К поездке на Нововоронежскую АЭС я подготовился основательно - все эти Фукусимы и Чернобыли, радиация и гигантские грибы, люди с тремя головами и квакающие собаки… Сами понимаете, какой везде творится бардак - а уж что может происходить в отрасли, где цепная ядерная реакция в любой момент из УПРАВЛЯЕМОЙ (энергетика) может превратиться в НЕУПРАВЛЯЕМУЮ (ядерное оружие), одному РосЭнергоАтому известно. Короче говоря, годовой запас апельсинов был предварительно и благополучно сожран, два литра красного-полусладного выпито в поезде через трубочку, а счетчик Гейгера я на всякий случай встроил в… ну, это личное. Действительность оказалась хуже, чем я предполагал.
А предполагал я, что на АЭС меня будет ждать смертная скука в обнимку с тоской и полное отсутствие каких-либо событий. Оно, впрочем, и логично, ведь самая лучшая обстановка на атомной станции - это абсолютное спокойствие и умиротворенность. Значит все штатно. Значит никаких неординарностей и экстренных мер. Значит атом - по-прежнему мирный. Так всё, собственно, и получилось - приезд двух десятков блогеров стал самым масштабным испытанием для атомщиков за последние несколько лет. Нет, нас не возили в золотой клетке и даже не водили на электротоковом поводке (хотя сотрудники службы безопасности станции явно не считали эту меру по отношению к блогерам чрезмерной). Но куча людей с фотоаппаратами, снующие повсюду, ежесекундно клацающие затворы, миллионы частенько глупых вопросов (типа, а с потенцией у вас тут все в порядке? и Можно я вот эту кнопочку нажму?) - да, мы добавили головной боли пресслужбе АЭС и ее безопасникам!
Вот о безопасности на атомной станции я вам сейчас и расск…
Но стоп! Разглашать секреты атомной безопасности категорически не рекомендуется. Фотографировать сотрудников и всякие крутые спецсредства - тоже нельзя, потому что мало ли какие идиоты мой текст прочитают. Все мои заверения, что мой блог идиоты не посещают, так и не помогли, и фоткать очень крутую колючую проволоку мне не разрешили. Кстати, произошел там и забавный эпизод. Кто-то из блогеров (кажется, это был я) пошутил, что, мол, по периметру небось куча скрытых пулеметов расставлено, так что шаг влево-вправо… Смеялись почти все. СБ-эшники напряженно переглянулись, а я приберег шутку про вкопанные мины на более подходящий случай.
Знаете, я даже немного завидую Игорю
zavodfoto. Он ездит по стране, фотографирует все эти предприятия, гигантские и сложные машины, и, похоже, по-хорошему влюблен не только в свою работу, но и в сами многочисленные производства. Он с такой любовью примеряет объектив к очередной промышленной штуке, которая у меня, гуманитария, вызывает минимум непонимание, а максимум - равнодушие. Так вот мне завидно, что можно получать кайф, фотографируя бездушные агрегаты. Я же всегда предпочитал живое общение с людьми, прикосновение к их байкам и историям. Поэтому свой дальнейший рассказ я с позволения Маэстро Промышленной Съемки буду иллюстрировать его фотографиями ;)
Итак, Нововоронежская АЭС.
Станция расположена в 45 километрах от Воронежа, вблизи от (вы не поверите!) города Нововоронеж. Построенная одной из первых в СССР, она каким-то чудесным образом на сегодняшний день превратилась в самую современную не только в России, но и вообще в мире! Все дело в новом поколении ядерных реакторов (поколение 3+), которые успешно осваиваются (6-й энергоблок) и достраиваются (7-й энергоблок). Это поколение носит юмористическое название «постапокалипсисичное». Здесь явный намек на события в японской Фукусиме, когда природный катаклизм чуть не спровоцировал самый настоящий Апокалипсис. Новоронежская АЭС от таких катаклизмом чуть поморщится, покряхтит - но сдюжит, и наш дряной мир из чрева ядерных реакторов не уничтожит. «Постапокалипсисичное» - юморок у ядерщиков тот еще…
Кстати, о сиськах. Почему-то принято считать, что атомная энергетика - исключительно мужской вид спорта. Кем принято, когда и зачем - история умалчивает, однако невооруженным взглядом видно, что процент мужского контингента на станции в разы превышает количество прекрасного пола (половиной в контексте атомной энергетики у меня даже язык не повернется их назвать). На все мои вопросы, а не кроется ли за этим сексизм и не нужно ли натравить на атомщиков представительниц самого отвратительного сообщества ЖЖ (вот уж где процветает сексизм) - феминисток - сотрудники АЭС улыбались, играли мышцами и кивали на огромные вентили. Мол, тут вам не модельный бизнес, барышням не провернуть.
Пффффхааа! Не там они контингент ищут!
Женщин на станции немного, но женами атомщиков они становятся вполне охотно. И тут дело не в том, что работники АЭС как-то по-особому… ммм… любят своих жен, а в жесточайших нормах контроля, введенных в отрасли. Многочисленные тесты, проверки, медобследования - там мужики просто-напросто НЕ БУХАЮТ. Вообще.
