Арбатско-Покровская линия(часть 2)

Apr 12, 2023 10:00



В прошлом году начал рассказ об Арбатско-Покровской линии метро(синей ветки), закончил на станции метро Электрозаводская, сегодня продолжим и начнем рассказ со станции метро Бауманская.



«Бауманская» - станция Московского метрополитена на Арбатско-Покровской линии. Расположена в Басманном районе (ЦАО) вдоль Спартаковской улицы вблизи её пересечения с Бауманской. Названа в честь революционера Николая Баумана. Открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» - «Измайловская». Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. Является объектом культурного наследия России.

Станция проектировалась в составе третьей очереди строительства Покровского радиуса под названием «Спартаковская». Строительные работы начались в 1938 году, и к началу Великой Отечественной войны тоннель был построен на 70 %, после чего строительство было заморожено до 1943 года. Спустя год станция была открыта с названием «Бауманская». В 1992 станцию планировали переименовать в «Елохово», однако проект не был реализован. В 2015 году станция закрывалась для ремонта, в ходе которого были заменены самые старые эскалаторы в мире на новые.





Станция имеет единственный выход на Бауманскую улицу. В 2012 году планировалось открыть второй выход к улицам Фридриха Энгельса и Бакунинской, однако в 2013 году стало известно, что этот план не будет реализован.

Изначально станция должна была войти в состав Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская улица», «Бауманская площадь», «Спартаковская площадь», «Переведеновский переулок», «Электрозаводская», «Семёновская площадь», «Мироновская улица» и «Стадион». В декабре 1934 года строительство станции «Гороховская улица» было отменено, а в марте - апреле 1935 года «Переведеновский переулок» переименовали в «Бакунинскую улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года были исключены станции «Спартаковская площадь» и «Мироновская улица». Наконец, в июле 1937 года на участке «Курский вокзал» - «Электрозавод» трасса была спрямлена, и вместо четырёх станций осталась одна - «Спартаковская», которая располагалась примерно в том же месте, где она и проектировалась в 1935 году.

Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. На Измайловском радиусе в начале 1941 года тоннель был готов на 70 %. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. Строительство было возобновлено в мае 1943 года. «Спартаковская» была переименована в «Бауманскую» и открыта в составе участка «Курская» - «Измайловская» 18 января 1944 года, после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 28 станций.

В 1989 году по новому проекту хордовых линий через «Бауманскую» планировалось провести хорду Химки - Жулебино. В 1992 году был предложен проект смены названия станции на «Елохово», однако он не был осуществлён. Во второй половине 2000-х годов появился план строительства в Москве Третьего пересадочного контура метро, который призван разгрузить Кольцевую линию. Новую линию планировалось вести через «Бауманскую», однако в 2012 году трассировка была изменена: пересадка с Арбатско-Покровской линии на Третий пересадочный контур будет на «Электрозаводской».







С 8 февраля по 24 декабря 2015 года «Бауманская» была закрыта на капитальный ремонт, в ходе которого за счёт сужения балюстрад внутри наклонного хода впервые в Московском метро количество эскалаторов было увеличено с 3 до 4, а количество турникетных линий увеличилось вдвое.

Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту. Б. М. Иофан в своём первоначальном проекте станции «Спартаковская» трактовал название станции буквально - её оформление должно было быть посвящено восстанию Спартака. Эта тема развивалась бы с помощью скульптур, установленных около пилонов в нишах, а над проходами между пилонов планировалось нанести цитаты, посвящённые этому событию. Этот проект и был реализован, но на место гладиаторов встали статуи современников.

Пилоны облицованы белым мрамором «газган». На пилонах со стороны центрального зала есть вставки из красного шокшинского кварцита, между которыми установлены скульптуры защитников Родины и тружеников тыла во времена Великой Отечественной войны. Над скульптурами для станции работал В. А. Андреев, который, однако, не успел полностью завершить свой замысел до своей кончины в 1945 году. После смерти Андреева работу над скульптурами по его эскизам продолжили О. А. Андреева (вдова скульптора) и С. В. Кольцов. В. А. Андреевым выполнены скульптуры «Красноармеец со знаменем», «Красноармеец в маскировочном халате», «Метростроевка», «Лётчик», С. В. Кольцовым и О. В. Андреевой - «Командир», «Партизанка», «Рабочий», «Конструктор». Изначально скульптуры были выполнены из гипса, но со временем они утратили свой первоначальный вид и в 1970-х годах были заменены на бронзовые копии. Пол станции выложен серым, чёрным и красным гранитом. Путевые стены облицованы серым мрамором месторождения Газган и чёрным мрамором.

