Можно бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как любители западной пост-индустриальной экономики восторгаются модными западными компаниями, которые не чета российским газпромам. Среди некоторых наших сограждан отношение к таким компаниям как Тесла или Uber стало что-то вроде маркера "свой-чужой". То есть тех, кто при слове "Тесла" или "Uber" не начинают восторженно прыгать, пищать и закатывать глаза от восторга, автоматически считают ватниками и ретроградами, которые ничего не понимают в современной экономике, жизни, да и вообще, таких давно надо лишить избирательных прав.
По этому поводу я бы хотел поделиться следующим циничным наблюдением. Фишка того же Uber заключается далеко не в технологии, которую использует эта компания. История Uber - это история того, как частное предприятие пытается обойти устоявшиеся законы. В целом, суть "революционной бизнес модели" заключается в том, чтобы не выполнять требования, которые предъявляются к традиционным перевозчикам, и одновременно заниматься демпингом. Если смотреть на вещи честно, то по таким критериям у нас каждый второй предприниматель, который склонен обходить законы и плевать на стандарты, является прогрессивным стартапером. Успешность Uber в США и некоторых европейских странах связана с тем, что Uber просто не платит за лицензии на предоставление транспортных услуг, чем вызывает гнев и судебные иски со стороны мэрий многих городов. Хорошее конкурентное преимущество. А если ещё и налоги не платить, так вообще идеально будет. Только непонятно, при чём тут разговоры о каком-то прорывном бизнесе? Про то, что неуплата налогов и сборов - это хорошо для кошелька, знают все.
Передовые отряды боевых хипстеров любят предъявлять в качестве аргумента астрономические оценки стоимости того же Uber. По разным прикидкам, эта компания стоит от 62 до 68 миллиардов долларов, и это действительно больше, чем, например, рыночная капитализация Газпрома. И вот на этом месте я настоятельно прошу вас включить здравый смысл: ну не может глобальная компания по предоставлению нелицензированных услуг такси стоить больше, чем главных поставщик природного газа в Европу, без которого ЕС просто замёрзнет, а европейская химическая промышленность вылетит в трубу. Тут одно из трёх: или Uber оценивается слишком дорого, или Газпром слишком дёшево, или и то, и другое сразу. И пожалуйста, не верьте, когда вам показывают график экспоненциального роста выручки, которая обязательно должна превратиться в доходы. Не превратиться. На конкретном примере Uber видно, как с помощью грамотного пира американцы могут надуть финансовый пузырь и привлечь всё новые и новые деньги, одновременно используя этот дутый успех для создания комплекса неполноценности у жителей других стран.
На само деле, как сообщает Блумберг, убыток Uber в первом полугодии 2016 года составил 1,27 миллиардов долларов, и финансовое состояние компании не показывает никаких признаков улучшения. Убытки Uber растут вот уже третий год подряд. Компания начинала с убытка в 671 миллион долларов, год назад компания потеряла миллиард долларов, а вот всего за шесть месяцев этого года менеджерам Uber удалось потерять больше, чем за весь прошлый год, что однозначно является «признаком хорошего планирования и отличных перспектив» этого бизнеса. Если бы такие результаты показывала какая-нибудь российская государственная компания, то её бы ненавидел весь прогрессивный Рунет, а какой-нибудь Навальный однозначно требовал бы посадить её руководителей. А вот в случае с Uber всё в порядке и никто из боевых хипстеров фейсбука не обратит внимание на то, что этот символ американской экономики является банальной машиной по сжиганию денег.
В очередной раз убеждаюсь в том, что в современном мире хороший пиар зачастую способен закрыть даже самую неприглядную реальность, но это точно не может продолжаться бесконечно. И можно сколько угодно смеяться над планами превращения России в энергетическую сверхдержаву, но реальность рано или поздно расставит всё на свои места. Стартапы - это хорошо, но стартапы и нефтегазовая труба - гораздо лучше.