Так что любой атомщик в нашей стране побеждающего алкоголизма - это лакомый кусочек для женского принципиального организма. Пару баек на этот счет мне с гордостью рассказали сами АЭСники, но я их вам перессказывать не буду, там юмор тяжелый, мужской, с подробностями и аутентичностью. В любом случае, девки, если мужика надо непьющего, работящего и чтобы с зарплатой хорошей (реально хорошей - в среднем под 60-70 тысяч в месяц выходит) - то собирайте свои Лабутены и фальшивые бриллианты в фальшивые же Луи Вуиттоны, сдавайте ключи от съемных хат в Бирюлево, прыгайте в поезд Москва-Воронеж и дуйте на маршрутке прямиком в Новоронеж, здесь вас ждет россыпь неокольцованных атомщиков!
Раз уж затронули вопросы гендерного баланса, стоит отметить и самую важную составляющую этого баланса. Итак, самое главное - на здоровье (психическом и физическом) соседство с кучей работающих ядерных реакторов никак не сказывается. То есть я, конечно, уточнил, почувствует ли моя дражайшая и любимейшая супруга последствия моего визита на АЭС, но все вокруг меня клятвенно заверили и успокоили - все будет ок, Руслан Батькович, Новоронежская станция является одной из самых безопасных в мире, утечка радиационных отходов здесь в принципе исключена, а различные выбросы в атмосферу не имеют вообще никакого отношения к реактору. Повсюду на станции расставлены установки радиометрического контроля, но и мой счетчик Гейгера в... ну вы помните - он тоже был спокоен и молчалив.
Кстати, многие люди, видя атомные станции издалека или на фотографиях, обращали внимание на дым из гигантских труб. Все это провоцирует массу слухов - будто бы выбрасывается в воздух остатки ядерного топлива, радиация летает по округе и так далее.
Я и вовсе в детстве считал, что эти огромные трубы - пусковые установки для ядерных ракет, а дым из них - это типа прогревают. Но спешу разочаровать всех яйцеголовых и фольгооблаченных!
Во-первых, это не дым, а пар. Пар, самый настоящий, водяной. Просто вода, испаряясь, образует пар. Это физика. Второй класс, третья четверть. А воды там очень и очень много - недаром все АЭС строятся вблизи водоемов, ведь для охлаждения зверски разогретых реакторов необходимы огромные объемы воды. Кольская АЭС забирает воду из озера Имандра, а Нововоронежская из реки Дон.
Во-вторых, это не трубы, а градирни. Такие огромные установки, которые служат для охлаждения, собственно, самой охлаждающей воды. Весь процесс весьма замкнут - вода охлаждает реактор, потом поднимается на самый верх и под действием силы тяжести срывается потоком вниз, охлаждаясь за это время на несколько десятков градусов.
Потом мощная турбина всасывает эту воду в себя из бассейна (мне настоятельно порекомендовали не нырять в этот бассейн, потому что мощность, простите, всасывания слишком велика и писать в бложике потом будет некому) и направляет весь уже охлажденный объем обратно на охлаждение реактора.
Вода эта являет собой своеобразный дистиллят - она максимально от всего очищена и совершенно безопасна для окружающей среды. Хотя пить я не рискнул все же.
Тема экологии на АЭС волнует всех - тут к бабке Варламова не ходи. Выяснилось, что Нововоронежская станция построена по радикально иному принципу, нежели Чернобыльская и Фукусимская. Эти две многострадальные были созданы по единому, нынче сильно устаревшему проекту и являются так называемыми «одноконтурными станциями», тогда как современная Нововоронежская - уже двухконтурная. Еще одним отличием является механизм защита реактора при внештатной ситуации. Авария на Фукусиме всерьез заставила атомщиков задуматься о проблеме «убирания» реактора - то есть, куда будет направляться реактор при чрезвычайной ситуации, вверх или вниз. На Фукусиме механизм был направлен вверх, но волны цунами, затопившие станцию, обесточили все ее механизмы, поэтому зараженная радиацией вода не смогла «спрятаться» в хранилище и свободно «уплыла» в Тихий океан.
Понятно, что цунами чисто географически Нововорнежу не грозит, но естественный принцип силы тяжести, когда все предметы естественно стремятся сверху-вниз на Нововоронежской АЭС реализован на все 100%. Собственно, это один из важнейших критериев безопасности, который позволил соответствовать «постфукусимским» требованиям МАГАТЭ.
Предыдущий абзац я почти полностью списал с разных технических проспектов, поэтому сам нифига не понял, что написал. Одно важно и точно - Нововоронежская АЭС нынче одна из самых современных и безопасных в мире, и с этой данностью как-то придется жить дальше. Особенно тем, кто привык обгаживать все российское - ничего не умеют, промышленность просрали, энергетику просрали, людской потенциал просрали… А вот и нет!
В общем, дорогие мои, скажу вам честно - было до отвратительного скучно мне во время этой поездки. Ничего не происходило, все равномерно, солидно и монументально. Чисто, как в операционной. Безопасно, как в Кремле. И спокойно, как в Раю (я там пока не был, но, надеюсь, блог-тур туда когда-нибудь все-таки будет организован).
Спасибо АО Концерн Росэнергоатам за организацию тура и Игорю Ягубкову aka
Zavodfoto за фотографии