Сокольническая линия метро(часть 4)

Feb 16, 2024 10:00



После долгого перерыва продолжаю рассказывать о красной, Сокольнической линии метро, начинаем на станции метро «Проспект Вернадского» - станция Сокольнической линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Университет» и «Юго-Западная». Находится на территории района Проспект Вернадского Западного административного округа Москвы. Связана пересадкой с одноименной станцией на Большой кольцевой линии.



Станция открыта 30 декабря 1963 года при продлении Кировско-Фрунзенской линии (сейчас - Сокольническая линия) на юго-запад от станции «Университет» в составе участка «Университет» - «Юго-Западная», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 68 станций.

Станция получила название по одноимённому проспекту, который назван в честь русского академика, минералога и геохимика Владимира Ивановича Вернадского.

Станция имеет два выхода. Остеклённый наземный северный павильон в 2001 году встроен в торговый центр, слева от выхода из метро расположен парк 50-летия Октября, через который идёт пешеходная дорога к району Раменки и Мичуринскому проспекту. Южный наземный вестибюль соединён с подземными переходами под проспектом Вернадского (несколько выходов к кинотеатру «Звёздный» и крупной автобусной остановке).

Станция имеет переход в центре зала на одноимённую станцию Большой кольцевой линии с двумя лестничными пролётами, уходящими под платформу и далее переходящими в пешеходный тоннель. По перспективной схеме развития метрополитена 1965 года вдоль улицы Удальцова (чётная сторона) было запланировано строительство Большой кольцевой линии, поэтому ещё на этапе строительства станции под ней была сооружена монолитная заготовка перехода вниз на будущую станцию Большого кольца (аналогичная заготовка была использована на этапе строительства перехода между станциями «Каховская» и «Севастопольская»).

Для строительства этой пересадки с 17 июля по 8 августа 2021 года было закрыто движение поездов на участке «Спортивная» - «Тропарёво», позднее, с 26 июля 2021 года было восстановлено движение от «Спортивной» до «Университета» и от «Тропарёво» до «Юго-Западной». С 9 августа 2021 года было восстановлено движение между станциями «Университет» и «Юго-Западная» (без остановки на «Проспекте Вернадского»), полноценно станция заработала с 23 августа 2021 года. Открытие пересадки произошло 7 декабря 2021 года, одновременно с открытием новой станции метро. С обеих сторон новой станции находятся три эскалатора, выходящие в подземные вестибюли, совмещённые с подземными переходами.

Конструкция станции - колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения - 8 метров). Сооружена по типовому проекту. Станция расположена под проспектом Вернадского.

На станции два ряда по 40 квадратных колонн. Колонны облицованы белым уральским мрамором с желтоватым отливом. Путевые стены отделаны глазурованной керамической плиткой: верх - жёлтого, белого и голубого цветов, низ - чёрного. Пол выложен серым и чёрным гранитом. Светильники скрыты в ребристом потолке.

В северном вестибюле установлен мраморный бюст В. И. Вернадского работы скульптора З. М. Виленского.



«Юго-Западная» - расположена между станциями «Проспект Вернадского» и «Тропарёво». Находится на территории района Тропарёво-Никулино Западного административного округа Москвы. Станция была конечной на протяжении 51 года.

Станция открыта 30 декабря 1963 года при продлении Кировско-Фрунзенской линии (сейчас - Сокольническая) на юго-запад от станции «Университет» в составе участка «Университет» - «Юго-Западная», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 68 станций. Располагалась близ деревень Тропарёво и Никулино, вошедших тогда в состав Москвы. Являлась конечной южного радиуса линии в течение пятидесяти лет, до её продления в 2014 году до станции «Тропарёво» на один перегон. Названа по своему расположению на юго-западе Москвы, в историческом жилом районе Юго-Запад. В 1991 году при установлении нового административно-территориального деления Москвы станция оказалась на территории вновь образованного Западного округа; таким образом, связь между названием станции и её расположением нарушилась.





Первый дом массовой жилой застройки появился в районе лишь в 1967 году. До этого станцией могли пользоваться жители окрестных сёл - Тропарёво и Никулино.

Возле «Юго-Западной» расположено много высших учебных заведений - МПГУ, МИРЭА, МГИМО, РУДН, МИТХТ, РАНХиГС и другие.

От «Юго-Западной» следуют автобусы и маршрутные такси в районы Очаково, Солнцево, Ново-Переделкино, Тропарёво-Никулино, Московский, аэропорт «Внуково». Станция также является ближайшей для части жителей района Проспект Вернадского. После открытия станции «Саларьево» и одноимённого ТПУ часть маршрутов наземного общественного транспорта была перенесена к ней, что позволило разгрузить «Юго-Западную».