В торце станции сооружён аванзал, в котором пилоны отличаются от пилонов центрального зала. Торцевую стену в конце 1945 года украсило мраморное панно с изображением знамён и профилей Сталина и Ленина. В 1963 году кусок знамени с профилями решили убрать и заменить на портрет Ленина. Мозаику выполнил художник-монументалист А. Т. Иванов, который в 1953 году делал мозаики на станции метро Киевская-кольцевая. Вентиляционные отверстия скрыты фигурными бронзовыми и мраморными решётками. Светильники в центральном зале располагаются за широкими карнизами в 4 ряда - непосредственно над пилонами и на своде.

В 2012 году на станции планировалась постройка второго вестибюля с независимым выходом из восточного торца. 24 февраля 2012 года рабочая группа комиссии правительства Москвы по градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия рекомендовала к сносу 13 строений для возведения второго вестибюля станции «Бауманская». 14 марта 2012 года прошёл конкурс по разработке проекта планировки второго выхода станции. В проекте было определено точное место размещения вестибюля и выходов станции, внесены предложения по корректировке маршрутов наземного пассажирского транспорта. Согласно проекту планировки, второй вестибюль должен был быть расположен на территории ООО «Московский завод „Физприбор“» вблизи владения 14 по Бакунинской улице и соединён с центральным залом станции четырьмя эскалаторами. Выход планировалось организовать через лестничные сходы к улицам Бакунинская и Фридриха Энгельса.





Открытие второго выхода было запланировано на октябрь 2013 года. 10 апреля 2013 года в интервью телеканалу «Москва 24» вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин заявил, что второй вестибюль станции метро «Бауманская» исключён из программы строительства московского метро из-за дороговизны

В постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033» станция входила в состав Бауманского альянса вместе с «Электрозаводской» и «Семёновской».



«Курская» связана пересадками с одноимённой станцией на Кольцевой линии и станцией «Чкаловская» на Люблинско-Дмитровской линии. Расположена в Басманном районе (ЦАО) вблизи улицы Земляной Вал под путями Курского вокзала, по которому и получила своё название. Открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» - «Курская». Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. На платформе станции расположен маневровый светофор. Остальные светофоры расположены в тоннелях и у путевой стены.

История проектирования станции «Курская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле Библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. Возле Курского вокзала предполагалось построить станцию. В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года было окончательно утверждено расположение будущей станции метро «Курская». В первоначальном проекте станция называлась «Курский вокзал».

Строительство метро «Курская» осуществлялось закрытым способом. Расположение станции в плане было обусловлено требованиями наиболее рационального обслуживания пассажиров Курского вокзала и дальнейшего направления трассы Покровского радиуса к Спартаковской площади с обходом Московского газового завода. Кроме того, отсутствие окончательного проекта планируемой реконструкции Курского вокзала вынудило проектировщиков расположить станцию диагонально по отношению к площади Курского вокзала. Предполагалось два выхода: на месте здания багажного отделения Курского вокзала (из восточного торца) и в одном из жилых домов на Садовой улице (из западного торца). Однако проект западного выхода не был осуществлён. Станция была открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» - «Курская» второй очереди строительства, после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 16 станций.





Во время Великой Отечественной войны станция «Курская» служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро. На станции был размещён филиал Государственной публичной исторической библиотеки.

В 1950 году был открыт переход на станцию «Курская» Кольцевой линии, а также ещё один выход в наземный вестибюль. В 1996 году открылся переход из западного торца на станцию «Чкаловская» Люблинской линии. После выработки своего ресурса эскалаторы серии Н в малом наклоне были заменены на ЭТ-5М в 1997 году и в большом наклоне в 1999-2000 годах на ЭТ-3М (после реконструкции большой наклон открылся 31 декабря 2000 года).

Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту (архитектор Л. М. Поляков).

Оформление станции, вестибюлей и переходов посвящено сельскому хозяйству. Свод станции опирается на два ряда мощных пилонов, отделанных серым с белыми прожилками мрамором Уфалейского месторождения. Круглые отверстия на пилонах оформлены декоративными решётками из золочёного металла с изображением колосьев и с укреплёнными на них светильниками. Кроме того, зал освещается люстрами-тарелками. Потолок станции украшен рельефным орнаментом с лепными вставками. Пол в центральном зале выложен серым гранитом, в боковых залах - тем же гранитом с геометрическими вставками чёрного диабаза и красного гранита. Путевые стены покрыты сверху белой керамической плиткой, а снизу - чёрным мрамором.

