А есть ли будущее у такого Дагестана?

Jul 28, 2017 04:01

Давайте начистоту. Жуткая, повсеместная грязь и мусор. Разбитые в хлам дороги. Один из худших показателей ЕГЭ. Полное отсутствие культуры вождения. Ползучий терроризм. Разваленная инфраструктура. Угробленные исторические памятники. Вот именно так, только так и представляется Дагестанская республика в головах 99% россиян. С этими мыслями я ехал в Махачкалу, предвкушая совсем даже не сочную баранину, дербентский коньяк или  фантастическую природу.  Дагестан мне рисовался как отдельная страна, где всё делается исключительно «по-братски».



У такого Дагестана и в таком виде нормального будущего быть не может. Кажется, это стало понятно даже самим дагестанцам. Семь лет меня не было в Дагестане, и, приехав туда неделю назад, я республику просто не узнал. Всё перечисленное в первом абзаце осталось в прошлом и похоже уже не вернётся. Но давайте разбираться подробней.

Исчезли завалы мусора с дорог. В дагестанцев как будто вселился какой-то внутренний голос, запретивший им выбрасывать помойные вёдра из окна. В ДАГЕСТАНЕ ЧИСТО! Это кажется нонсенсом и сюрреализмом, но это факт. На улицах ещё много пыли, но совершенно нет мусора.


Дороги - это отдельный разговор. Конечно, ещё есть куда расти, но, если сравнивать Дагестан 7-летней выдержки (да-да, это каламбур с намёком на дагестанские коньяки) и нынешний 05-й регион, то кажется, будто немцы всё-таки победили в 45-м и застроили республику своими автобанами. Вы бы видели трассу Каспийск-Махачкала! Идеальный асфальт, идеальная разметка. Но и в горах всё очень прилично.


Насколько я понял из рассказов местных, в Дагестан 4 года назад пришли санкции. Но не от американцев, а от нового главы республики, который не даёт поблажек своим разношёрстным гражданам. Вообще, договориться с дагестанцами сложно хотя бы потому, что фиг знает, на каком языке к ним нужно обращаться. Только официальных у них 14, а всего на территории маленького Дагестана насчитывается 36 народностей, каждая из которых обладает собственным языком и культурой. Попробуй найти общий язык со всеми! Поэтому общим является как раз русский. На нём с классическим кавказским акцентом и общаются 3 миллиона дагестанцев.  Поэтому все угрожающие таблички написаны на русском.


А эту сделали явно к приезду блогеров.


Впрочем, обычные вывески тоже на русском языке.


Обратили внимание на две знакомые мордахи по краям? Да-да, это те самые. Джамбулат Клуни и Тофик Круз. Не столь важно, дали они разрешение на размещение своих лиц на вывеске или их повесили там по недоразумению - в Дагестане такими мелочами не заморачиваются. Главное, чтобы выглядело солидно и люксово.


От пафоса всё же никуда не деться.


Да, наверное, и не нужно - это особый шик и кавказский колорит. Ну, согласитесь - куда приятней жить под натяжными потолками DeLuxe. Это вам не какой-то там колхозный Армстронг!


На самом деле это всё мелочи. Куда большей бедой является повальное «усыновление» брендов. Вот уж с чем мириться точно нельзя. И ладно ещё дело бы только касалось шмоток - китайского барахла GuSSi и Coco Shanel и в Москве полно. В Дагестане же заимствование торговых марок производится на широкую ногу. ЛукКойл. РосТнефть. РосСнефть. Те же корпоративные цвета, та же фурнитура, тот же экстерьер. Всё это, конечно, очень неправильно.


Местные говорят (ОБС - Одна Бабка Сказала), что все эти заправки «под-бренд» на самом деле являются «типа дочками самих нефтяных компаний». Никаких реальных доказательств мне не привели, но такой вариант я вполне допускаю - иначе совсем непонятно, почему сами нефтяные корпорации с этим явным воровством не сражаются. Едва ли это великая тайна для руководства Роснефти. Да и вездесущий и пронырливый ФАС отчего-то молчит.

Вообще, тема коррупции и кумовства для Дагестана, как и для всего Юга России, весьма болезненна. Родовые связи уходят настолько глубоко в столетия, что каждый дагестанец другому, если не брат и кровный родственник, то через пару поколений сто-двадцати-юродный дядя точно. А дядя дядю обидеть никак не может. Уважение следует проявить. Ну и это вот всё. Так и распространяется «кумовья зараза» по районам и сёлам. Но с этим последнее время глава республики начал активно бороться, искореняя клановость и родовое правление. И вот такой придорожный плакат уже не выглядит памятником почившему оптимизму.


