Большая кольцевая линия метро(часть 1)

May 24, 2024 10:00



Пришло время рассказать про самую новую линию метро, вернее про новое кольцо. Большая кольцевая линия (сокращённо - БКЛ - одиннадцатая по официальной нумерации (двенадцатая по хронологии) и самая длинная линия Московского метрополитена (с 26 декабря 2009 года по 1 марта 2023 статус принадлежал Арбатско-Покровской линии). На ней осуществляется круговое движение и имеется вилочное ответвление от «Хорошёвской» до «Делового центра», которое в перспективе преобразуется в перегон «Шелепиха» - «Деловой центр» строящейся Рублёво-Архангельской линии и служебную соединительную ветвь «Хорошёвская» - «Шелепиха», в связи с чем с марта 2024 года по 2026 год будут закрыты станции «Шелепиха» и «Деловой центр». Является крупнейшим в мире реализованным проектом в метростроительной отрасли.

Ещё в 1947 году существовали планы строительства полукольцевой линии метрополитена на юге и востоке города с перспективой замыкания в кольцо. Линия должна была пройти на расстоянии двух-трёх станций от уже строившейся тогда Кольцевой линии



«Кленовый бульвар» - станция Московского метрополитена на Большой кольцевой линии. Расположена в районе Нагатинский Затон (ЮАО); названа по одноимённому бульвару. Открыта 1 марта 2023 года в составе участка «Каховская» - «Нижегородская» во время церемонии полного замыкания Большой кольцевой линии. Колонная станция мелкого заложения с двумя береговыми платформами.

Изначальное проектное название станция получило по району Нагатинский Затон. Нынешнее название присвоено постановлением Правительства Москвы № 673-ПП от 20 октября 2015 года по проходящему вблизи будущей станции Кленовому бульвару.

Находится между станциями «Нагатинский Затон» и «Каширская», вблизи парка «Коломенское», у пересечения Коломенской улицы с Кленовым бульваром.





На базе станции будет организован транспортно-пересадочный узел «Кленовый бульвар», в составе которого откроется гостиничный комплекс, основной задачей которого будет обслуживание музея-заповедника «Коломенское».

22 ноября 2017 года был объявлен открытый конкурс на архитектурный облик станций метро «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар». Итоги конкурса были объявлены 27 марта 2018 года, победителем названо архитектурное бюро «ARCHSLON». Дизайн станции отсылает к расположенной рядом усадьбе «Коломенское»: входные группы станции напоминают силуэты куполов дворца Алексея Михайловича, а элементы освещения сделаны в стиле сетчатой керамики



В сентябре 2018 года стало известно, что в отдалённой перспективе от станции планируется провести линию, которая, по предварительным данным, дойдёт до Капотни. В настоящий момент подобное продление планируется после 2030 года.



«Нагатинский Затон» - станция Московского метрополитена на Большой кольцевой линии. Расположена в районе Нагатинский Затон (ЮАО), по которому и получила своё название. Открыта 1 марта 2023 года в составе участка «Каховская» - «Нижегородская» во время церемонии полного замыкания Большой кольцевой линии

Проектное название дано по району Нагатинский Затон. Ранее это проектное название принадлежало соседней станции, впоследствии переименованной в «Кленовый бульвар».





В апреле 2021 года появилась информация о том, что станция будет называться «Корабельная», по названию близлежащей улицы. Летом 2021 года на портале «Активный гражданин» прошло голосование по выбору названия станции. Наибольшее количество голосов получил вариант «Нагатинский Затон» - и 10 августа 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин утвердил это название станции.

Станция располагается на юге Москвы, в районе Нагатинский Затон, на берегу Москвы-реки, возле дома № 3 по Коломенской улице, на месте существующих гаражей, в 500 метрах от бывшей территории судостроительного завода. В декабре 2019 года было принято решение соорудить через Нагатинский затон мост, который соединит дома на улице Речников и Судостроительной улице со строящейся на тот момент станцией. Строительство моста началось в 2023 году, плановый срок сдачи - 2025 год.

Станция имеет один подземный вестибюль с выходом на чётную сторону Коломенской улицы.







Изначально предполагалось построить станцию лишь в качестве эвакуационного выхода, однако впоследствии мэром Москвы Сергеем Собяниным было принято решение о строительстве полноценной станции. Станцию предполагалось открыть в составе юго-восточного участка Большой кольцевой линии, открытие которого было запланировано на 2023 год, - что и произошло 1 марта этого года.