Станция была конечной на Арбатско-Покровской линии до 1944 года. За станцией располагается пошёрстный съезд, по которому оборачивали поезда до продления линии на восток, и сейчас используемый для оборота при нештатных ситуациях, а также для служебных перевозок. На станции 2 стрелочных перевода.





В 2019 году со станции «Курская» появилась бесплатная пересадка на одновременно запущенную линию МЦД-2 Московских центральных диаметров.

Станция «Курская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев. На станции происходит ряд миссий в компьютерной игре «Симбионт».



«Площадь Революции» - находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы. Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») - «Курская» (вторая очередь строительства). Спроектирована архитектором Алексеем Душкиным и имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Название получила по одноимённой площади. Имеет переход на станцию «Театральная» Замоскворецкой линии и общий с ней вестибюль.





История проектирования станции «Площадь Революции» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле Библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Трассировка Покровского радиуса несколько раз менялась. В 1932 году планировалось построить между станциями «Библиотека Ленина» и «Ильинские Ворота» станцию «Красная Площадь», которую предполагалось расположить под одноимённой площадью. Там же проектировался пересадочный узел трёх линий: Арбатско-Покровской, Таганско-Тверской и Дзержинско-Замоскворецкой.

В 1934 году было решено не строить пересадочный узел под Красной площадью. Вместо этого пересадочный узел перенесли к Театральной площади. В том же году в планах впервые появляется станция «Площадь Революции». Её планировалось построить между станциями «Библиотека Ленина» (сооружена как «Улица Коминтерна») и «Ильинские Ворота» и соединить с ответвлением первой очереди («Улица Коминтерна» - «Смоленская»). Впоследствии станцию «Ильинские Ворота» и следующую за ней «Покровские Ворота» исключили из плана.

На конкурсе проектов станции победил архитектор А. Н. Душкин. Строительство второй очереди началось в 1935 году. В январе 1938 года работы на Покровском радиусе были в заключительной стадии. Станция была открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» - «Курская» второй очереди строительства, после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 16 станций. Поезда поехали по новой линии Московского метрополитена от станции «Киевская» до станции «Курская».

В 1946 году построен переход из центра зала по лестницам и коридору в торец станции «Театральная». 21 декабря 1947 года был открыт восточный вестибюль в Богоявленском переулке. В 1974 году был сооружён ещё один, дополнительный переход из торца станционного зала на станцию «Театральная».

После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» - «Смоленская» в 1941 году стала очевидной незащищённость этого участка метро, который носил стратегический характер. Было принято решение о замене этого участка новым, глубоким. Поэтому к 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» - «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция «Улица Коминтерна» с 1946 года) - «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии.

C 25 июня 2002 года по 25 декабря 2003 года западный вестибюль был закрыт для замены эскалаторов 1938 года выпуска.

С марта 2007 года на станции «Площадь Революции» предоставляется услуга беспроводного доступа в интернет (Wi-Fi).

С 8 декабря 2008 года по 29 марта 2010 года восточный вестибюль был закрыт на реконструкцию и замену эскалаторов. К открытию вестибюля были выпущены памятные билеты.





Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения(глубина заложения - 34 метра). Построена по типовому проекту второй очереди Московского метрополитена. Станция состоит из трёх параллельных тоннелей, поперечное сечение каждого из которых составляет 9,5 м.

Революционная тематика в оформлении станции была выражена архитектором А. Н. Душкиным с помощью средств синтеза архитектуры и скульптуры. Благодаря ложным архивольтам, охватывающим края проходов и прилегающие углы пилонов, архитектор добился зрительного уменьшения размеров опор, так как свободные пространства в углах пилонов относились бы уже к проёмам.

В первоначальном проекте станции, как и в других проектах А. Н. Душкина, световым эффектам уделялась очень большая роль. В пояснительной записке к проекту архитектор писал:
Пилоны больших размеров… при оформлении должны быть обработаны так, чтобы создалось впечатление более лёгкой несущей конструкции. Автор находит приём арок архивольтов по всей длине станции и помещает под архивольтами барельефы, выполненные из бронзы. У основания каждого пилона, между архивольтами, помещается прожекторный рефлектор. Из этой точки выходят лучи, образующие своим рисунком ромбы плафона. При подсвечивании из преображённой игры светотеней [появляется] устремлённость вверх.

