Нет, речь не о пьяных попах с пистолетами. И даже не о люксовых джипах, якобы подаренных благодарной паствой. Всё это, конечно, важно и проблемно, но далеко не главное. Основная же проблема РПЦ в том, что русская православная церковь последнее время постоянно лезет не в своё дело. Вот это - действительно беда. Всё началось с Сирии.
Напомню, 7 января 2016 года Патариарх Кирилл выступил с обращением в поддержку операции российских ВКС в Сирии. В ночь празднования Рождества Христова (того самого, который за любовь и против войны). Вот эту войну глава РПЦ и благословил, назвав «оборонительной и справедливой».
Слушайте, я могу понять, если военную операцию поддержит слесарь, врач, политик или цыган. Вот я, к примеру, сам целиком и полностью поддерживаю то, что делает Россия в Сирии. Но я блогер, человек и гражданин, свободомыслящая личность. Патриарх же не просто публичная фигура, а ГЛАВНЫЙ ПОСРЕДНИК между православным христианином и Богом. То есть лицо, наделённое властью сдвигать в любую сторону неокрепшие умы своей внимательной паствы. Пастырь, да. И вот он не имеет права на частное мнение, потому что для верующего человека мнение верховного духовенства равнозначно мнению Бога. Как вообще духовное лицо может освещать и благославлять орудие для убийства?!
Расскажу вам ещё вот какую историю.
В прошлом году приехали мы с блогерами в Большой Геленджик. Покатали нас везде, показали красоты, покормили вкусно, а потом завезли в Архипо-Осиповку, в гости к местному батюшке. Отец тот, святой или нет - решать на самом верху, был мужчина колоритный, яркий. И до жути болтливый. Плевать он хотел на регламент поездки, на то, что ждут нас ещё в других местах - запер дверь в воскресной школе, где мы расселись, и пригрозил два дня не выпускать, пока всё не выскажет, что на душе у него нагрелось. Мы похихикали, но выбора не было - стали слушать.
Рассказал он нам и про строительство прихода, и про детишек, и про пожертвования. Интересно в целом рассказывал, но тут я его спросил о том самом рождественском заявлении Патриарха по Сирии - типа, а нет ли здесь кощунствования против Бога? Охххх, чего я о себе только ни выслушал, как меня только ни обозвал Божий человек. Суть его гневной речи сводилась к тому, что Православная Церковь является неделимой частью России, и что во всём должна поддерживать Путина, что в Сирии массово вырезают христиан и нас священный долг…
Я честно предпринял несколько попыток батюшку успокоить. Напомнил про геноцид христиан в Нигерии (почему-то наши ВКС не спешат лететь и бомбить Боко Харам). Намекнул на «Не убий» и «Возлюби ближнего своего» - всё ни в какую. Если Россия и Путин считают важным и нужным воевать в Сирии, долг каждого православного христианина благословить эту войну. Во как, понимаете! ДОЛГ. А кто думает иначе, тот язычник, тупица или провокатор. Всё, диагноз поставлен.
К чему я вспомнил всё это? А вот к чему. Сирия - это всё-таки далеко, да вроде и РПЦ подуспокоила свою кровожадность и больше с воинственными заявлениями не выступает. Зато у православных служителей нашлась уйма времени, чтобы устроить травлю на Учителя и его «Матильду». На самом деле фильму сами РПЦэшники устроили такой сумасшедший пиар, что вся страна, хочешь не хочешь, а посмотрит ленту, из-за которой православные фанатики, как заправские ИГИЛовцы, врезаются на грузовиках в кинотеатры, угрожают убийством и кидают коктейли молотова в автомобили.
Но удивительна реакция православных служителей. С одной стороны, конечно. осуждение и порицание. Но неожиданно появляются и более развёрнутые комментарии. Вдумайтесь только в глубину мысли епископа среднеуральского Евгения Кульберга, сравнившего нападение на кинотеатр Космос в Ёбурге с терактом против Charlie Hebdo: «Постоянные провокации, не находящие достойной реакции со стороны французских компетентных органов, вызвали безумную реакцию, которая привела к трагическому кровопролитию. К счастью, в Екатеринбурге люди не пострадали, но конфликт, вызванный в обществе провокационной кинолентой, безусловно, сохраняется. Более того, в год столетия трагической гибели царской семьи прокат этой киноленты может породить дальнейшие общественные настроения».
Круто, да? Епископ не стесняется угрожать дальнейшими общественными настроениями. Ведь проблема-то не в том, что это РПЦ не может справиться со своими радикально-настроенными прихожанами, а проблема в провоцирующем кино. Точка.
Помните фильм «Догма». Злой, саркастичный, дерзкий. Его моментально поставила вне духовного закона католическая церковь. Но я себе даже представить не могу, чтобы какой-нибудь епископ из Франции обратился во французский парламент с тем, чтобы запретить «Догму» к показу! Потому что не церковное это дело - запрещать что-то невоцерковленному обществу. Есть своя паства - там запрещай, что хочешь. Ограждай, угрожай Страшным судом, отлучай. Делай, что хочешь - это твои «подданные», они в твоей духовной власти. Но всё, что за пределами монастырской ограды - это уже другой монастырь. Светский. Где свои уставы, где свои правила и нормы.
Тем более, что РПЦ есть о чём заботиться и помимо дел государственных. Есть что запрещать и порицать.
PS. На «Матильду» и её Учителя мне совершеннейше насрать. Фильм смотреть не буду, не мой жанр. Зацепила в этой истории исключительно оргазмическая реакция РПЦ.