Объект 825 ГТС - военно-морской музейный комплекс "Балаклава"(часть 1)

Apr 15, 2022 10:00



Долгое время подземелья горы Таврос на западном берегу Балаклавской бухты тщательно скрывались от посторонних глаз, представляя собой сеть засекреченных объектов времён «холодной войны». В толще горы расположены судоходный канал, ядерный арсенал объекта 820 РТБ и производственные помещения уникального объекта 825 ГТС.

С недавних пор достояние бухты стало известным даже рядовым путешественникам. На месте засекреченных ранее объектов в 2003 г. был открыт уникальный музейный комплекс. Военно-исторический музей фортификационных сооружений считается одним из самых интересных в окрестностях Севастополя. Ежегодно его посещают более 200 000 человек. Как и все в Крыму при Украине данный музей был в убитом состоянии, если не верите мне можете сравнить мои фото и фото от 2011-2014 годов, но не будем о плохом.



В 2021 г. музейный комплекс заработал в совершенно новом формате. Благодаря масштабной реконструкции, проведённой специалистами военно-строительного комплекса Министерства обороны России, здесь появились интерактивные площадки, мультимедийные зоны со световыми и шумовыми спецэффектами, оригинальными инсталляциями.

После Второй мировой войны США начали разрабатывать план атомной бомбардировки крупнейших городов и ключевых военно-стратегических объектов СССР. И.В. Сталин в свою очередь принял решение о строительстве стратегического объекта, где в случае угрозы ядерной войны могли быть скрыты подводные лодки.

Рельеф Балаклавской бухты оказался настолько подходящим для этой цели, будто о военной базе позаботилась сама природа. Предполагалось, что секретное убежище в горе Таврос может выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью 100 кт.



Строительство объекта № 825 ГТС (гидротехническое сооружение) по проекту специалистов ленинградского института «Гранит» стартовало в 1953 г. и велось буровзрывным методом круглосуточно.

Объект, предназначавшийся также для обслуживания и ремонта подлодок, включал в себя канал с сухим доком, ремонтные цеха, склады горюче-смазочных материалов и минно-торпедную часть.
В горе был вырыт подземный завод, к которому вёл скрытый от посторонних глаз канал, пронизывающий гору Таврос насквозь. Глубина канала составляет 8 м при ширине 10-24 м, общая его длина - более 600 м.

Вход и выход на завод были защищены батопортами, буквально выдвигающимися из скалы и закрывающимися маскировочной сетью. Сеть была так искусно подобрана под окружающий горный ландшафт, что даже местные жители не догадывались о существовании объекта до 1993 г.

Завод пришёл в упадок в 80-х годах прошлого столетия, а с развалом СССР и вовсе перестал существовать. После раздела Черноморского флота подземный комплекс остался без охраны. Из-за этого почти всё имущество было разграблено.

В 2003 г. подземный комплекс начал работать как филиал Центрального музея Вооружённых сил Украины. Военно-морской комплекс, получивший название «Балаклава», принял первых посетителей в июне 2003 г. В апреле 2014 г. он стал площадкой Военно-исторического музея фортификационных сооружений РФ.



Жители города только в 1993 году узнали, что на самом деле скрывалось за так называемой телефонной станцией. Можно только представить какие чувства они испытали, когда правда открылась. Тем более что колоссальные средства и усилия были, по сути, потрачены впустую. Но это уже совсем другая история. Хотя с другой стороны регион приобрел уникальную достопримечательность.







Экспозиции размещены в противоатомном укрытии подводных лодок (объект 825 ГТС) и арсенале ядерного оружия (объект 820 РТБ). ГТС расшифровывалось как городская телефонная станция, РТБ - ремонтно-техническая база.

Среди артефактов ушедшей эпохи главный, безусловно, само подземное сооружение, поражающее воображение своими размерами и инженерно-техническими решениями. Построить его пришлось в связи с угрозой развязывания США ядерной войны.

