В конце мая я начал вам рассказывать про новую для столицы Большую кольцевую линию метро или БКЛ, но вот наконец-то только в июле смог проехать все оставшиеся станции и сегодня продолжение, начнем со станции Электрозаводская - станция связана наземной пересадкой с одноимённой станцией на Арбатско-Покровской линии. Расположена в Басманном районе (ЦАО) и районе Соколиная Гора (ВАО). Станция открыта 31 декабря 2020 года. С момента открытия и до 16 февраля 2023 года функционировала в составе Некрасовской линии - была её конечной станцией, с 20 февраля 2023 года в составе Большой кольцевой линии.
Своё название станция получила по соседней станции Арбатско-Покровской линии. 29 июля 2015 года будущая станция была переименована постановлением Правительства Москвы в «Рубцовскую» - по находящейся рядом набережной, а 5 ноября 2019 года ей было возвращено старое название.
8 ноября 2012 в районе Соколиной горы на публичных слушаниях представлен проект планировки участка линейного объекта метрополитена проектируемой линии «Третий пересадочный контур» от проектируемой станции «Савёловская» до станции «Авиамоторная» (размещение станций метро «Авиамоторная» и «Рубцовская»), подготовленный ГАУ «НИиПИ Генплана Москвы» в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 28 июня 2011 года. Генеральный проектировщик станции - «Мосинжпроект».
Станция - колонная, трёхпролётная, мелкого заложения. Проект станции «Электрозаводская» - типовой, как и у других станций первой и второй очереди Большой кольцевой линии. Отличается он лишь в некоторых деталях и в цветовом оформлении. 2 июля 2018 года был утверждён новый дизайн-проект станции, согласно которому станция выполнена в стиле хай-тек.
Пассажирская зона станции - двухуровневая с четырьмя лестницами, которые ведут с платформы на верхний уровень над правым перегонным тоннелем, где проходит пешеходная галерея, которую украшают большие панорамные проёмы диаметром около трёх метров.
На одной из путевых стен станции, напротив пешеходной галереи, размещено масштабное историческое панно «Битва героев», на котором запечатлён собирательный образ защитника Древней Руси. Панно выполнено на стекле в технике многоцветной печати. Длина декоративной композиции - 163 метра, высота - семь метров.
Геологоразведочные работы были начаты в 2013 году.
26 января 2016 года началось строительство северо-восточного участка Большой кольцевой от «Электрозаводской» до «Авиамоторной».
12 декабря 2020 года - по участку «Лефортово» - «Электрозаводская» прошёл вагон-габарит.
12-14 декабря 2020 года - закрытие участка от станции «Нижегородская» до «Лефортово» для обкатки вводимого участка в режиме метро.
31 декабря 2020 года - открытие станции мэром Москвы.
Станция расположена на востоке Москвы, на левом берегу Яузы, вдоль Семёновской набережной, к северу от исторического района Введенских гор и к югу от путей Казанского и Рязанского направлений Московской железной дороги.
За станцией (в сторону станции «Лефортово») расположен однопутный оборотный тупик, в котором на начальном этапе (во время включения станции в Некрасовскую линию) осуществлялся оборот поездов с троекратной сменой кабины управления, т. н. «коленками назад» (такой же оборот происходил на временно-конечной станции «Орехово» Замоскворецкой линии).
«Сокольники» - станция связана пересадкой с одноимённой станцией на Сокольнической линии. Располагается в районе Сокольники (ВАО). Открыта 1 марта 2023 года в составе участка «Электрозаводская» - «Савёловская» во время церемонии полного замыкания Большой кольцевой линии. Колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой.
Своё название станция получила по соседней одноимённой станции Сокольнической линии, которая в свою очередь названа по одноимённому району и парку. 29 июля 2015 года будущая станция была переименована постановлением Правительства Москвы в «Стромынку» - по находящейся рядом одноимённой улице, а 5 ноября 2019 года ей было возвращено старое название.