Вообще, у местных отношение к главе республики неоднозначное. Для одних происходящие перемены в радость, другим же милее закоренелый уклад из 90-х, в которых Дагестан существовал до последнего времени.  Но равнодушных нет совсем.  И пару смешных историй мне рассказали. Например, про двух коммерсантов, которые 10 лет не могли поделить старую фабрику на окраине Махачкалы. Там всё по началу не смешно было совсем - и стрельба велась, и взорвали даже кого-то. А потом приехали бульдозеры, и на месте бывшей фабрики появился парк. Соломоново решение. Коммерсанты теперь подружились и вместе пишут письма Путину.

Совсем по-другому о новом руководстве говорят в деревнях. Там, где столетиями жили вот в таких сараюшках.




Где пахнет сыростью, а под ногами хлюпает то, что ещё совсем недавно было частью овечек и баранов.




Вот в таких горных сёлах про Абдулатипова говорят только хорошее. Потому что в домах появляется газ и электричество, а в райцентр можно добираться не по раскисшим дорогам, а по вполне приличному асфальту.

Хотя и без эксцессов с горцами не обошлось. Уже легендами обросла инициатива главы Дагестана забирать на штраф-стоянку… коров. Гуляющий по дорогам скот - это вообще бич Северного Кавказа. Всё-таки столетиями чабаны выгуливали свои стада по альпийским лугам, а тут пришла цивилизация и по трассам начали летать пафосные автомобили.


Но, волей-неволей, а пришлось эти правила игры горцам принять. И теперь даже по горным дорогам можно передвигаться спокойно, не боясь, что собьёшь чью-то важную корову или барана. Это ведь потенциальный конфликт, сами понимаете. А кровь у дагестанцев горячая. Чуть что…

Впрочем, вот это пресловутое «чуть что» мы так нигде и не обнаружили. Никто не носится по дорогам с автоматом наперевес. Никто не бросает гранаты. Единственный БТР, который мы встретили, уже давно проржавел и рассыпался.


Эхо войны. Так говорят.


Тема безопасности в республике поднимается на каждом шагу. Точнее сказать так - безопасностью бравируют из каждого утюга. Куда бы мы ни приехали, всюду к нам подходили люди и с гордостью говорили: «Вы там расскажите в своей Москве, что у нас спокойно, что у нас не стреляют, что всех «Вах» мы уже давно прогнали». Эта тема продавливается местными настолько навязчиво, что не будь я сам там, среди них, в жизни бы не поверил. На самом деле это явный комплекс, вызванный в первую очередь репутацией. Фиговой репутацией, прямо скажем. Однако, все эти рассказы о страшных и опасных дагестанцах - тяжёлое наследие республики, с которым она, пусть немного наивно и по-мальчишески, но старается бороться. Вот такими горячими убеждениями в том, что всё безопасно.

Но ведь реально безопасно. Мы ездили на обычном автобусе, без охраны и сопровождения с мигалками. Заходили в первый попавшийся двор и пили чай с хозяевами. Девочки-блогершы спокойно гуляли вдвоём по Дербенту и их даже ни разу не изнасиловали, вопреки всем страшилкам, которые любят рассказывать либеральные газеты.


Зато сотню раз попросили сфотографироваться. Точнее - сфотографировать их. Местных. Абсолютно маниакальная любовь к фотографированию. Они даже не спрашивали, где можно будет себя увидеть - просто сфоткай нас, уважаемый.








О! Чуть не забыл! В одном из сёл местные жители попросили передать свой «наказ избирателя» главе республики. Знаю, что этот пост он наверняка прочитает, так что передаю почти прямую речь:

«Уважаемый Рамазан Гаджимурадович! Сделайте так, чтобы в Дагестане снизился уровень безработицы, чтобы появилось больше рабочих мест для нашей молодёжи. Это неправильно, что молодое, работоспособное население оставляет свой род и уезжает на заработки в Москву, Ростов и Краснодар. Там на них оказывает тлетворное и развратное влияние менее консервативное общество и, к сожалению, всё чаще наши парни забывают традиции своего рода. Если в Дагестане будет больше хорошей работы, мы сможем сохранить честь наших сыновей!»

Обещание, данное селянам, я выполнил, привет и наказ передал. Хоть какую-то пользу обществу блогеры принесли))


Признаюсь, с главой Дагестана я знаком очень давно. С ним когда-то работали по партийной линии мои родители, так что фамилия Абдулатипов всплывает ещё в моих ранних детских воспоминаниях. Зато теперь Рамазан Гаджимурадович может похвастаться перед своими коллегами-губернаторами, что у него есть фотка с самим блогером ruslandya. Не у многих такая есть, а у Абдулатипова - имеется!

Отдельно хочу поблагодарить одного человека, без которого моя поездка в Дагестан точно бы не состоялась. Это Юсупов Заирбек Камильевич, гендиректор Владивостокского Морского Торгового Порта. Казалось бы, где Владивосток, где Дагестан, а где блогеры - однако, все паззлы как-то сошлись в одном месте, и мы, большой блогерской тусовкой оказались на дагестанской земле. Спасибо тебе, Заирбек-муаллим.


истории, блогеры, Дагестан, блог-тур, Россия

Previous post Next post
Up