Jun 27, 2010 02:01
Английский писатель , не очень-то известен у нас, на фоне других замечательных писателей 20-го века. Однако его творчество по праву вошло в анналы истории литературы. Он прожил сложную, многогранную жизнь и всегда боролся за правду, за что, естественно, немало пострадал. Его книги пронизаны скорее не черным юмором, как нередко пишут о нем, а злой иронией, сарказмом. Подобно многих предшествующим и последующим авторам, он не боялся писать о том, о чем в приличном обществе принято вежливо умалчивать.
Роман Незабвенная удивительным образом перекликается с другим знаменательным романом 20-го века, Черный обелиск Ремарка. Их объединяет не только то, что герои обоих романов работают в сфере ритуальных услуг, но и почти дословно повторяющаяся в обоих романах горькая мысль: почему люди начинают заботиться о своих ближних и оказывать им почет, только после того, как они покинут этот бренный мир. Оба автора удивляются, зачем человеку, который уже не принадлежит этому миру, огромный обелиск, место на престижном кладбище и прочее. Эта мысль, в глазах многих звучит по меньшей мере кощунственно.
Но ведь действительно, если подумать, все это совершается не только и столько ради покойника, но чтобы успокоить свою совесть, которая бдит и напоминает о том, что живой наш родственник нам был не очень-то нужен, он нас порою раздражал и мы грешным делом думали, как писал Пушкин: Когда же черт возьмет тебя.
Но идеи Ремарка, в романе Во доведены еще до большего апофеоза абсурда. Действие романа происходит в США, где общество потребления в свои хищные лапы уже давно взяло все и вся, и заставило думать этими категории всех тех, кто вообще не очень-то любит думать.
В волшебный и притягательный Священный лес (HOLLYWOOD) стремятся многие. Но не всем достается место актера и режиссера. Некоторые вполне довольствуются должностью в агентстве по оказанию ритуальных услуг. Словно два полюса абсурда работают две конторы смерти. В одной из них хоронят богатых людей, в другой - животных этих богатых людей. Везде можно все за отдельные деньги. Даже отпеть по христианскому обряду любимого попугая.
Что нужно чтобы стать священником Свободной церкви? - спрашивает главный герой. И ответ удивительно прост Надо услышать ЗОВ. Что это за зов? Это не предназначение Бога, нет. Это всего лишь чувство, что ты способен получить нечто вроде лицензии, а затем надо выбрать место, где нет подобного священника и успокаивать совесть всех тех, кто хочет расписаться будучи в браке, отпеть попугая и окрестить собаку. Все просто. И тарифы вполне доступны.
Кладбищенская романтика, можно даже сказать современным языком, весьма готична. Быть косметологом при кладбище, где участок земли, стоит больше, чем солидная недвижимость, это очень престижно для молодой девушки. При этом можно освоить высший пилотаж и по желанию родственников покойник будет выглядеть как живой, даже будет сидеть в шезлонге, зажав во рту сигару.
Люди - как заведенные механизмы. Это не зловещие ужасы бесконечного сновидческого кошмара Франца Кафки. Это реальная Америка, 20-го века. Девушка, работающая на престижной работе в морге живет в точном соответствии рекомендациям рекламы: одевается, прыскает на себя духами в полном соответствии с тем, о чем ей толкуют СМИ. А ее предмет вожделения - выдающий косметолог трупов, которому важнее смерть старого маминого попугая, чем личная драма влюбленной в него девушки, по большому счету бесхитростной и доброй.
Трагедия героини в том, что когда жизнь подкидывает его нечто свыше навязанных рекламой и работой стереотипов, она ломается словно механическая игрушка. Просто и легко, потому что своих мыслей у нее нет. Только искусственный образ жизни, который ей навязывало общество потребления.
Мы не виноваты нас так воспитали! … Но почему-то ты оказался лучшим учеником - это горькие слова Шварца из пьесы Дракон. В чем мораль Незабвенной? Она удивительно проста. Не так страшна смерть, ведь она неизбежна, гораздо страшнее жестокое и холодное равнодушие живых и их поразительное лицемерие, ради изощренного способа убить свою совесть. Простой эпизод романа, человека пропахавшего на Голливуд много лет в буквальном смысле вышвыривают с работы, он умирает, а потом все те, кто даже не потрудился вернуть ему вещи, а выкинул их, приходят рыдать на его похоронах.
Да, страшнее смерти, всех этих кладбищенских ужасов и трупов, человеческое лицемерие и люди, похожие на заведенные механизмы
(С) Антон Соловьев, 2009 г.
мысли,
место,
история