Уже с 1 июля ИП-шникам могут полностью запретить розничную продажу пива. То есть все эти маленькие уютные пивные магазинчики, торгующие пивом на розлив, небольшие мини-маркеты и магазины «шаговой доступности» - все это будет закрыто и вышвырнуто на помойку. Но скорее всего пивной бизнес просто уйдет в тень, как это произошло с ранее запрещенным игорным.
С инициативой изменения законодательства в сфере оборота алкоголя выступил Минфин. Я не буду сейчас углубляться в разглагольствования о судьбах нашей крепко пьющей Родины - в меньшей степени Минфин обеспокоен количество алкоголиков на районе и снижением качества рождаемости. В данном случае финансистами преследуется все та же небанальная цель - пополнение бюджета. Не секрет, что индивидуальные предприниматели (ИП) имеют ряд льгот по налогообложению, что зачастую используется в «серых схемах» обнала и скрывания истинных доходов предприятий. Да и штрафы за нарушение законодательства для ИП-шников в несколько раз ниже, чем для юридических лиц. Тот же пивной бизнес уже давно «на карандаше» у налоговиков именно по причине своей «серости». Вот и решили его вывести на «чистую воду». Но, как часто бывает, вместе с водой решили выплеснуть из таза и ребенка.
Что сейчас из себя представляет типичный малый алкогольный бизнес? Это обычное помещение 3 на 4 метра, оборудованное 5-6 краниками для подачи кегового пива (из специальных бочек, кег - ваш Кэп) и россыпью всякой рыбно-снековой ерунды на прилавке. Ремонта никакого, санитарные нормы - ну, будем считать, что они просто существуют. Кассовый аппарат - как опция. Короче говоря, ничего необычного, все как везде. Зато в нем можно купить разбавленное пару раз пойло, в лучшем случае - не отравиться. И при этом казна за счет низкой культуры отчетности ИП-шников не дополучит сколько-то миллиардов рублей.
Таково мнение чиновников.
У потребителя же взгляд на вещи несколько отличается, ведь недаром эти микро-пивнушки так расплодились последние годы - значит есть устойчивый спрос на их продукцию. По оценкам экспертов, сейчас в России функционирует около 90 тысяч точек продаж «живого пива». Люди у нас пьющие и пить будут продолжать, не смотря ни на что. Поэтому ужесточение норм приведет в первую очередь к росту нелегальных точек по продаже спиртного - не более того.
У меня есть один мой старый знакомый, в прошлом бандит, рекетир - личность из 90-х со всеми вытекающими мировоззрениями. Как-то на посиделках и личных разговорах зашла у нас речь о теневой (читай - преступной) экономике. Так вот он поведал о своем принципе ведения бизнеса - если обкладываешь торговцев на рынке данью, то не нужно жадничать, ведь 10% с миллиона всегда больше, чем 50% с 50 тысяч.
Сложно поспорить, не так ли? Ладно, оставим моральную оценку рэкета, как такового - времена тогда были неспокойные, диковатые. Если же проводить непрямую параллель с рэкетом тех лет и фискальной политикой нынешних, то для бюджета было бы намного эффективнее иметь 100-200 тысяч малых предпринимателей, с которых собирались бы понемногу, но в сумме огого сколько налогов, чем 5-6 еле дышащих на ладан, но исправно платящих непомерные налоги «пивняков».
У нас почему-то всегда так получается - любая реформа начинается с ужесточения правил (кнут), а не с альтернативных льгот (пряник). Возьмите рынок аренды жилья - штрафы, штрафы, штрафы. Сделали альтернативу - патент. Но стоимость такого патента даже выше, чем 13%-налог, который бы уплачивал собственник жилья за своих квартирантов. А ведь и 13% платят совсем неохотно - вот и сидит «в тени» весь этот рынок. И недополучает бюджет огромные деньги. Такова финансовая политика в нашей стране, увы. Сначала кнут - а потом снова кнут.
С пивом, поверьте, будет еще хуже.