В первом квартале 2017 года на станции была произведена замена турникетов на более современные.

В 2002 году было принято решение построить Солнцевскую линию лёгкого метро от станции «Юго-Западная» (по аналогии с Бутовской). Из планов развития метрополитена следовало, что сдача линии планировалась в 2013 году. Станция «Юго-Западная» должна была стать пересадочным узлом. Рядом со станцией планировали построить вторую для новой линии, между станционными залами планировалось большое подземное пространство с предприятиями торговли. Но в связи с последующим решением вести нынешнюю Солнцевскую линию в ту же сторону по первоначальному проекту от станции «Парк Победы», от этих планов отказались.



Расположена на пересечении проспекта Вернадского, улицы Покрышкина и улицы 26 Бакинских Комиссаров. Вестибюли соединены с подземными переходами под проспектом. Выход в город осуществляется через четыре остеклённых павильона, которые находятся по обеим сторонам проспекта Вернадского.

Конструкция станции - колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения восемь метров). Сооружена по типовому проекту. На станции два ряда по 38 квадратных колонн.

Колонны станционного зала облицованы белым мрамором. Путевые стены изначально были отделаны светло-зелёной глазурованной керамической плиткой (снизу - плитка чёрного цвета). С февраля по сентябрь 2016 года были проведены работы по переоблицовке путевых стен на алюминиевые композитные панели бирюзового цвета (цоколь стен облицован чёрным мрамором). Пол станции выложен серым гранитом, светильники скрыты в ребристом потолке.

За станцией в сторону «Тропарёво» был расположен перекрёстный съезд между главными путями. Во время очередного закрытия участка «Университет» - «Тропарёво» в начале 2015 года этот съезд был урезан до пошёрстного в целях безопасности.



«Тропарёво» - расположена на Сокольнической линии между станциями «Юго-Западная» и «Румянцево». Располагается на границе района Тропарёво-Никулино Западного административного округа и района Тёплый Стан Юго-Западного административного округа Москвы, к юго-западу от места слияния проспекта Вернадского и Ленинского проспекта. Станция была открыта 8 декабря 2014 года и стала конечной южного радиуса линии до её продления 18 января 2016 года на один перегон до станции «Румянцево». Получила название по району Тропарёво-Никулино.

Конструкция станции - односводчатая мелкого заложения (глубина - 12 м). Проект был разработан коллективом проектно-конструкторского бюро «Инжпроект». Станция запроектирована односводчатой с одним рядом встроенных в пол и направленных к потолку декоративных структур с отблескивающей металлической поверхностью, стилизованных под деревья (это связано с тем, что Тропарёво у москвичей ассоциируется с одноимённым лесопарком), как на «Алма-Атинской». Проект предусматривал, что, в отличие от последней, структуры не содержали бы дополнительных элементов освещения, а равномерно бы распределяли его за счёт своей яркости и подвешенных на потолке зеркал (сам свет исходил бы из диодов, подвешенных между зеркалами и деревьями). Приблизительно такой же потолочный дизайн уже воплощён на действующей станции «Лермонтовский проспект» Таганско-Краснопресненской линии, но там своеобразный потолок держат сразу несколько пластинчатых опор.





После монтирования первой вставки в мае 2014 года, тем не менее, стало понятно, что данный проект неосуществим в силу неудобств, связанных, во-первых, со слишком ярким зеркальным отражением подсветки от пола, а во-вторых, с чрезмерной нагрузкой тонких проводков на декоративные деревья, создающих опасность для стоящих на платформе людей при ветровых потоках. В июле 2014 года первая смонтированная очередь потолочных зеркал и световых дорожек была демонтирована, а в августе «Инжпроект» представил иной проект отделки, в рамках которого потолочные конструкции представляют собой круглые люстры-светильники, окружающие крону деревьев. Таким образом, исчезла необходимость в монтировании огромных зеркальных панно, а также опасность нагрузки на опоры чрезмерного веса. Из-за изменений в проекте строительство станции было замедлено с июля по сентябрь 2014 года, что привело к сдвигу даты открытия примерно на 3 месяца.

