометрическими панелями с подвесными светильниками. Динамичная композиция создаёт иллюзию движущегося потолка при движении по платформе. Колонны на платформе облицованы светло-серым мрамором, пол выложен гранитом в тон и чёрным габбро-диабазом. Кассовый блок выполнен из камня оранжевого цвета.



«Каховская» - станция связана пересадкой со станцией «Севастопольская». Расположена в районе Зюзино (ЮЗАО), названа по улице Каховка. Открыта 11 августа 1969 года в составе участка «Автозаводская» - «Каховская» Замоскворецкой линии, с 1984 года располагалась на её вилочном ответвлении, а 20 ноября 1995 года в связи с чрезмерной загруженностью стала частью отдельной Каховской линии в составе участка «Каширская» - «Каховская». С 30 марта 2019 по 7 декабря 2021 года была закрыта на реконструкцию в связи с присоединением к Большой кольцевой линии. Колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой.

Названа по улице Каховка, которая в свою очередь получила такое название в 1965 году по Каховскому плацдарму, где в 1920 году Красная Армия остановила наступление войск Врангеля. Новую известность Каховке принесло создание одноимённой гидроэлектростанции и водохранилища на Днепре.





Строительством управлял инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» - оператор программы развития московского метро.

21 февраля 2019 года началось строительство монтажной камеры для тоннелепроходческих комплексов на станции «Зюзино».

18 сентября 2021 года мэр Москвы Сергей Собянин провёл технический пуск участка «Проспект Вернадского» - «Каховская».
7 декабря 2021 года - повторное открытие станции в составе участка «Мнёвники» - «Каховская».
14 декабря 2022 года - мэр Москвы Сергей Собянин провёл технический пуск участка «Каховская» - «Каширская».

Станция была построена по типовому проекту с шагом колонн 4 метра, однако отличительная особенность колонн в том, что они имеют в поперечном сечении форму правильного восьмиугольника. Изначально колонны были облицованы красным мрамором салиэти (утрачен при реконструкции). Пол был покрыт серым гранитом и лабрадоритом (также утрачен при реконструкции). Путевые стены были облицованы керамической плиткой, белой вверху и малиновой внизу, а также украшены литыми вставками, посвящёнными Гражданской войне. Светильники были скрыты в ребристом потолке. Стены эскалаторного зала украшал белый мрамор коелга.





В рамках работ по реконструкции Каховской линии и её будущему включению в состав Большой кольцевой линии была проведена замена всей отделки. Керамическая плитка на путевой стене заменена на белый мрамор со вставками чёрного на тех участках, где предусмотрено название станции. Литые вставки, посвящённые Гражданской войне, сохранены. Потолок над путями сужен, тем самым улучшилась их подсветка. Мраморная облицовка колонн центрального зала заменена на более тёмную, а сами они расширены и дополнены черными пилонами в центральной части, в которых содержатся воздуховоды.

За станцией расположены два тупика для оборота и отстоя составов, в том числе ночного, оборудован пункт технического обслуживания составов. С момента открытия станции после реконструкции и до открытия станций «Варшавская» и «Каширская» после реконструкции оборот поездов со стороны станции «Зюзино» производился с троекратной сменой кабины управления (т. н. «коленками назад»).



«Варшавская» - станция расположена на границе районов Москворечье-Сабурово и Нагорного (ЮАО) на пересечении Чонгарского бульвара и Варшавского шоссе, по которому и получила своё название. Открыта 11 августа 1969 года в составе участка «Автозаводская» - «Каховская» Горьковско-Замоскворецкой линии, 20 ноября 1995 года в составе участка «Каширская» - «Каховская» стала частью отдельной Каховской линии. Закрыта 26 октября 2019 года на 3 года на реконструкцию. Колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой. 14 декабря 2022 года был проведён технический пуск южного участка БКЛ, в том числе станции «Варшавская». Повторно открыта 1 марта 2023 года в составе участка «Каховская» - «Нижегородская» во время церемонии полного замыкания Большой кольцевой линии.





