Из сенатских слушаний по назначению нового госсекретаря США я сделал один запоминающийся вывод. Я понятия не имею сможет ли занять Рекс Тиллерсон место Джона Керри, но после его выступления в Сенате я почти уверен в том, что Владимир Путин выдал ему личный учебник троллинга. Возможно, это что-то вроде наградного оружия, которое прилагается к Ордену Дружбы, которым награжден Тиллерсон. Такого лютого издевательства в контексте серьезного политического события я не видел очень давно, и я искренне не понимаю, чем недовольны некоторые российские пользователи соцсетей. Бывший глава Exxon Mobil, конечно, всегда будет думать об интересах Америки, а не России, но по сравнению с госсекретарем Керри или, тем более, госсекретарем Клинтон, Тиллерсон - это хороший партнер для диалога.
Прежде чем перейти к анализу тирады Тиллерсона о возможности признания Крыма российским, стоит сначала привести другой фрагмент его диалога с очень агрессивно настроенными сенаторами. Его спросили о том, занимался ли он лоббированием против введения российских санкций. Он сказал, что никогда ничем таким не занимался. "Вы мне звонили!" воскликнул сенатор Боб Коркер. Тиллерсон его поправил и сказал, что он ему всего лишь звонил разъяснить последствия санкций, чтобы сенатор лучше понимал ситуацию. Вот, казалось бы, он нефтяник, а не дипломат, но при этом смог очень элегантно и публично назвать сенатора некомпетентным дураком, который не понимает последствия законов, за которые голосует. А нам полезно из этой истории вынести один интересный факт: Тиллерсон действительно обзванивал сенаторов и был явно не в восторге от санкций. Еще раз подчеркиваю - это вам не Джон Керри.
А теперь о Крыме. Я надеюсь никто реально не ждал, что вероятный будущий госсекретарь США придет на слушания в Сенат в майке с изображением "вежливых людей" и распевая песню про Севастополь - гордость русских моряков? Он - нефтяник, а не кретин. А еще ему все-таки нужны голоса сенаторов для утверждения в должности. В принципе, не было бы ничего удивительного и странного, если бы он сказал даже что-то вроде "Крым - это Украина", тем более, что российская политическая элита уже давно смирилась с тем, что Крым российским Запад не признает никогда или, как минимум, точно не в ближайшие десятилетия. А нам, россиянам, тем более, плевать на мнение американской дипломатии по поводу принадлежности Крыма. Но Тиллерсон не сказал, что "Крым - это Украина", как собственно и предлагали спрашивающие его сенаторы. Нет, он с одной стороны сказал, как и ожидалось, что воссоединение Крыма с Россией является незаконным, но тут же обозначил условия, при которых он готов признать Крым российским, то есть наплевать на так называемую "незаконную аннексию".
Когда говорят, что при Трампе политика будет более прагматичной, именно это и подразумевается. То есть, Крым ушел в Россию как бы незаконно, но в рамках сделки с Россией можно и признать Крым российским. Прямой и неприкрытый прагматизм, который идет даже дальше нашумевшего "плана Киссинджера", с которым носилась недавно немецкая пресса. Напомню, в этом плане фигурировало предложение признать российское право на Крым "де факто", но не делать этого официально. А Тиллерсон говорит, что готов признать Крым официально в рамках большого соглашения по украинскому вопросу. Кстати, в этом соглашении по версии кандидата в госсекретари США фигурируют лишь вполне абстрактные "интересы украинского народа", а не согласие украинского руководства на это соглашение.
Решать, что хорошо или плохо для интересов народа Украины будет не Порошенко, а Трамп. А Трамп вполне может решить, например, что содержать бедный и дотационный регион Крым - это совсем не в интересах нищающего народа Украины. Вариантов может быть миллион, но тут самое важное не в Крыме, а в принципе, по которому собирается работать новая администрация. Тиллерсону предлагали поклясться в верности продолжению политики Хиллари Клинтон и Барака Обамы, а он, де факто, сказал, что никакого продолжения не будет, а будут торги. И на эти торги будет выставлено абсолютно все, включая даже официальное признание российского Крыма, о чем при прошлой администрации вообще не могло идти речи. Я думаю, что после этого признания Тиллерсона каждый из марионеточных политиков Восточной Европы, от Балтии и до Киева, начал прикидывать, а сколько будет стоить его жизнь и его страна на прилавке Дональда Трампа? Какой ценник он приклеит к тому же Порошенко, например? И тут вопрос не в том, сдаст ли Трамп Украину. За правильную цену сдаст, да еще и сделает подарочную упаковку. Вопрос в другом: а оно нам надо?