18 декабря 2012 года в районе Сокольники на публичных слушаниях был представлен проект планировки участка линейного объекта метрополитена проектируемой линии «Третий пересадочный контур» от проектируемой станции «Нижняя Масловка» до станции «Авиамоторная» (размещение станции метро «Стромынка»), подготовленный ГУП НИиПИ Генплана Москвы в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 28 июня 2011 года
По другому проекту станция должна была быть возведена специалистами из Испании. Смена проекта, по информации из пресс-службы Восточного административного округа Москвы, была связана с тем, что проживающие в районе будущей станции жители высказали недовольство первоначальным проектом. Испанские специалисты предложили построить станцию по тому типу, по которому станции строят в Мадридском метрополитене. Длина станции по их проекту должна была составить всего 190 метров, что позволило бы существенно сократить площадь, которая будет задействована для строительных работ (для станций, спроектированных в Москве, стандартная длина с учётом служебных помещений составляет 300 метров). Станция должна была строиться в следующем порядке: сначала возведение бетонного ограждения котлована, позже без выемки грунта бетонирование верхней плиты станции, после чего должен был быть восстановлен первоначальный облик территории, где производится строительство. Все остальные работы по строительству станции должны были производиться исключительно под землёй (выемка грунта, а также сооружение подземных плит перекрытия и платформы).
В 2016 году, вслед за постепенным отказом от применения испанского типа станций, было принято решение об очередном изменении проекта с возвратом к платформе островного типа, но с сохранением мелкого заложения станции, что обеспечивает удобство пересадки на одноимённую станцию Сокольнической линии, которая также является станцией мелкого заложения.
Архитектурный облик станции был выбран в ходе голосования на портале «Активный гражданин», итоги подведены 13 июня 2017 года. Оформление станции должно было содержать отсылки к парку «Сокольники», в отделке запланирован контраст светлых и тёмных материалов, реализующий концепцию «техногенный лес». Над платформой станции проходят пешеходные балконные галереи; они должны были быть обрамлены светильниками, которые светили бы и на платформу, и на её потолок, украшенный перфорацией. На станции преобладают красные, белые и серые цвета. Стены и колонны выполнены из мрамора, а пол из гранита. Светодиодные лампочки в потолке должны были создать иллюзию мерцающего звёздного света на платформе станции. В дизайне должны были преобладать характерные для стиля хай-тек стекло и металл. Эскалаторы, ведущие на платформу и от платформы в вестибюль, отделены стеклянными галереями. Потолки в кассовом зале и на платформе планировалось покрыть перфорированным алюминием. Проект реализован не был.
Декоративно-художественное оформление станции посвящено строительству первой очереди Московского метрополитена: на светоотражающих панелях потолка размещены фрагменты плакатов 1930-х годов. Одна из путевых стен и часть потолка оформлена в виде большого декоративного панно в стилистике выдающихся художников и архитекторов-авангардистов первой половины XX века. Авторы оформления: архитектор А. Орлов, скульптор А. Рукавишников, художник А. Душкин.
Северный вестибюль имеет выходы в подуличный переход под Сокольническим Валом, к главному входу парка Сокольники и трамвайному кольцу «Сокольническая застава». Южный вестибюль имеет выход на улицу Стромынка, через него же осуществляется пересадка на станцию Сокольнической линии.
«Рижская» - станция связана пересадкой с одноимённой станцией на Калужско-Рижской линии. Расположена на границе района Марьина Роща (СВАО) и Мещанского района (ЦАО). Открыта 1 марта 2023 года в составе участка «Электрозаводская» - «Савёловская» во время церемонии полного замыкания Большой кольцевой линии. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой.
Своё название станция получила по соседней одноимённой станции Калужско-Рижской линии и по Рижскому вокзалу, близ которого расположены обе станции. 8 апреля 2015 года будущая станция была переименована постановлением Правительства Москвы в «Ржевскую» - по находящейся рядом одноимённой железнодорожной платформе, а 5 ноября 2019 года ей было возвращено старое название.