Станция открыта 11 августа 1969 года в составе участка Горьковско-Замоскворецкой линии «Автозаводская» - «Каховская», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 86 станций. С 1985 года линия работала в режиме вилочного движения («Речной вокзал» - «Красногвардейская» и «Речной вокзал» - «Каховская»), а с 1995 года участок «Каширская» - «Каховская» выделен в отдельную Каховскую линию.

Обслуживала поезда Каховской линии и поезда Замоскворецкой линии, следующие в и из депо «Замоскворецкое».







С 30 марта 2019 года станция «Варшавская» стала конечной после закрытия «Каховской» для проведения реконструкции и включения в состав Большой кольцевой линии. С 26 октября того же года также закрылась на реконструкцию, в связи с чем прекратила своё существование вся Каховская линия. Генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по реконструкции станции - АО «Мосинжпроект».

К западному вестибюлю вёл двухниточный эскалатор, работавший только на подъём пассажиров, и лестница, к восточному вестибюлю вела только лестница. Из западного вестибюля два выхода вели из подземного перехода на две стороны Чонгарского бульвара.

Из восточного вестибюля выходы вели на Варшавское шоссе, в торговый центр «Варшавский», а также на обе платформы остановочного пункта Варшавская Павелецкого направления железной дороги и к Каширскому проезду. Выходы на западную платформу и к Каширскому проезду были открыты позднее, 10 июня 1983 года.

Станция построена по стандартному проекту: 2 ряда по 38 колонн. Глубина заложения - 9 метров.

Путевые стены были отделаны голубой керамической плиткой, а также коваными изображениями Варшавы. Авторами всех изображений были выбраны крупнейшие латвийские художники: Х. М. Рысин, А. Я. Лапинь и Д. Я. Бодниек. Четырёхугольные, расширяющиеся кверху колонны были облицованы серо-жёлтым мрамором с голубыми вкраплениями. Пол был покрыт серым гранитом. Светильники были скрыты в ребристом кессонированном потолке. В 2019 году в рамках работ по реконструкции Каховской линии и её будущему включению в состав Большой кольцевой линии началась работа по замене всей отделки станции.



«Каширская» - кросс-платформенная станция Московского метрополитена на Замоскворецкой и Большой кольцевой линии. Расположена на границе районов Москворечье-Сабурово и Нагатино-Садовники (ЮАО) на пересечении улицы Маршала Шестопалова и Каширского шоссе, по которому и получила своё название. Открыта 11 августа 1969 года в составе участка «Автозаводская» - «Каховская». С 20 ноября 1995 года по 26 октября 2019 года также обслуживала ныне упразднённую Каховскую линию, для которой являлась восточной конечной. 1 марта 2023 года после реконструкции станция открыта повторно для Большой кольцевой линии в составе участка «Каховская» - «Нижегородская» во время церемонии полного замыкания линии. Колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой в каждом из залов. Первая построенная кросс-платформенная пересадка в Московском метрополитене. С 12 ноября 2022 года по 9 мая 2023 года включительно движение на Замоскворецкой линии через станцию временно было закрыто в связи с реконструкцией тоннеля на участке «Царицыно» - «Кантемировская», в связи с этим переход между залами станции использовался только для смены направления движения по Большой кольцевой линии. Движение по Замоскворецкой линии через станцию открыто 10 мая.



Первоначально на станции действовало только два пути (второй и третий), обеспечивая движение по Горьковско-Замоскворецкой линии от «Речного вокзала» до «Каховской». После открытия в 1984 году участка «Каширская» - «Орехово» (позже - до «Красногвардейской») с вилочным движением был задействован первый путь. В 1995 году был построен оборотный тупик, и 20 ноября из состава Замоскворецкой линии была выделена новая Каховская линия (организационно оставаясь частью Замоскворецкой, используя с ней одно депо и общее диспетчерское управление). С этого момента на станции задействовано все четыре пути, а станция стала считаться за две станции. «Каширская» Каховской линии стала 151-й станцией Московского метрополитена.

С 26 октября 2019 года в связи с упразднением Каховской линии станция обслуживала только Замоскворецкую линию, третий и четвёртый пути не работали для пассажиров. С 2019 года в рамках работ по реконструкции Каховской линии и её включению в состав Большой кольцевой линии была проведена работа по замене всей отделки двух залов станции. Они открылись уже в составе Большой кольцевой линии 1 марта 2023 года.

