Пресс-конференция Владимира Путина после саммита БРИКС многих шокировала, но на самом деле Путин просто в очередной раз доказал, что он значительно компетентнее, чем кажется некоторым и что он реально вникает в те проблемы, в которые не хотят вникать чиновники, журналисты, эксперты и даже некоторые судьи. Выяснялось, что президент России в курсе судебного разбирательства между Роснефтью и АФК Система, а также выяснялось, что его позиция совсем не совпадает с теми легендами, которые распространяются в интернете, что он якобы санкционировал экспроприацию денег у АФК Система через судебную систему.
Тем, кто распространял эту чушь должно быть стыдно, потому что президент обозначил совсем другую позицию. Во-первых, в отличие от башкирского арбитража он лично и внимательно, а не для галочки, выслушал обе стороны конфликта. Во-вторых, он сказал, что не может влиять на суд, но сделал абсолютно беспрецедентное заявление, указав на желательность того, чтобы стороны достигли мирового соглашения.
Вот прямая речь президента Путина:
"Я встречался и с руководителем «Роснефти», и с руководителем «Системы» - и с Евтушенковым, и с Сечиным - именно по этому вопросу. Я выслушал позиции и того, и другого. Я думаю, было бы неправильно, если бы я сейчас публично заявил о своем отношении к этому делу. Но я очень рассчитываю на то, что им удастся достичь мирового соглашения. Это было бы на пользу как обеим компаниям, так и российской экономике в целом" Так и хочется спросить, достаточно ли это тонкий намек на толстые обстоятельства, или президенту нужно как-то яснее выражаться, чтобы было все понятно? И только не надо сейчас говорить про давление на суд. Путин четко сказал, что никаких поручений и прямых указаний давать не собирается. Но вот Роснефть и АФК - это же не судебная власть, и этим двум компаниям ничего не мешает прислушаться к рекомендации президента, тем более, что
по информации, просочившейся в СМИ какая-то схема мирового соглашения уже обсуждалась у президента. Из сказанного Путиным совершенно ясно что никакой координации с ним по этому вопросу до начала иска вообще не было, и что это на самом деле, если называть вещи своими именами - самодеятельность, которая, опять же по выражению самого президента, вредит как обеим компаниям, так и экономике в целом. А ситуация, в которой президенту лично приходится вникать и разбираться в корпоративных спорах - это такая жирная черная метка российской арбитражной системе, и тут опять же не может быть двух мнений. Это тоже очень плохо для экономики, но проблема тут явно системная, а лечить ее предстоит долго и упорно.
Я неоднократно слышал мнение, что, мол, АФК Система, которая предлагала Роснефти мирное урегулирование спора, тем самым признает слабость своей юридической позиции и пытается решить вопрос "по понятиям". А у нас, видите ли, правовое государство и всё должен решать суд, а не сами компании в кулуарных переговорах о мировом соглашении. Начнем с того, что такая позиция является признаком вопиющей юридической безграмотности, потому что заключение мирового соглашения - это нормальная, на 100% законная и очень распространенная практика решения корпоративных споров, как в России, так и других странах. Никакого решения «по понятиям» в мировом соглашении нет, и его заключение - это не признак чьей-то слабости, а признак здравого смысла участников спора, которые приходят к выводу, что договориться и разойтись - это лучше, чем долгий и изнуряющий судебный процесс, который будет иметь непредсказуемый результат и огромные имиджевые риски.
Но это теория, которая видимо известна мне, как юристу, но не известна многим журналистам, которые пишут на эту тему. А сейчас немного практики и политологии. Если Путин не только предлагает, но и публично выражает надежду, что Роснефть и АФК подпишут мировое соглашение, то что получается - президент предлагает решить проблему по понятиям? Очевидно, что нет. Президент, между прочим мало того, что общепризнанный арбитр и медиатор всех крупных элитных конфликтов в России, но еще и юрист. Хороший и компетентный юрист. И его мнение, если перевести его на разговорный русский, заключается в том, что амбиции нужно охладить, обороты конфликта сбросить, договориться и прекратить тот жуткий публичный позор, над которым ржут и издеваются все мировые финансовые СМИ от Форбс и до Файнэншл Таймс.
Думаете Путину не приносят дайджест западных газет? Или его не спрашивают иностранные инвесторы в личном общении о фарсе, который творится в башкирском арбитраже? Дайджест точно есть, а иностранные инвесторы уже и письма пишут с вопросом о том, что у нас тут происходит. Я уже не буду перечислять абсурдные истории про нотариально заверенные скриншоты, которые признаются доказательством в многомиллиардном иске, или про признание представителей Роснефти в том, что действие, за которое они пытаются получить от АФК деньги, вообще-то является законным и не наносит ущерба компании.
Неудивительно, что президент хотел бы, чтобы этот иск просто исчез из инфополя, а Роснефть и АФК просто сели и договорились за закрытыми дверями. Как правильно сказал Путин - это будет лучше для всех, то есть и для компаний, которые участвуют в иске, и для российской экономики в целом. Кстати, это важный показатель, что Путин думает не о том сколько может заработать, потерять или отжать конкретная компания, а об экономике в целом - и это очень правильная позиция. А вот мы в скором времени увидим, кто правильно понимает сигналы президента, а кому они не интересны, и вот из этого уже можно будет сделать выводы совсем другого порядка.