Станция расположена на территории Мещанского района и района Марьина Роща, возле Крестовского путепровода и Рижской площади. Это ближайшая к Московскому Кремлю станция Большой кольцевой линии и одна из двух, наряду со станцией «Электрозаводская», которая расположена в ЦАО Москвы. Строительство велось на территории, которую занимал Рижский радиорынок. Станция образует пересадочный узел со станцией «Рижская» Калужско-Рижской линии.
На станции сооружен один вестибюль с выходами к железнодорожным платформам, проспекту Мира, Водопроводному переулку, остановкам наземного транспорта, жилой и общественной застройке.
Архитектурный облик станции был выбран в ходе голосования на портале «Активный гражданин», итоги подведены 13 июня 2017 года. Основным элементом оформления станции является повторяющаяся в дизайне арка, реализующая концепцию «портал в город». Проект станции разработан бюро Blank ARCHITECTS (Россия).
«Марьина Роща» - станция связана пересадкой с одноимённой станцией на Люблинско-Дмитровской линии. Расположена в районе Марьина Роща (СВАО). Открыта 1 марта 2023 года в составе участка «Электрозаводская» - «Савёловская» во время церемонии полного замыкания Большой кольцевой линии. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. Стала второй по глубине станцией в Московском метрополитене после станции «Парк Победы», но при этом с самым длинным эскалатором в Московском метрополитене, отобрав этот титул у станции «Парк Победы».
Своё название станция получила по соседней одноимённой станции Люблинско-Дмитровской линии. 8 апреля 2015 года будущая станция была переименована постановлением Правительства Москвы в «Шереметьевскую» - по находящейся рядом одноимённой улице, а 5 ноября 2019 года ей было возвращено старое название.
Станция находится вдоль 3-го проезда Марьиной Рощи на пересечении с Шереметьевской улицей и имеет один вестибюль в сквере между 4-м и 5-м проездами Марьиной Рощи. Из западного торца осуществляется пересадка на расположенную в непосредственной близости станцию «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии. Также предполагается, что будет производиться пересадка и на остановочный пункт Марьина Роща Рижского направления МЖД в составе линии МЦД-2 Московских центральных диаметров.
Проект станции «Марьина Роща» планировался типовым, как и у других станций Большой кольцевой линии, построенных «испанским» методом - с использованием большого 9-метрового тоннелепроходческого комплекса. В 2016 году, после отказа от сотрудничества с Bustren, АО «Мосинжпроект» создало новый проект, в котором заложение станции вновь становилось глубоким, а платформа - островной, что позволило создать достаточно удобный пересадочный узел.
Архитектурный облик станции был выбран в ходе голосования на портале «Активный гражданин», итоги подведены 13 июня 2017 года. Оформление станции содержит отсылки к фарфору, основным цветом станции стал белый. Пилоны отделаны гранитом и стилизованы под выпуклые фарфоровые колонны. Пол уложен гранитом серых оттенков.
На дальнюю перспективу было запланировано строительство от станции двух новых линий: Молжаниновской на северо-запад через одноимённый район в Зеленоград и Мытищинской на северо-восток в Мытищи и Королёв. В связи с развитием проекта МЦД и отказа от продления существующих линий метро в область судьба этих планов неизвестна.
«Савёловская» - станция связана пересадкой с одноимённой станцией на Серпуховско-Тимирязевской линии. Своё название получила по Савёловскому вокзалу. Расположена на границе Савёловского и Бутырского районов (САО и СВАО) под улицей Нижняя Масловка. Открыта 30 декабря 2018 года продлением совмещённого участка Солнцевской и Большой кольцевой линии на один перегон. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой.