В 2007-2011 году станцию метро «Нагатинский Затон» планировалось соединить тоннелем с проектируемым Четвёртым транспортным кольцом, которое проходило бы вместе с линией метро под парком Коломенское до Печатников, далее автомобильная дорога должна была пересекать Москву-реку через мост. Для прокладки этого тоннеля планировалось приобрести в Германии самый большой в мире щит «Херренкнехт» диаметром 19 метров.





22 ноября 2017 года был объявлен открытый конкурс на архитектурный облик и дизайн станций метро «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар». Итоги конкурса были объявлены 27 марта 2018 года, победителями названы архитектурные бюро «za bor architects» и ARCHSLON. Оформление станции включает мозаичные изображения 12 видов речной фауны, обитающих в реках Московского региона. Основные декоративные элементы станции - панно, выполненные в мозаичной технике из натурального камня и смальты. Их автор - мастер-мозаичист Максим Козлов. Вестибюль станции украшают миниатюрные изображения рыб, выполненные с помощью фрезеровки по мрамору, заполненные краской.



«Печатники» - станция Московского метрополитена на Большой кольцевой линии. Связана пересадкой со станцией «Печатники» на Люблинско-Дмитровской линии. Располагается в районе Печатники (ЮВАО), по которому и получила своё название. Открыта 1 марта 2023 года в составе участка «Каховская» - «Нижегородская» во время церемонии полного замыкания Большой кольцевой линии.

Располагается между станциями «Текстильщики» и «Нагатинский затон», в непосредственной близости от станции «Печатники» на Люблинско-Дмитровской линии.

На базе станции планируется строительство транспортно-пересадочного узла, в который войдёт автобусный терминал и многофункциональный комплекс с офисами, магазинами и гостиницей.

На станции имеются пересадки на одноимённую станцию Люблинско-Дмитровской линии и на одноимённый остановочный пункт Курского направления Московской железной дороги и линии МЦД-2.







Колонная станция мелкого заложения с двумя береговыми платформами. Заказчиком разработки концепции станции выступило АО «Мосинжпроект», а автором стало ОАО «Ленметрогипротранс». 17 октября 2018 года Архитектурный совет отклонил представленный дизайн-проект и предложил проработать наземную инфраструктуру пересадочной станции и уделить больше внимания логистике и комфорту пассажиров, рассмотрев более простые варианты оформления. В июне 2019 года главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов сообщил, что станция будет оформлена в стиле необрутализм в чёрном, белом и сером цветах с использованием нержавеющей стали, натурального камня и алюминия, а наземные вестибюли будут выполнены в виде книжной полки.



«Текстильщики» - станция Московского метрополитена на Большой кольцевой линии. Связана пересадкой со станцией «Текстильщики» Таганско-Краснопресненской линии. Расположена на границе районов Печатники и Текстильщики (ЮВАО), по последнему из которых и получила своё название. Открыта 1 марта 2023 года в составе участка «Каховская» - «Нижегородская» во время церемонии полного замыкания Большой кольцевой линии.

Станция находится между Волгоградским проспектом, Люблинской и Шоссейной улицами. Планируется использовать часть инфраструктуры, уже существующей при станции «Текстильщики» Таганско-Краснопресненской линии, в том числе имеющийся подуличный переход, для организации пересадки по принципу «сухие ноги» на одноимённые станцию Таганско-Краснопресненской линии и платформу Курского направления МЖД.



Колонная станция мелкого заложения с двумя береговыми платформами. Цветовая гамма интерьера станции выполнена в серых тонах с использованием гранита и мрамора. Особенность дизайна - двухуровневый потолок из алюминиевых панелей в совокупности с закарнизной подсветкой голубого цвета, создающий геометрию ткацкого станка.

Станция «Текстильщики» Большой кольцевой линии является одной из нескольких станций Московского метрополитена, на которой название расположено не на путевых стенах, а в середине зала (наряду со станциями «Воробьёвы горы», «Коньково», «Красногвардейская», «Крылатское», «Славянский бульвар», «Печатники» и «Кленовый бульвар»).



«Нижегородская» - кросс-платформенная станция Московского метрополитена на Большой кольцевой и Некрасовской линиях, для последней является западной тупиковой конечной. Связана пересадкой с одноимённой станцией на Московском центральном кольце. Расположена в Нижегородском районе (ЮВАО), названа по одноимённой улице. Открытие станции на Некрасовской линии состоялось 27 марта 2020 года в составе участка «Косино» - «Лефортово», а на Большой кольцевой открытие состоялось 20 февраля 2023 года в составе участка «Электрозаводская» - «Нижегородская» (станции «Электрозаводская», «Лефортово» и «Авиамоторная» переданы в состав Большой кольцевой линии). На базе станции создан крупный транспортно-пересадочный узел «Нижегородская».

