Результаты французских праймериз переполошили российскую и европейскую медиасферу. Политологи и журналисты снова начали играть в игру "найди агента Путина" и активно обсуждать, насколько пророссийским или антироссийским президентом Франции будет победитель праймериз французских правых Франсуа Фийон. Западные СМИ вообще записывают в агенты Путина любого, кто выступает против доминирования в международной политике нанднациональной олигархии, о которой говорил Путин на Валдае, а тут еще и выяснялось, что российский президент позитивно охарактеризовал самого Фийона. Ему теперь вообще бесполезно доказывать французским СМИ, что он не агент КГБ. Ну да ладно, западные СМИ это отдельная история, история болезни под названием русофобия, которая уже давно приобрела форму паранойи. Но вот упорство, с которым российское экспертное сообщество обсуждает вопрос "Фийон - друг или не друг России?" мне представляется совсем нездоровой.
В геополитике нет друзей. Есть интересы, которые или совпадают или не совпадают. Есть еще и фанатики-русофобы вроде Хиллари Клинтон или прибалтийский политиков, с которыми у нас интересы никогда не совпадут по той простой причине, что они принципиально хотят увидеть нас всех в гробу. Все. Друзей нет, не было и не будет. Есть лидеры и страны, у которых с нами общие интересы и с которыми можно взаимовыгодно сотрудничать. Фийон - прагматик, а не фанатик, что уже хорошо. Путин с ним продуктивно работал в тот период, когда Фийон был премьером - замечательно. У Фийона есть вполне прагматичные причины желать восстановления отношений с Россией и это отлично. Кстати, вот эти причины.
Для лидера французских системных правых, т.е. "республиканцев", важно решить проблему ИГИЛ. Проблему ИГИЛ никак нельзя решить без России, и хорошо, что главный претендент на должность президента Франции это понимает. Вот уже первая серьезная причина сотрудничать с Россией.
Фийон - не евроскептик. Он верит в европейский проект. Если перефразировать Трампа, о нем можно сказать, что он хочет сделать Европу снова великой. Для этого неизбежно требуется экономическое сотрудничество с Россией, которая критически важна для поставок энергоносителей в Европу и критически важна как логистический хаб, объединяющий Европу и Китай в одно экономическое пространство. Вот вторая причина сотрудничать с Россией.
Фийон - консерватор старой школы. Он против гей-браков, он против неконтролируемой миграции, он за то чтобы глобализация делалась с учетом национальных интересов, а не за счет национальных интересов его страны. С кем ему в этих условиях сотрудничать? С Меркель? С Соросом? И все-таки с Путиным, который продвигает аналогичный подход к решению международных проблем и защищает традиционные ценности?
Сейчас сложно предсказывать, кто победит на выборах во Франции. Для нас будет выгоден любой вариант, при котором к власти во Франции придет просто прагматичный политик, с которым можно будет о чем-то серьезно договориться и который будет просто честно служить интересам Франции, так как он их понимает. Фийон вполне подходит для этой роли, Ле Пен тоже подходит, и единственная разница между ними, с российской точки зрения, заключается в следующем: победа Ле Пен - это почти гарантированный развал Евросоюза. Победа Фийона - это, возможно, единственный шанс для Евросоюза выжить, провести нужные реформы и стать действительно домом для всех евроепйцев, а не инструментов в руках Сороса и других представителей наднациональной олигархии и бюрократии. Что лучше для нас - вопрос дискуссионный, но я уверен, что выгоду мы сможем извлечь из любого результата.