24 июня 2008 года постановлением Правительства Москвы на основании предложения городской межведомственной комиссии по наименованию территориальных единиц, улиц и станций метрополитена было утверждено название «Нижняя Масловка». В конце октября (или в августе) 2018 года это проектное название заменено на «Савёловская».
По первоначальным планам, станция должна была открыться к 2015 году. В 2011 году появились планы открыть станцию в 2014 году, но через год дату открытия вновь перенесли на 2015 год. В октябре 2014 года открытие было перенесено сначала на 2016 год, в августе 2015 года новым сроком открытия был назван 2017 год, а всего через 2 месяца, в октябре 2015 года - уже 2018 год.
В начале мая 2018 года заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин сообщил, что станцию планируется открыть в середине декабря 2018 года.
21 июля 2018 года было объявлено о переносе предполагаемой даты открытия станции на начало 2019 года.
В августе 2018 года в СМИ станция фигурировала под новым названием «Савёловская», при этом в качестве возможного срока открытия вновь стал рассматриваться конец этого же года.
30 декабря 2018 года станция была открыта для пассажиров мэром Москвы.
25 января 2019 года открыли второй вестибюль станции, выходящий непосредственно к Савёловскому вокзалу.
С момента открытия станция являлась частью двух маршрутов: Солнцевской и Большой кольцевой линии. После возобновления работы станции метро «Деловой центр» 12 декабря 2020 года, движение Солнцевской линии по участку «Хорошевская» - «Савёловская» прекратилось.
1 апреля 2021 года, после открытия станций «Народное Ополчение» и «Мнёвники», на Большой кольцевой линии было организовано вилочное движение: часть поездов следует до станции «Деловой центр», а часть - до «Мнёвников» (с 7 декабря 2021 года - до «Каховской», а с 1 марта 2023 года, после замыкания БКЛ - по кольцу против часовой стрелки). 22 июня 2024 года движение по маршруту «Савёловская» - «Деловой центр» прекращено с связи с закрытием станций «Шелепиха» и «Деловой центр.
С 23 июля по 15 августа 2022 года станция была закрыта в связи с подготовкой к присоединению нового участка Большой кольцевой линии.
Станцию изначально планировалось построить горнопроходческим способом (два тоннеля - для движения поездов и один - для платформенной части «Нижней Масловки»). Проектной компанией «Геодата Инжиниринг» предлагались технологии, предполагающие односводчатую конструкцию. Проектировщики считали, что такой метод позволил бы построить станцию не за 36 месяцев, а за 24. Однако в конечном итоге выбор сделан в пользу горного способа строительства.
Генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству - АО «Мосинжпроект».
Станция расположена вблизи улиц Нижней Масловки и Бутырской и является пересадочной на станцию «Савёловскую» Серпуховско-Тимирязевской линии и Савёловский вокзал (прямой выход открыт 27 января 2019 года), к 2020 году планируемого к преобразованию в остановочный пункт МЦД. Пассажиры входят и выходят через два подземных вестибюля к железнодорожным платформам Савёловского вокзала, платформе Савёловская (соединительной линии) и на обе стороны Бутырской улицы.
Рядом со станцией будет возведён транспортно-пересадочный узел «Савёловская», первый этап строительства которого предполагалось завершить к запуску станции Большой кольцевой линии.
Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения, глубиной 63-65 м. Сообщалось, что это будет последняя станция глубокого заложения в Москве, однако позже было решено, что станции «Марьина Роща» и «Рижская» тоже будут глубокого заложения.
Станция оформлена в серой цветовой гамме, в цвет Серпуховско-Тимирязевской линии, на которую осуществляется пересадка. Отделка станции выполнена с использованием серого и белого мрамора, а также серого и чёрного гранита. Отделка путевых стен и части поверхностей пилонов представлена в виде необлицованных тюбингов, покрытых прозрачными панелями, что по замыслу проектировщиков должно напоминать «стеклянный тоннель с алюминиевым каркасом». Над порталами, ведущими из центрального зала на посадочные платформы, написаны названия станции на русском и английском языках.