Изначально ниши в углах пилонов планировалось украсить барельефами на революционную тему. Результаты конкурса скульпторов не удовлетворили архитектора и руководство Метростроя, и потому было решено обратиться к опытному скульптору М. Г. Манизеру. Однако он предложил вместо барельефов установить объёмные скульптуры. Душкин был против этого, но руководство приняло сторону Манизера.

По мнению архитектора С. М. Кравеца, Душкин перевёл архитектуру в подчинённое скульптуре положение. Вместо принципиальной, сильной, насыщенной изобразительными средствами архитектуры он создал, собственно, оформление скульптурной галереи образов великой революции.

Сам Душкин позже писал:"Средства художественной выразительности должны отвечать требованиям архитектурной логики. В этом плане установленные на станции «Площадь Революции» скульптуры трудно оправдать композиционно. Из-за этого решения акцент в освещении станции пришлось сделать на освещение скульптур. Освещение центрального зала решено в виде двух рядов подвешенных к своду люстр-«тарелок», сдвинутых к пилонам. Аналогично расположены светильники и в боковых залах. Свод станции решён лаконично - простой, белый. Почти весь он гладко оштукатурен, за исключением частей, примыкающих к архивольтам. Там свод обогащается лёгким узором из переплетённых нервюр, начинающихся в междуарочных пазухах."

Боковой зал - пол центрального зала изначально был выложен цельными квадратами из мрамора с чередованием «бьюк-янкоя» и «уфалея» светлого и тёмно-серого цветов. Позднее мрамор был заменён на тёмно-серый жежелевский гранит и чёрный габбро. Покрытие полов перронов - асфальт, также заменённый впоследствии жежелевским гранитом и лабрадоритом, а путевые стены облицованы мрамором серого цвета Уфалейского месторождения, с карнизом из красной «шроши».







Торцевая стена центрального зала изначально была украшена барельефом «Сталин и Ленин» работы М. Г. Манизера. Сталин был изображён с Конституцией СССР в руке. Барельеф был убран в 1947 году в связи с открытием второго выхода и перенесён в торец станции «Павелецкая» Кольцевой линии. Однако в 1960-х годах барельеф сняли и оттуда в связи с борьбой с культом личности Сталина.

В торцах платформ у стен расположены оригинальные дубовые скамейки, над которыми установлены бордюры из полупрозрачного, перламутрово-белого и золотисто-жёлтого, облачного и рисунчатого мраморного оникса месторождения Агамзалу (Армения, Араратский район). На стенах боковых залов закреплены бронзовые стрелки с надписями «Выход в город». Это старейшие указатели в Московском метрополитене.

Арки были сложены из цельных фасонных камней, которые вырезали из мраморных блоков и обработали по лекалу. Архивольты опираются на цоколи из чёрного с золотыми прожилками мрамора армянского месторождения Давалу, которые являются и постаментами для скульптур. Очертания архивольтов облицованы тёмно-красным мрамором месторождения Шроша, на которых также есть три простые палочки из жёлтой латуни. Между архивольтами расположены лепные картуши, оформляющие вентиляционные решётки и подсвечиваемые сзади. Простенки пилонов облицованы красной «шрошей», серо-голубым «уфалеем», жёлто-розовым мраморовидным известняком «биюк-янкой».

Скульптурное оформление:

На постаментах в углах пилонов установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. Изначально скульптур было 80, но в 1947 году, в связи с сооружением гермозатвора перед восточным выходом, четыре были сняты. Всего на станции 20 различных образов: скульптуры в арках повторяются по четыре раза, а в замурованном арочном проходе - дважды.

В 1941 году скульптуры со станции были эвакуированы в Среднюю Азию, а в 1944 году возвращены в виде разрозненных частей. За счёт того, что каждой из скульптурных композиций было несколько, все скульптуры удалось полностью восстановить.

Скульптуры расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937 года:

в первой арке - революционный рабочий с винтовкой и гранатой и революционный солдат с винтовкой;
во второй арке - крестьянин с оружием и в лаптях и революционный матрос с наганом в руке и гранатами;
в третьей арке - парашютистка ДОСААФ и матрос-сигнальщик с линкора «Марат»;
в четвёртой арке - девушка-«ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой и пограничник с винтовкой и собакой;
в пятой арке - обнажённый по пояс стахановец с отбойным молотком и молодой инженер с циркулем в правой руке и шестернёй в левой (циркуль у всех четырёх скульптур в настоящее время отсутствует);
в шестой арке - птичница с курицей и петухом и хлебороб-механизатор;
в седьмой арке - студент с книгой на коленях и студентка с книгой в руках;
в восьмой арке - спортсменка с диском для метания и футболист с мячом в руках;
в девятой арке - отец с ребёнком и мать с ребёнком;
в замурованном арочном проходе (скульптуры есть только со стороны платформ) - пионеры-авиамоделисты и пионерки-географы.
Все фигуры, кроме фигур пионеров, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими, чтобы их можно было разместить в арочных проходах. В связи с этим скульптуры критиковали, говоря, что статуи представляют образ советского народа - «он весь или сидит, или стоит на коленях», однако скульптуры одобрил И. В. Сталин:
На эту станцию при открытии прибыл генеральный секретарь И. В. Сталин, одобрил, ходил быстро вокруг скульптур и говорил «как живые, как живые» с грузинским акцентом…