На раннем этапе проектирования в интерьере станции планировалось отразить архитектуру Нижнего Новгорода и мотивы традиционных для региона народных промыслов.





«Нижегородская» входит в одноимённый ТПУ, архитектурой всего комплекса занималось ООО «Архитектурное бюро Тимура Башкаева», именно под их контролем непосредственно проект и интерьеры здания станции разрабатывала компания «Ленметрогипротранс». Дизайн был утверждён Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы. Проект благоустройства территории перед входом на станцию осуществила компания Arteza. Перед входом установлен памятник, посвящённый метрополитену Москвы, авторства ООО «АБТБ», изготовитель - компания «Албирис».

Колонная пятипролётная станция мелкого заложения, является самой широкой одноуровневой станцией в России. Общая планировка конструкции станции напоминает станцию нижегородского метро «Московская», однако отличается от неё большей шириной платформ и колонн, меньшим числом межколонных проёмов и наличием накопительной площадки над платформами, тогда как в Нижнем Новгороде переход между платформами осуществляется через мостик в станционном зале. Два центральных пути используются поездами Некрасовской линии, а два крайних - поездами Большой кольцевой линии.

Оформление содержит отсылки к конструктору «LEGO»: станция украшена большими разноцветными элементами отделки, складывающимися в простые формы. В отделке станции используются металлокерамические и керамогранитные панели жёлтого, оранжевого, зелёного и голубого цветов, а также серый крупноформатный керамогранит, имитирующий бетон. Цветные панели визуально разделяют станцию на несколько зон разных цветов, что по задумке проектировщиков должно послужить пассажирам навигационной системой. Потолок отделан алюминиевыми панелями, стены и карнизы украшены современной графикой. Освещение станции комбинированное, состоящее из прямого и отражённого света. Стены переходов, вестибюлей и платформ облицованы керамогранитом и натуральным камнем. Пол станции покрыт шлифованным и полированным гранитом серых и коричневых оттенков.

Станция расположена на Нижегородской улице недалеко от пересечения путей Малого кольца Московской железной дороги и Горьковского направления МЖД. Планируется организация транспортно-пересадочного узла «Нижегородская», который станет крупнейшим в Москве.

Станция имеет два подземных вестибюля: юго-восточный с выходом в подуличный переход под Рязанским проспектом и северо-западный с выходами к платформе Нижегородская МЦК и платформе Нижегородская Горьковского направления. Вход в северо-западный подземный вестибюль расположен под платформой МЦК и осуществляется через два надземных вестибюля, оформленных в виде белых зданий с панорамным остеклением и наклонной крышей по бокам от эстакады Малого кольца МЖД, а также через объединённое здание ТПУ. Станция оснащена 12 эскалаторами и пятью лифтами для маломобильных граждан.



За станцией в сторону станции «Авиамоторная» предусмотрены съезды на Некрасовскую линию, а также однопутный оборотный тупик для оборота составов. В отличие от станции «Московская» Нижегородского метрополитена, пути для зонного оборота поездов Некрасовской линии расположены в северо-западной горловине станции, вместе с соединительными съездами на участок БКЛ, который до февраля 2023 года был в составе Некрасовской линии.

После 2022 года в восточном направлении от данной станции планировалось строительство новой радиальной линии, конечная станция которой будет находиться на территории города Балашиха. В зависимости от трассировки линии по территории Москвы (через Гольяново или через Перово), гипотетическая линия может прийти в северную или южную часть Балашихи. Для упрощения возможности будущего строительства этой линии при строительстве Большой кольцевой линии обустроили задел в виде камеры съездов. Однако 30 мая 2019 года на совместном совещании Министерством транспорта РФ, ОАО «РЖД», мэрией Москвы и Правительством Московской области было принято решение не строить новые радиусы в подмосковные Мытищи, Балашиху и Красногорск, а сосредоточиться на строительстве линий МЦД по этим направлениям.



«Авиамоторная» - станция Московского метрополитена на Большой кольцевой линии. Расположена в районе Соколиная Гора (ВАО) вдоль проезда Энтузиастов. Открытие состоялось 27 марта 2020 года в составе участка «Лефортово» - «Косино». С момента открытия и до 16 февраля 2023 года станция функционировала в составе Некрасовской линии. Пересадочная с одноименной станцией на Калининской линии.

Первый проект строительства хордовой линии с пересадочным узлом на станции «Авиамоторная» появился в 1985 году. Этот проект неоднократно корректировался.