Станция расположена на чётной стороне Ленинского проспекта. На станции имеется два подземных вестибюля с подземными переходами под Ленинским проспектом. Из юго-западного вестибюля можно выйти к жилому микрорайону по нечётной стороне Ленинского проспекта, а из северо-восточного - на чётную сторону Ленинского проспекта, к Рузской улице и Тропарёвскому лесопарку. Наземные павильоны решены в стиле минимализма. Станция располагает системой лифтов, обеспечивающих доступ с наземной поверхности на уровень кассового зала и на платформу.

Выбор местоположения для станции был осложнён застройкой части землеотвода у дома № 123 по Ленинскому проспекту, что потребовало внесения изменений в первоначальный проект 1971 года. Длительность выполнения проектных работ вызвана сложностью подземных коммуникаций на участке строительства.





Станция открылась 8 декабря 2014 года в составе участка «Юго-Западная» - «Тропарёво», став 196-й станцией Московского метрополитена.

В церемонии открытия принимали участие мэр Москвы и начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов, в ходе мероприятия им был показан поезд 81-760/761 «Ока». После осмотра высокими гостями он отправился обратно в депо «Владыкино», причём до станции «Охотный Ряд» следовал с пассажирами. В честь события было выпущено 300 тысяч праздничных проездных билетов.



«Румянцево» - находящаяся на территории Новомосковского административного округа и Новой Москвы в целом, расположена на Сокольнической линии, между станциями «Тропарёво» и «Саларьево». Располагается за МКАД у северной стороны Киевского шоссе, в поселении Московский (деревня Румянцево) Москвы. Станция открыта 18 января 2016 года.





Впервые станция упоминается в Генплане 1971 года. Её строительство предполагалось для связи с Москвой планировавшегося Южного вокзала, который предлагали построить для разгрузки Курского вокзала. Но проект вокзала был отклонён, и надобность в станции отпала. За станцией планировалось также электродепо «Румянцево», необходимость которого вызвана тем, что у Сокольнической линии оба электродепо находятся на севере (в настоящее время ведётся строительство депо «Столбово»). В конце 80-х годов станцию предполагалось построить в составе хордовой линии вдоль Ленинского проспекта. После отказа от существовавших проектов хорд станция вернулась на Сокольническую линию, по Генплану 2009 года её строительство отводилось на 2025 год.

В связи с расширением территории Москвы в 2011-2012 годах потребность в станции возросла, и ввод участка был запланирован на 2014 год, однако в указанный срок станция открыта не была, сроки сдачи сначала были перенесены на май 2015 года, потом - на декабрь. 31 декабря состоялся технический запуск станции, а открытие движения для пассажиров состоялось 18 января 2016 года. С открытием «Румянцева» в Московском метрополитене стало 199 станций.

Являлась самой короткой по продолжительности пребывания конечной за всю историю Московского метрополитена (28 дней), до продления линии до станции «Саларьево», открытой 15 февраля того же года.

Управляющая компания по строительству станции - АО «Мосинжпроект».





«Румянцево» - колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с 10 рядами колонн, дублированными дополнительной опорой («сороконожка»). Подобный проект впервые осуществляется в московском метро. По первоначальному архитектурному решению, разработанному в бюро «Инжпроект», станция должна была представлять собой крытый перрон с двускатным потолком, уличными скамейками и вставными барельефами по путевым стенам, имитирующими фасады зданий. Рассматривался вариант с платформенными дверями, исполненными как часть барельефов. В октябре 2014 года проект был пересмотрен. Потолок был заменён на плоский как более соответствующий тектонике станции, для облицовки путевых стен были предложены основанные на творчестве Мондриана абстрактные рисунки, а на платформах - ярко-красные скамейки. Несущие конструкции было указано выполнить в контрастной чёрно-белой гамме, а в общем виде станции должны преобладать геометрически правильные формы.

В связи с ограниченным местом для строительства - общая длина выделенной площадки составила 280 метров против обычных 400 - проектировщики предложили расположить все кассовые вестибюли и служебно-технологические помещения на отдельном верхнем ярусе, а платформу - на нижнем. По торцам станции, согласно проекту, были размещены лифты для лиц с ограниченными физическими возможностями и эвакуационные лестницы. На платформе расположены четыре эскалатора для подъёма пассажиров в кассовые залы. Наземные вестибюли похожи на ротонды вестибюлей таких станций, как «Алма-Атинская» и «Пятницкое шоссе», построенных в 2012 году.





Станция расположена за МКАД на Киевском шоссе близ деревень Румянцево, Саларьево и Дудкино. Станция имеет два выхода, оба по северную сторону Киевского шоссе. У западного выхода была организована бесплатная перехватывающая парковка. В настоящий момент у станции отсутствует пешеходный переход на южную сторону шоссе, автобусы, следующие в сторону МКАД по Киевскому шоссе, не останавливаются возле станции.