Прототипа революционного матроса Манизер нашёл в Ленинградском военно-морском училище имени М. В. Фрунзе - это был курсант Алексей Никитенко. Во время войны с Японией он командовал монитором, а закончил службу также капитаном 1-го ранга.

По одной из версий, автором обеих этих фигур был сам Манизер, по другой - их изваял под его руководством один из лучших его учеников - Алексей Дивин.

Моделью матроса-сигнальщика стал другой курсант Ленинградского военно-морского училища - Олимпий Рудаков, который в 1937 принимал участие в торжественном смотре по случаю коронации Георга VI в составе экипажа линкора «Марат». Затем в 1953 году, уже будучи капитаном 1-го ранга, танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день её коронации.





Прототипом фигуры студента был Аркадий Гидрат (1911-1941). В 1930-х годах он учился в Центральном институте физической культуры, а моделью стал, уже будучи преподавателем этого института. Гидрат был многократным чемпионом Москвы и рекордсменом СССР по прыжкам в высоту. Участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войнах. Погиб в 1941 году при обороне Синявинских высот.

Прототипом фигуры пограничника с собакой, по наиболее распространённой версии, стал пограничник Никита Карацупа и его собака Индус, задержавшие в 1936 году японских нарушителей границ.

Народная молва приписывает скульптурам станции «Площадь Революции» определённые магические свойства, в связи с чем постепенно сложились некоторые поверья. Например, если ранним утром потрогать флажок в руках у сигнальщика с «Марата», день будет удачным. Впоследствии такое же поверье сложилось и о нагане революционного матроса, поэтому его постоянно воруют. Тем, кто собирается на свидание, советуют коснуться туфельки бронзовой девушки, однако ни в коем случае нельзя тереть бронзового петуха, а тем более трогать его клюв. Студенты говорят, что верная примета сдать экзамен - потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой»; в итоге носы и половина морды у всех собак натёрты до блеска, бронзовый слой истончился.

В результате таких суеверий многие скульптуры оказались под угрозой уничтожения; как отмечал координатор движения «Архнадзор» А. В. Можаев, обратившийся в начале 2014 года к руководству метрополитена и в Департамент культурного наследия с просьбой защитить скульптуры, в часы пик у каждого собачьего носа выстраивается очередь, и если раньше они просто блестели, то теперь утратили рельеф поверхности и начинают терять форму





Обе действующие соединительные ветви, связывающие Арбатско-Покровскую линию с другими линиями Московского метрополитена, находятся вблизи станции.

При движении в сторону «Арбатской» можно увидеть двухпутный тоннель, который ведёт к станции «Александровский сад». Ранее, в 1938-1953 годах, он являлся действующим участком Арбатско-Покровской линии с тоннелями мелкого заложения. После строительства в 1953 году участка глубокого заложения он стал служебной соединительной ветвью. Вплоть до 1997 года данный перегон являлся единственной двухпутной служебной соединительной ветвью, сохранившейся в Московском метрополитене, и использовался для пассажирского движения между Арбатско-Покровской и Филёвской линиями, так как составы депо «Измайлово» расставлялись на ночь в тупиках за станцией «Киевская» Филёвской линии. С 1997 года пассажирские перевозки по всем служебным соединительным ветвям были запрещены. До 2018 года, когда электродепо «Фили» обслуживало Арбатско-Покровскую линию, по данной соединительной ветви регулярно резервом следовали поезда на линию и в депо.

Другая ССВ ответвляется со стороны перегона «Курская» - «Площадь Революции» и соединяет его с Замоскворецкой линией, а именно станцией «Театральная».

На станции происходит часть действия рассказа Николая Носова «Метро».

В постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033» «Площадь Революции» принадлежит Союзу Советских Социалистических Станций Московского метрополитена, чаще именуемому «Красной линией».

Продолжение следует...

метро, Москва, Россия

Previous post Next post
Up