Нельзя...
Слово "нельзя" имеет две коннотации. По одной мы имеем нельзя, как волюнтаристский запрет или закон. Нельзя, потому что кто-то не разрешает, но физически это можно. Второе нельзя, это нельзя, потому что невозможно. Дышать в открытом космосе без скафандра невозможно.
Нельзя пропустить это событие! Событие одновременно и банальное, и эпохальное. Назовём его квантовым.
Банальность в том, что вышел очередной музыкальный альбом группы "Ундервуд". Ну подумаешь - сколько там их уже вышло. Группа достаточно древняя и в меру плодовитая, что уже можно не считать и не замечать их. Так же банален формат - то ли каверы, то ли трибьют - этих каверов да трибьютов сейчас даже на "Смешаиков" полно.
Эпохальность в том, что перепели Булата Окуджаву. Это ж действительно целая эпоха. Окуджавские пластинки были практически в каждом доме. Тут, кстати, тоже вполне квантовое было состояние - не сказать, что Окуджава был прям звезда-звезда, но его реально слушали практически все.
Секрет популярности попсы в том, что песни простые и по музыке и по тексту - их в норме может вменяемо спеть практический любой человек, да и слова легко запомнить. Окуджава пел именно такие песни, но их не назовешь примитивными - за простотой слога, корявой мелодикой и скудной лексикой скрывались щедроты смыслов и неуловимая глубина.
Не то, чтобы я прям ждал каверов на Окуджаву, но всегда подспудно понимал, что это было бы весьма логично. Однако шли десятилетия, а Булата Шалвовича никто не пытался перепеть.
И вот свершилось - целый альбом прекрасных аранжировок!
В год 100-летия Булата Окуджавы группа УНДЕРВУД и Константин Хабенский представляют альбом «Проект О», в который вошли 13 песен великого поэта и музыканта.
Константин Хабенский:
«Во-первых, в моем детстве и юности, в моей семье звучало множество песен Окуджавы, и я впитал их в себя. Во-вторых, уже в период студенчества и моего становления, исполняя эти песни, я осознавал, что они по энергии имеют право существовать в другом регистре. Эта идея долго сопровождала меня, и, поделившись ею с ребятами из „Ундервуда“, мы начали фантазировать о том, как создать новое звучание с прекрасными смыслами, которые были, есть и будут в текстах Булата Шалвовича. Мы решили рискнуть и записать свои интерпретации. Сейчас мы хотим проверить, насколько мы правы или нет, придавая новое звучание песням Булата Окуджавы».
Владимир Ткаченко, солист Ундервуд:
«Я до сих пор изучаю его интервью и читаю воспоминания
современников. Как-то спросил недавно у выдающегося фотографа и журналиста Юрия Михайловича Роста, каким был Булат. Он ответил следующее: «Не громким и не тихим. Не печальным и не весёлым. Нормальным он был». Знаю, что ему не нравилось слово «бард». Возможно, он себя больше ощущал ашугом - быто писателем Москвы, войны, любви и совести, новым Саят-Новой, извлекающим кристально чистые звуки из расстроенного саза".
Максим Кучеренко, солист Ундервуд:
«Пока Окуджава был жив, его камерную интонацию не смог
присвоить модный музыкальный мир. Прошли десятилетия. С полной ответственностью, не теряя восторженных чувств, которые нам переданы нашими родителями, мы совершаем попытку музыкального эксперимента, и это не отменяет того, что песни Окуджавы - самостоятельные шедевры. Настоящие советские псалмы".
Назвать Окуджаву великим поэтом и уж тем более музыкантом - тоже квантовое решение. Стихи так себе, про музыку я вообще молчу. В детстве, когда я начинал учиться играть на гитаре, я очень плохо пел, вообще не понимал толк в нотах и не попадал ни в какие тональности, ибо понятия о них не имел. Мой учитель гитары не был учителем вокала, поэтому просто посоветовал мне включать музыкальные пластинки и петь вместе с певцами, стараясь сравнятся с ними в тональности. Я сказал: "О! У меня дома полно пластинок Окуджавы!". "Э, нет!", - ответил мне мой учитель, - "только не Окуджаву! Так ты окончательно собьёшь свой слуховой прицел!". Играть песни Окуджавы - это вообще халява, они почти все на двух аккордах, причём точно ни одного аккорда с баррэ. Но при этом Окуджава действительно великий поэт и музыкант.
Альбом получился потрясающий и опять же квантовый. Современный и ретроградный одновременно. Вообще, квантовость - это его базовое свойство.
Что такое квантовое состояние? Про электрон говорят, что он в молекуле и не двигается, и не стоит на месте. Точнее не так: он и стоит, и движется одновременно. Или такое ещё сравнение: многие не могут понять, как это может быть, когда Христос одновременно полноценный Бог и полноценный человек?
Ответом на такой вопрос является альбом "Проект О". Он одновременно целиком и полностью является детищем группы "Ундервуд", и при этом в нём целиком и полностью сохранён Окуджава. "Ундервуд" - гении. Многие перепевают старые песни, чтобы паразитировать на них, скрывая свою творческую убогость или просто бабла и хайпа ради. Да не только песни - целые полнометражные фильмы паразитируют на великих произведениях, игнорируя их суть. Так последняя "Алиса в Стране Чудес" была сделана лишь для того, чтобы Тим Бертон напомнил все о себе, а сценарий был написан специально под Джонни Деппа. От Льюиса Кэрролла там не осталось вообще ничего.
Не таковы ребята из "Ундервуд" - они сохранили Окуджаву полностью. Их альбом не про то, как мог бы сейчас звучать Окуджава сегодня, а про то, как звучит Окуджава сегодня. Этот альбом - шаг развития "Ундервуд" и одновременно шаг развития Окуджавы.
Чтобы оценить, насколько актуален Окуджава в этих аранжировках сегодня, послушайте хотя бы эту песню:
Click to view
Единственно, о чём я жалею, послушав альбом, что песен всего тринадцать.
Оригинал: Non simple music,
https://t.me/NonSimpleMusic/408