Продолжаем гулять по Москве и ее интересным местам. Сегодня очередная серия интересностей и достопримечательностей Москвы. Мы отправляемся на Патриаршие пруды.
Путешественники стремятся уехать куда-то подальше, увидеть что-то поэкзотичнее, не замечая истинных сокровищ, которые находятся на расстоянии вытянутой руки! Это я о Патриарших и памятнике Крылову в Москве, оазис покоя и умиротворения в самом центре столицы. Гости города о нем, кстати, знают и планируют свои экскурсии по белокаменной таким образом, чтобы обязательно увидеть этот шедевр скульптурного искусства, а вот нам, москвичам, должно быть стыдно. Мы ведь даже не задумываемся, какой «мужик в пиджаке» здесь находится. Наверное, Булгаков. Или Воланд. Патриаршие же…
Удивительной красоты памятник Крылову в Москве притаился в укромном уголке на Патриарших прудах. В центре скульптурного ансамбля из гранита и бронзы - Иван Андреевич, сидящий на невысоком постаменте в небрежной позе. Аллею украшают фигурки героев его 12 наиболее популярных басен - участники незадачливого музыкального квартета, обезьянка с зеркалом, хитрая лиса и ворона с сыром, так и не договорившиеся между собой лебедь, рак и щука, волк с ягненком, слон и Моська… Утверждают, что скульптура имеет немалое сходство как с внешностью писателя, так и его образом жизни. Никаких излишеств и вычурных деталей. Комплекс выглядит достойно и скромно - точно таким был баснописец.
Необычная композиция стала центром уютного живописного островка посреди многолюдного парка. Вокруг нее расположены небольшие изящные лавочки, сидя на которых можно созерцать восхитительные панорамы прудов.
Гугл услужливо подсказал, что торжественное открытие монумента состоялось 17 сентября 1776 года. Трудились над памятником Крылову скульпторы Даниэль Митлянский и Андрей Древин, архитектор Армен Чалтыкьян. Рядовому россиянину эти имена вряд ли что-то скажут, но их вклад в культурное наследие страны сложно переоценить:
создавший памятник Крылову скульптор Д. Митлянский, к примеру, «отец» зверей на фасаде театра «Уголок дедушки Дурова»;
работы А. Древина можно найти на просторах всего бывшего СССР;
А. Чалтыкьян - автор не только памятника, изображающего Крылова, но и куда более масштабных проектов, таких как строение Нурекской ГЭС, дом-музей Шолохова в станице Вешенской.
Видеть писателя, жизнь и творчество которого были тесно связаны с Санкт-Петербургом, в этом парке, где по соседним аллеям, кажется, неспешно прохаживаются Берлиоз и Иван Бездомный, как минимум, странно. Одна из версий выбора места такова: Первопрестольная и Патриаршие пруды были не совсем чужие классику. Он часто гостил у своего хорошего друга, еще одного выдающегося баснописца Ивана Дмитриева, который жил поблизости. Правда это или нет, но, тем не менее, памятник Крылову в Москве оказался именно здесь. Воздвигали его под робкое роптание местных жителей: тогда, много лет назад, сквер был излюбленной зоной отдыха горожан с детьми, и постамент водрузили как раз на игровую площадку. Возмущения людей, конечно, не были услышаны, поэтому в последующие годы Иван Андреевич натерпелся: его самого, как и веселую компанию животных, неоднократно обливали краской, поджигали, зверушек калечили (у мартышки отнимали очки, волку отламывали хвост)… Смутные времена прошли, памятник Крылову стал одной из любимых достопримечательностей и известным местом отдыха в Москве.
Правда, поговаривают, что следующим, кого в этом сквере спустя много лет хотели увековечить, должен был стать сам Булгаков, однако в этот раз «аборигены» взбунтовались уже не на шутку.
Скульптуры Коровьева и Бегемота - двух героев романа "Мастер и Маргарита".
…примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот.
Ловко извиваясь среди прохожих, гражданин открыл наружную дверь магазина. Но тут маленький, костлявый и крайне недоброжелательный швейцар преградил ему путь и раздраженно сказал:
- С котами нельзя.
- Я извиняюсь, - задребезжал длинный и приложил узловатую руку к уху, как тугоухий, - с котами, вы говорите? А где же вы видите кота?
Швейцар выпучил глаза, и было отчего: никакого кота у ног гражданина уже не оказалось, а из-за плеча его вместо этого уже высовывался толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. В руках у толстяка имелся примус...
- Именно этот эпизод романа нашёл своё отражение в памятнике.
Скульптура была изготовлена Александром Рукавишниковым ещё в 1999 году, но так и не была установлена, а хранилась возле мастерской.
Музей Булгакова, у входа которого теперь красуется скульптура, находится в так называемой "нехорошей квартире", где происходило действие романа и, в том числе, проходил "бал сатаны". Здесь, в квартире № 50 дома № 10 Булгаков жил в 1921-1924 годах.