Давненько у меня ничего тут не было про метро, так что продолжаем исследовать Люблинско-Дмитровскую линию.
«Волжская» - станция Московского метрополитена, расположена на Люблинско-Дмитровской линии между станциями «Печатники» и «Люблино». Открыта 28 декабря 1995 года в составе участка «Чкаловская» - «Волжская». Названа по близлежащему Волжскому бульвару.
Станция однопролётная, мелкого заложения (глубина заложения 8 метров). Станция «Волжская» возведена по новой технологии «полузакрытого» способа работ и представляет собой жёсткую однопролётную рамную конструкцию. Монолитные железобетонные стены выполнены методом «стена в грунте».
Вестибюли и платформенное пространство станции выполнены в едином стиле. Путевые стены облицованы эмалированным алюминием белого (вверху) и красного (посередине) цветов и мрамором (внизу). Пол выложен гранитом светло-серого цвета. По оси зала располагаются группы сидений и оригинальные светильники, размещённые в торшерах, обеспечивающие освещение станции. Вследствие всего этого станция - одна из самых тёмных в Московском метрополитене.
Изначально первая очередь Люблинской линии должна была пройти до станции «Люблино», поэтому после неё был построен однопутный тупик. Однако в связи со скорейшей необходимостью сдачи первого участка линии именно в 1995 году конечной стала изначально не предусмотренная для этого «Волжская», поэтому для оборота составов перед станцией был построен перекрёстный съезд. Почти год, до продления линии в сторону станции «Марьино», поезда из центра прибывали на каждый из путей поочерёдно, как сейчас на станции «Алма-Атинская», поэтому над одним из туннелей имелись неработающие интервальные часы, которые были демонтированы в 2011 году, но следы от них сохранились. Затем один из путей перекрёстного съезда был разобран, но возможность оборота поездов в случае необходимости на станции сохранилась.
«Печатники» - открыта 28 декабря 1995 года в составе участка «Чкаловская» - «Волжская». Названа по одноимённому району. Является самой мелкой из подземных станций московского метро. В связи с заимствованием трёхпролётного типа постройки (распространённого в основном в 1960-е годы), «Печатники» считаются одной из двух последних московских «станций-сороконожек» (другая - «Владыкино», открытая в 1991 году).
Станция колонная, трёхпролётная, мелкого заложения (глубина заложения - 5 метров, самая неглубокая подземная станция Московского метро). Колонны облицованы розовым мрамором, путевые стены - серым и чёрным мрамором, пол выложен разноцветным (чёрным, красным и серым) гранитом, образующим орнамент правильной формы.
Освещение на станции производится светильниками оригинальной конструкции, вмонтированными в подвесной потолок волнистой формы, выполненный из анодированного алюминия. В вестибюле - большое панно, изготовленное в технике росписи по металлу на тему «Труд и отдых москвичей» (автор В. А. Бубнов).
«Кожу́ховская» - расположена в Южнопортовом районе (ЮВАО) вдоль одноимённой улицы. Открыта 28 декабря 1995 года в составе участка «Чкаловская» - «Волжская». Односводчатая станция мелкого заложения с одной островной платформой.
Названа по одноимённым улицам и местности, которую путают с находящимся в Восточном административном округе жилым районом Кожухово.
Станция односводчатая, мелкого заложения (глубина - 12 метров), сооружена из монолитного железобетона. В отделке использованы мрамор различных пород, алюминиевый профиль, из которого выполнен карниз эскалаторного павильона, в основе оформления станции - тема развития автомобильного дизайна (неподалёку находится старейший московский автомобильный рынок). Путевые стены, отделанные мрамором, плавно переходят в свод, к которому крепятся оригинальные светильники с кожухами из красного металла. Пол выложен гранитом разных цветов (преимущественно серым).
Существует план объединения Троицкой и Некрасовской линий. Станция «Кожуховская» может стать пересадочной на перспективную станцию центрального участка новой хордовой линии.
Два варианта названия улицы и станции метро - «Кожу́ховская» или «Кожухо́вская» - встречаются в различных словарях русского языка, однако традиционным в Москве считается произношение «Кожу́ховская» - так название станции объявляет автоинформатор.
Интересные факты:
- По данным председателя Контрольно-счётной палаты города Москва Виктора Двуреченских, станция построена на 225 % дороже изначальной сметы. Ряд СМИ отмечал, что эта станция московского метрополитена стала самой дорогой.