Первый план нападения на СССР, получивший название «Тоталити», американцы разработали в августе 1945 года. Они ориентировались на опыт ядерных ударов по Хиросиме и Нагасаки. План, как теперь известно, предусматривал бомбардировку 20 крупнейших городов, включая Москву, Ленинград, Казань, Баку, Иркутск.

Выбор и количество целей объяснялось ограниченным ядерным арсеналом. За последующие четыре года его увеличили в 15 раз - примерно до 300 бомб. И в декабре 1949 года Комитет начальников штабов вооруженных сил США утвердил план «Дропшот». Согласно документу, применение атомного оружия по городам, промышленным центрам, оборонной инфраструктуре, в том числе военно-морским базам, должно было уничтожить до 85% военного и экономического потенциала Советского Союза.











Штатный состав подземных отсеков, обслуживавших инженерные сооружения и док, составлял 200 человек. Еще около 50 несли охрану на ключевых точках переходов между тоннелями и доком. Плюс более 300 рабочих и инженеров судоремонтного завода «Металлист». То есть подземная жизнь била ключом.

К слову сказать, недостатка в заказах предприятие не испытывало. В период активной эксплуатации подземного комплекса в Балаклаве (1961-1992) было отремонтировано около 240 подводных лодок. Размеры сухого дока - 8 тыс. кубометров, глубина - 8 м, ширина - 10 м, длина - 102 м. Его проектировали для ремонта лодок проектов 613 и 633, длина которых не превышала 100 м.





После того как отечественный ВМФ получил на вооружение субмарины большего водоизмещения, подземное укрытие и завод стали слишком тесными. Велись разговоры о модернизации и перестройке комплекса. Время от времени наведывались комиссии из Москвы. Вывод специалистов был однозначен: реконструкция нецелесообразна. Железобетонные стены, имеющие трехметровую толщину, демонтировать не представляется возможным - это приведет к нарушению герметичности всего сооружения.







Официально объект 825 ГТС исключили из списка действующих в 1993 году, и на два десятилетия он перешел в собственность Украины. Это едва не повлекло непоправимых для уникального подземного сооружения последствий. Оставленное без присмотра, оно подверглось разграблению охотников за цветными металлами.

В 2003 году украинские власти объявили бывшую секретную базу советского ВМФ частью музея фортификационных сооружений Севастополя. Кое-что тогда же начали восстанавливать, с учетом интересов туристов.









Однако полноценная реконструкция объектов 825 ГТС и 820 РТБ началась только после возвращения Крыма в состав России. Как было сказано выше, несколько месяцев назад завершился ее первый этап. В надлежащий вид приведены подземные помещения общей площадью почти 10 тыс. квадратных метров. На втором этапе планируется поставить в сухой док дизель-электрическую подводную лодку С-49 проекта 633 (по классификации НАТО - «Ромео»). После этого погружение во времена противостояния ядерных сверхдержав СССР и США будет максимально полным.

















На сегодня все, продолжение следует, не переключайтесь.

Выражаю особую благодарность всем компаниям, которые помогли провести время с пользой и посодействовали путешествию:

https://villa-foros.ru/
https://www.facebook.com/villaforos/
https://www.instagram.com/villaforos/

https://hotel-jeval.com/
https://www.instagram.com/jeval.crimea/
https://vk.com/id370368702
https://www.facebook.com/Jeval.crimea/

https://zolotaiabalka.ru/
https://vk.com/zbkrim
https://www.facebook.com/zbkrim
https://www.instagram.com/zolotayabalka/

https://myrentacar.com/
https://www.facebook.com/myrentacarcom
https://vk.com/myrentacar_com
https://www.instagram.com/myrentacar_com/
https://www.youtube.com/channel/UCQK367TWTb_Df6P_ILSIEqA








За мной удобно следить тут:

  



А также подписывайтесь на мой телеграм-канал: RusVikMSK
https://tg1.me/RusVikMSK

Путешествия, Россия, Севастополь, Крым

Previous post Next post
Up