«Саларьево» - расположена между Киевским шоссе и деревней Саларьево на территории поселения Московский Новомосковского административного округа Москвы. Открытие состоялось 15 февраля 2016 года при продлении Сокольнической линии на один перегон от станции «Румянцево» . До 20 июня 2019 года была южной конечной.

Станция является частью одноимённого транспортно-пересадочного узла, открытого 22 апреля 2019 года.

На станции расположены самые короткие эскалаторы в Московском метрополитене - в южном вестибюле станции высота их подъёма составляет всего 3,1 м.



Участок предполагаемого размещения станции метро «Саларьево» находился в частной собственности, что значительно затрудняло проектирование объекта. Оптимальный вариант размещения укрепился в начале 2013 года, с таким расчётом, чтобы минимально затрагивать интересы собственников, обеспечив им максимальную капитализацию их земельных участков.

К лету 2013 года на участке были успешно проведены геологоразведочные работы. В течение 2013 года была огорожена зона строительства, установлен забор с информационным щитом. Начиная с 20 февраля 2014 года активно велось раскрытие котлована. 1 марта в зоне работ были установлены первые расстрелы. 2-3 апреля приступили к строительству монтажной камеры тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) в сторону станции «Румянцево», а также демонтажной камеры для щита «Лия», запуск которого должен был состояться в мае.

23 апреля 2014 года стартовала проходка правого перегонного тоннеля между «Саларьевым» и «Румянцевым» тоннелепроходческим комплексом Herrenknecht S-453. По заведённой метростроевцами традиции, ТПМК было присвоено женское имя - «Надежда». ТПМК предстояло пройти 1411 метров до станции «Румянцево».

Проходка левого перегонного тоннеля стартовала 1 июня 2014 года ТПМК S-775 «Лия» и была завершена в рекордные сроки. Уже 1 октября ТПМК вышел в демонтажную камеру у станции «Румянцево», обогнав строящий соседний тоннель ТПМК «Надежда». Последний закончил проходку только в конце февраля 2015 года.

С открытием станции «Румянцево» станция «Саларьево» открылась для графикового оборота поездов без пассажиров. Официально станция открылась с одним вестибюлем 15 февраля 2016 года, став 200-й станцией Московского метрополитена. Второй вестибюль станции был достроен и открыт в конце апреля 2016 года.

Станция является победителем в городском конкурсе «Лучший реализованный проект в области строительства 2016 года» в номинации «Лучший реализованный проект строительства объектов метрополитена и железнодорожного транспорта».

Управляющая компания по строительству станции - АО «Мосинжпроект».



В 2014 году было представлено архитектурное решение авторства А. И. Тарасова и Н. Д. Деева. Согласно ему, станция проектируется колонной трёхпролётной, в оформлении должен быть подчёркнут её каркасный характер. Отделка путевых стен, потолка и мощение пола должны повторять визуальные квадраты, образуемые колоннами и балками несущего железобетонного каркаса. Такое же оформление используется для кассовых залов. Были представлены несколько вариантов исполнения этого решения: монохромный из оттенков серого, с добавлением оттенков бежевого и с использованием на путевых стенах контрастных панелей оранжево-коричневой гаммы.

Станция расположена на южной стороне Киевского шоссе. Рядом со станцией построена парковка для автотранспорта вместимостью в 1000 машино-мест, полигон ТБО «Саларьево» и деревня Саларьево из пяти улиц, в которой живут около 1000 человек. С весны 2018 года парковка закрыта, на её месте возведён торгово-развлекательный центр «Саларис». Также неподалёку расположено Хованское кладбище.

Один из вестибюлей станции (южный) работает только на выход пассажиров, а противоположный (северный) - только на вход. Аналогично организован вход и выход на станции «Беломорская».

Нереализованный проект станции был разработан проектно-конструкторским бюро «Инжпроект». По варианту, предложенному им в 2013 году, перронный центральный зал должен был иметь всего три опоры, расходящиеся кверху, что позволило бы вместить наибольшее количество пассажиров.

Также за станцией должно было располагаться одноимённое электродепо на месте нынешнего ЖК «Саларьево парк». В итоге в июле 2020 года на середине перегона Саларьево - Филатов Луг был сооружён подземный четырёхпутный парк отстоя подвижного состава, формально находящийся в границах станции метро «Филатов Луг».

На сегодня все, но продолжение следует...

метро, Москва, Россия

Previous post Next post
Up