- Разница глубины «Дубровки» и «Кожуховской» составляет 50 метров. Это можно заметить, стоя на первой из них по второму пути и смотря в сторону прибывающего поезда: становится видно, что тоннель поднимается резко вверх сразу за станцией. Существует ещё один подъём - на участке от «Кожуховской» в сторону «Печатников», но он менее резок и связан с наличием плывунов и песчаников в Южном порту (из-за чего Таганско-Краснопресненская линия, хотя и трассированная гораздо севернее, на участке «Волгоградский проспект» - «Текстильщики», была заложена наземно из-за отсутствия в те годы технологий заморозки грунтовых вод и ТПМК).
«Дубро́вка» - открыта 11 декабря 1999 года на действующем участке между станциями «Крестьянская застава» и «Кожуховская». Названа по одноимённой местности. Проектное название до начала 1990-х годов - «Шарикоподшипниковская»
Из-за водонасыщенных грунтов возникли проблемы со строительством наклонного хода станции, изначально планировавшейся к открытию в составе пуска первого участка. Положение осложнялось тем, что крупные промышленные предприятия на поверхности из-за утечек горячей воды постоянно «подогревали» находящийся внизу плывун из-за этого не удавалось применить глубокую заморозку. Поезда более 4 лет следовали через станцию без остановки. Однако общий кризис 1998 года в экономике страны сыграл в данной ситуации положительную роль: остановившиеся заводы перестали «подогревать» грунтовые воды и таким образом удалось, заморозив грунт, достроить наклонный ход.
Вследствие задержки строительства была открыта незапланированная «Кожуховская», а Дубровка временно попала в разряд пропущенных станций, аналогично станции «Шаболовская».
Станция «Дубровка» - колонно-стеновая трёхсводчатая глубокого заложения (глубина - 62 метра), сооружена по новому проекту без подплатформенных помещений, колонны и путевые стены опираются на монолитную плиту.
Путевые стены и колонны-стенки станции облицованы светлым мрамором. Пол выложен серым, красным и чёрным гранитом. Для освещения применены световоды оригинальной конструкции. В северном торце центрального зала расположено мозаичное панно «Золотая рыбка» (художник - З. Церетели).
«Крестьянская Застава» - расположена в Таганском районе (ЦАО) под площадью Крестьянской Заставы, по которой и получила своё название. Открыта 28 декабря 1995 года в составе участка «Чкаловская» - «Волжская».
У станции один подземный вестибюль, являющийся совмещённым со станцией Таганско-Краснопресненской линии «Пролетарская», через него же осуществляется переход между станциями. Вестибюль соединён эскалатором с южным торцом центрального зала. Пересадка была открыта 23 июля 1997 года - на полтора года позже станции.
Конструкция станции - колонно-стеновая трёхсводчатая глубокого заложения. Станция была сооружена по новому проекту, без подплатформенных помещений, её колонны и путевые стены опираются на монолитную железобетонную плиту. «Крестьянская Застава» является первой станцией метро колонно-стенового типа в Московском метрополитене. По её проекту построены более поздние станции этого типа, все из которых расположены на Люблинско-Дмитровской линии: «Дубровка», «Трубная», «Достоевская».
Оформление станции посвящено теме крестьянского труда. Путевые стены, а также стены между центральным залом и платформами облицованы светлым мрамором. Стены между центральным залом также украшены панно в технике римской мозаики (художники Н. И. Андронов, Ю. А. Шишков). Пол выложен серым и чёрным гранитом. Станция освещается люминесцентными светильниками, скрытыми в нишах за карнизом свода станции.
«Римская» - открыта 28 декабря 1995 года в составе участка «Чкаловская» - «Волжская». Одна из немногих станций московского метро, получивших название не по расположенному поблизости городскому объекту.
Станция «Римская» - колонная трёхсводчатая глубокого заложения. Сооружена по новому проекту - колонны и путевые стены опираются на сплошную монолитную плиту, нет подплатформенных помещений.
В проектировании художественного оформления станции принимали участие итальянские архитекторы Джампаоло Имбриги и Андреа Куатрокки. Для отделки пилонов и колонн использованы мраморы различных пород. Пилоны станции облицованы серым мрамором. Пол выложен чёрным, красным и серым гранитом.
Тема оформления станции - «Римские достопримечательности». Скульптором Л. Л. Берлиным и итальянскими художниками выполнены композиция «Фонтан», которая изображает младенцев Ромула и Рема - основателей Рима, а также четыре медальона.
В центральном зале нет ни одного указателя, чтобы не портилась перспектива. Зато есть фонтан - единственный в Московском метро.
На сегодня все.