Jul 30, 2010 22:24
Эта история, рассказанная замечательным классиком французской литературы, случилась в Карфагене, почти за три столетия до рождения Христа. В то время, Карфаген уже проиграл свою первую серьезную войну Риму и потерял Сицилию, а юный Ганнибал еще не взял в руки меч.
Флобер один из самых дотошнейших писателей своего поколения. Он шлифует каждую строчку своей прозы. Он не боится откладывать, он не боится уничтожать целые главы. Потому что он творит не только для истории, но прежде всего для себя, а сам он человек ужасно требовательный.
Когда были написаны первые главы романа Саламбо, Флобер почувствовал, что что-то не так и после долгих колебаний отправился в Тунис. Поездка дальняя и опасная по тем временам. Но искусство требует жертв. Первое, что делает Флобер после возвращения - уничтожает все ранее написанное и начинает активно изучать источники: в основном античных историков.
По словам автора, для романа Саламбо он прочел около 100 научных трудов обо всем, что касалось Карфагена и его соседей. Читал он вдумчиво, последовательно и каждая деталь, использованная им в романе, имела исторический источник. Когда какой-то критик после выхода романа, начал упрекать его в не историчности, Флобер ответил последовательно на все вопросы, подкрепив свои ответы ссылками на античных историков, с указанием глав и стр. откуда это бралось. Критик не ответил на письмо Флобер, последнее слово осталось за автором. По словам автора, для романа Саламбо он прочел около 100 научных трудов обо всем, что касалось Карфагена и его соседей. Читал он вдумчиво, последовательно и каждая деталь, использованная им в романе, имела исторический источник. Когда какой-то критик после выхода романа, начал упрекать его в не историчности, Флобер ответил последовательно на все вопросы, подкрепив свои ответы ссылками на античных историков, с указанием глав и стр. откуда это бралось. Критик не ответил на письмо Флобер, последнее слово осталось за автором.
Роман был продан автором за 10.000 франков на условиях того, что он будет принят издателем вслепую и в публикации не будет ни одной иллюстрации. Уж Флобер то знал, что могут наделать художники-иллюстраторы, которые Тацита и Плиния не читали, конечно же. После успеха романа Мадам Бовари, писатель имел право ставить такие условия. И они были приняты.
Роман был высоко оценен (нескольких брюзжащих критиков мы не будем считать) как читающей публикой, так и коллегами Флобера: Бодлер, Гюго, Жорж Санд, Готье, который, кстати, и подкинул Флоберу идею о романе про Карфаген.
Однако все-таки роман ценен не только своей исторической достоверностью: оружие, одежда, религия, архитектура, путешествия, еда, военные действия, быт - все более чем достоверно. Но в романе живут, умирают, любят и ненавидят живые настоящие люди, с подлинными чувствами и страстями. И пусть нас разделяет много веков, эти чувства те же что и у нас. В древнем Карфагене правит совет 30 олигархов, который своей неумелой политикой разорил страну, и проиграл войну, а талантливого полководца отправил в изгнание. Когда же толпа наемников из разных племен не получила денег и начался бунт, все вспомнили о полководце в немилости.
Саламбо - женщина с подлинными чувствами, она жрица и дочь того самого полководца и кстати единокровная сестра еще маленького Ганнибала. Это Госпожа Бовари древних времен, из которой обстоятельства делают жертву рока. Красной нитью проходит через все произведения Флобера идея о том, что женщина может быть способна на подлинный почти мужской героизм, на подлинное самопожертвование, но в мире мужчин это не будет иметь значение, это все будет растоптано и уничтожено.
История начавшего умирать Карфагена - это история, которая повторится потом и с Римом и с Константинополем и с Царской Россией.
Флобер оставил не так много, как Бальзак или Гюго, все его произведения умещаются в 4-х томнах академического издания. Он не писал длинных эссе и статей как Уальд или Стендаль. Но отшлифовывал каждое слово своих творений, чтобы они остались навечно в истории, чтобы ими восхищались и по сей день.Флобер оставил не так много, как Бальзак или Гюго, все его произведения умещаются в 4-х томнах академического издания. Он не писал длинных эссе и статей как Уальд или Стендаль. Но отшлифовывал каждое слово своих творений, чтобы они остались навечно в истории, чтобы ими восхищались и по сей день.
(С) Антон Соловьев, 2009 г.
письмо,
женщина,
война