В марте 2020 года в рамках работ по реконструкции Каховской линии и её будущему включению в состав Большой кольцевой линии началась работа по замене облицовки путевых стен, мрамора на колоннах и гранита на полу.

С 12 сентября 2020 по 8 февраля 2021 года поезда на Замоскворецкой линии не останавливались на платформе из центра в связи с реконструкцией западного зала для последующего включения станции в состав Большой кольцевой линии.

С 9 февраля по 31 августа 2021 года поезда на Замоскворецкой линии не останавливались на платформе в центр в связи с реконструкцией восточного зала для последующего включения станции в состав Большой кольцевой линии. Также закрыты выходы 1 и 2.

Для Замоскворецкой линии «Каширская» расположена между станциями «Коломенская» и «Кантемировская», для Большой кольцевой линии - расположена между станциями «Варшавская» и «Кленовый бульвар». Станция находится на территории районов Москворечье-Сабурово и Нагатино-Садовники Южного административного округа Москвы. Наземные вестибюли находятся по обе стороны Каширского шоссе. Электронное табло, установленное в западном вестибюле станции, отображает значение радиационного фона.



Залы станции соединены сразу тремя переходами с одной платформы на другую. Причиной является не загруженность или необходимость, а простота конструкции: платформы соединяются двумя переходами в общих вестибюлях и третьим лестничным переходом посередине станции. В восточном зале расположены: первый путь, обслуживающий поезда Замоскворецкой линии, следующие в сторону станции «Ховрино», и третий путь, обслуживающий поезда Большой кольцевой линии по направлению к станции «Кленовый бульвар» (против часовой стрелки). В западном зале расположены: второй путь обслуживающий поезда Замоскворецкой линии, следующие в сторону станции «Алма-Атинская», и четвёртый путь, обслуживающий поезда Большой Кольцевой линии, направляющиеся в сторону станции «Варшавская» (по часовой стрелке).

Конструкция станции - двухзальная колонная станция мелкого заложения, выполненная как единая конструкция (глубина заложения - 7 метров). Каждый из залов выполнен как колонная трёхпролётная станция мелкого заложения и сооружён по типовому проекту из сборного железобетона. Поскольку залы разделены на совмещение обеих линий, их часто различают как «восточный» и «западный», по типу же оба они идентичны другим колонным станциям мелкого заложения. Залы разделены путевой стеной и соединены переходным мостиком.

Изначально колонны восточного зала были облицованы серым мрамором, пол был выложен красно-алым гранитом. Колонны западного зала, наоборот, были облицованы красным мрамором, а пол был выложен серым гранитом. Путевые стены были облицованы белой керамической плиткой, дверцы для доступа к коммуникациям были украшены художественными вставками на тему «Жизнь страны» по две на каждую путевую стену, дублируясь. Чеканки с ГЭС и с космосом отражены зеркально от своей пары, а с ЛЭП и городом - одинаковые.

В ходе реконструкции был частично сохранён принцип «зеркальности», но поменялась облицовка: путевые стены западного зала теперь отделаны белым мрамором коелга, а колонны - чёрным лабрадоритом; в восточном зале наоборот - путевые стены отделаны лабродоритом, а колонны коелгой. Пол в обоих залах стал серого цвета, в двух оттенках. Из-за размещения над путями Большой кольцевой линии противопожарных устройств металлические вставки с этих путевых стен пришлось переместить на противоположные, поэтому теперь их там по четыре, а дверцы на стенах путей БКЛ были облицованы камнем.

Бывший тупик упразднённой Каховской линии ликвидирован и продлён в сторону станции Кленовый бульвар БКЛ. Хотя некоторые поезда БКЛ могут и отныне тоже прибывать пустыми на платформу станции Каширская в сторону Варшавской и сажать там в свои вагоны самых первых пассажиров.

На этом все, скорее всего далее буду рассказывать о кольцевой линии или серой, как пойдет. Надеюсь вам нравится рубрика.

метро, Москва, Россия

Previous post Next post
Up