В феврале 2011 года было объявлено о планах строительства новой Кожуховской линии от «Авиамоторной». Согласно первоначальному проекту, предполагалось сделать «Авиамоторную» станцией глубокого заложения. В ноябре 2011 года планы были скорректированы, и было решено построить станцию мелкого заложения. Также планировалось, что станция «Авиамоторная» войдёт в состав транспортно-пересадочного узла.





В апреле 2012 года было заявлено, что Кожуховская линия (в 2018 получившая название Некрасовская линия) может быть продлена от «Авиамоторной» в центр города. Позже было решено, что станция будет построена в составе Некрасовской линии, а затем будет передана в состав Большой кольцевой линии.

Станция находится в месте, которое ранее занимали Лефортовский рынок и тяговая электроподстанция Мосгортранса.

На базе станции сооружён транспортно-пересадочный узел. В него входят две станции метро, железнодорожная платформа «Авиамоторная» Казанского и Рязанского направлений Московской железной дороги, а также остановки городского общественного транспорта.

Подземный переход на одноимённую станцию Калининской линии находится в стадии строительства. До окончания его строительства пассажиры осуществляют пересадку через наземный пешеходный переход по Дангауэровскому путепроводу. Расстояние между вестибюлями около 350 метров. Открытие подземного перехода несколько раз переносилось.





Конструкция станции - колонная трёхпролётная мелкого заложения. Архитектурно-художественное решение посвящено авиационной тематике и соответствует названию станции. Путевые стены выполнены из нержавеющей стали, пол - из натурального камня, а потолок - из алюминия. В оформлении станции преобладают серые, чёрные и белые тона. Колонны и светильники на платформе повторяют форму деталей самолёта, а потолки из реечных панелей в вестибюле создают ощущение воздушных потоков. На потолке изображен облачный шлейф, который оставляет пролетевший авиалайнер. След от самолёта имитирует и множество светодиодных и неоновых светильников из алюминия.

На станции работают три эскалатора и лифт. Позднее, после ввода в эксплуатацию второго вестибюля и перехода на станцию «Авиамоторная» Калининской линии, заработают ещё шесть эскалаторов и четыре лифта. Переход на Калининскую линию будет расположен в центре зала.



«Лефортово» - станция Московского метрополитена на Большой кольцевой линии. Расположена в районе Лефортово (ЮВАО), по которому и названа. Открытие состоялось 27 марта 2020 года в составе участка «Лефортово» - «Косино». С момента открытия и по 16 февраля 2023 года станция функционировала в составе Некрасовской линии.

Колонная двухпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой

Проект планировки участка линейного объекта метрополитена проектируемой линии Третий пересадочный контур от проектируемой станции «Савёловская» до станции «Авиамоторная» в районе Лефортово (размещение станций метро «Авиамоторная» и «Лефортово») подготовлен ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 28 июня 2011 года № 486-РП «О реализации первоочередных мер по развитию метрополитена и разработке проектов планировки объектов транспортной инфраструктуры» по заказу Москомархитектуры.







Станция расположена на востоке Москвы, в одноимённом районе. Первоначально предполагалось, что станция будет построена вдоль Солдатской улицы, между пересечениями с 1-м Краснокурсантским проездом и Каменнослободским переулком. На станции было запроектировано два вестибюля, связанные с платформой эскалаторами. По настоянию жителей района проект был изменён, и станция стала располагаться на пересечении Солдатской и Наличной улиц, на территории сквера у кинотеатра «Спутник». Учитывая плотность застройки, у неё имеется один выход - на Наличную улицу, к жилым домам и остановкам общественного транспорта, а подземный вестибюль расположен под спортивной площадкой между Наличной улицей и кинотеатром «Спутник». Второй вестибюль построен лишь в качестве эвакуационного выхода.

Колонная двухпролётная станция мелкого заложения с одной платформой островного типа. Оснащена восемью эскалаторами и тремя лифтами для маломобильных пассажиров.

Станция «Лефортово» построена по типовому проекту, как и большинство других станций первой и второй очереди Большой кольцевой линии, отличается она в основном лишь деталями и цветовым оформлением. При отделке станции использовался белый мрамор, светло-серый сибирский и чёрный (габбро-диабаз) гранит, фибробетон и алюминиевые панели. Колонны облицованы плитками чёрного и белого цвета. Пол станции освещается светодиодными лампами.





Архитектурно-художественное решение станции связано с историей района Лефортово времен Петра I. Интерьеры станции стилизованы под старинные гравюры того времени, рубежа ХVII-XVIII веков. Монохромные тематические рисунки в кассовом зале и вестибюле напоминают о богатом историческом наследии района. При художественном оформлении были использованы как традиционная роспись, так и плоттерная печать на металле.

На сегодня все, но продолжение следует...

метро, Москва, Россия

Previous post Next post
Up