За станцией имеется шесть стрелочных переводов, перекрёстный съезд, два станционных пути для оборота и отстоя подвижного состава. Один из станционных путей (3 путь) переходит в служебную соединительную ветвь к Серпуховско-Тимирязевской линии. 23 октября 2017 года было объявлено, что строительство оборотных тупиков завершено.
При проектировании станции на ней предполагалась установка платформенных раздвижных дверей, от чего впоследствии было решено отказаться из соображений учёта пассажиропотока и интервала движения.
«Петровский парк» - станция связана пересадкой со станцией «Динамо» Замоскворецкой линии. Расположена в районе Аэропорт (САО); названа по одноимённому парку. Открыта 26 февраля 2018 года в составе участка «Деловой центр» - «Петровский парк». Колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой.
Решение о присвоении станции названия «Петровский парк» принято Постановлением Правительства Москвы от 24 июня 2008 года. Станция названа в честь близлежащего Петровского парка.
Генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству - АО «Мосинжпроект».
Согласно заявлению префектуры САО Москвы, сделанному в конце 2010 года, станцию предполагалось открыть в 2015 году на новой Ходынской линии (первом участке Большой кольцевой линии). В дальнейшем сроки завершения строительства ежегодно переносились вплоть до начала 2018 года
Станция открылась 26 февраля 2018 года в составе участка «Деловой центр» - «Петровский парк», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 212 станций. С момента открытия станция являлась частью двух маршрутов: Солнцевской и Большой кольцевой линии. После возобновления работы станции метро «Деловой центр» 12 декабря 2020 года, движение Солнцевской линии по участку «Парк Победы» - «Савёловская» прекратилось.
Подземный переход на станцию «Динамо» был открыт 29 декабря 2020 года.
Проект станции «Петровский парк» типовой, как и у других станций первой очереди Большой кольцевой линии. Станция отличается лишь в деталях и в цветовом оформлении. Станция оформлена в зелёной цветовой гамме, по цвету Замоскворецкой линии, на которую осуществляется пересадка. Платформа станции отделана серым и чёрным гранитом, путевые стены - белым мрамором, колонны - зелёным мрамором. В дизайн станции вписаны изображения Петровского путевого дворца, находящегося неподалёку и парковой архитектуры. Декоративные панно размещены в вестибюлях на подвесных потолках над эскалаторными наклонными ходами и торцевых стенах эскалаторных спусков. Они выполнены московскими художниками-монументалистами Василием Бубновым Архивная копия от 8 октября 2018 на Wayback Machine и Екатериной Бубновой, которой в сентябре 2020 года была присуждена премия города Москвы 2020 года в области литературы и искусства в номинации «Дизайн» за художественное оформление станции
Станция метро «Петровский парк» Большой кольцевой линии расположена между станциями «ЦСКА» и «Савёловская». Выходы ведут на обе стороны Ленинградского проспекта, к стадиону «Динамо» и к Петровскому парку. Один из выходов в город со станции расположен в районе улицы Театральная аллея, дом 3, строение 1.
На станции организована пересадка на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии. Открытие подземного перехода между метро «Динамо» и «Петровский парк» первоначально было намечено на сентябрь 2018 года. Но несмотря на объявленную дату, открытие в сентябре не состоялось и было перенесено на конец 2019 - начало 2020 года, по той же причине, по которой переход не был введён в эксплуатацию сразу, в день открытия станции - в связи со сложной гидрогеологической обстановкой, до его открытия использовалась наземная пересадка, не влиявшая на возможность пересадки на МЦК. В сентябре 2019 года открытие пересадки перенесли на конец 2020 года.
Полноценный подземный переход между станциями «Динамо» и «Петровский парк» открыт 29 декабря 2020 года. Продолжение следует.