Текст доклада, зачитанного на Круглом столе фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ»
«Всероссийское родительское собрание. Новые вызовы для российских семей в вопросах образовании, воспитания и здравоохранения детей»
15 мая 2023 года
Малый зал Государственной Думы:
Сегодня Международный день семьи, и всё моё выступление будет посвящено именно семье, защите которой я посвятил многие годы, и пусть этот доклад станет квинтэссенцией этого многолетнего опыта.
Изменения показателей народонаселения нашей страны такие, что уже много лет их справедливо характеризуют словами «кризис» и даже «катастрофа». А как ещё, если не катастрофой, назвать свежие данные по рождаемости, например, в Калужской области, где за первые месяцы этого года смертность превысила рождаемость в ДВА раза!? Динамика демографических процессов такова, что вскоре и в остальных регионах будет точно такая же картина. Страна вымирает всё быстрее, что, увы, согласуется с расчётами и прогнозами.
Очень много за последние годы было мероприятий, в том числе и в Госдуме, где задавались вопросы демографам - что же делать, чтобы поднять рождаемость? Но я поставлю вопрос критически: а там ли мы ищем ответ для решения этого кризиса? У нас есть демографические программы, концепции, департаменты и отделы, но могут ли они в принципе дать правильные ответы?
Демография, в каком-то смысле, уникальная наука. Она имеет точную дату рождения. В январе 1662 г.в Лондоне вышла книга английского купца и капитана, ученого-самоучки Джона Граунта «Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности….». В этой работе просто правильно пересчитали умерших и сделали выводы. С тех пор демография считает и анализирует демографические события: рождения, свадьбы, разводы, смерти. Задача демографии как науки - выявить закономерности численного развития населения. И демография давно эти закономерности выявила.
Главный вывод - ныне численность человечества изменяется НЕ ПОЕСТЕСТВЕННЫМ законам, а управляемыми процессами. Демография как наука не занимается этим управлением и не влияет на управляющие силы. Никто из демографов не даст вам никаких рецептов роста рождаемости, пока он остаётся в позиции демографа. Чтобы основательно и системно решать эти вопросы, нужен другой научный фундамент, другая наука, другой подход. И этот подход найден много лет назад, причём в недрах сильнейших демографических и социологических научных школах СССР и России.
Я говорю о фамилистике - научной дисциплине, которая комплексно изучает различные аспекты семьи и постулирует приоритет общечеловеческой ценности семьи. Термин был предложен в 1978 году, и в его развитии фамилистику прямо стали называют наукой о семье и о семейных ценностях, связывая фамилистику с изучением фамилизма.
Фамилизм, соответственно - «мировоззренческие основания семейного образа жизни; направленность системы взаимосвязанных ценностей на семью и семейный образ жизни на уровнях общества, государства, социальных институтов, групп и индивидов; характеризует приоритет ценности семьи перед всеми остальными ценностями». Или другими словами, фамилистика рассматривает семью как особую ценность, целостную систему, что предполагает ценностное рассмотрение всех знаний о семье в их интеграционном единстве.
Сегодня фамилистический подход получил развитие не только в социологии, но и в педагогике, а также в других областях. В последние десятилетия появляются научные работы о фамилистической экспертизе (например законопроектов и школьных воспитательных программ), фамилистической культуре в образовательной организации, фамилистической компетентности педагогических работников и руководителей образовательных организаций. Т.е. кроме теоретического фундамента мы уже имеем разнообразные практические наработки в важных областях, например для реализации в школах приоритетного права родителей воспитывать своих детей.
Однако самое главное - внедрять фамилистический подход во всех областях государственного устройства, особенно в экономике. Демографические показатели сегодня исключены из параметров оценки развития регионов, отраслей; налоговая система в принципе не опираются на семью, как целое и ценное, строительство жилья и градостроительная политика если и учитывают потребности семьи, так только в самую последнюю очередь по остаточному, а точнее даже по дискриминирующему принципу.
Реализовывать фамилистический подход можно уже сейчас. Например, так называемый «Законопроект Десяти Сенаторов» и есть пример использования фамилистического подхода. И уж конечно, любые законодательные инициативы в обязательном порядке должны проходить фамилистическую экспертизу о влиянии будущих законов на семью, как это происходит у нас при проверке законопроектов на коррупциогенность.
Демография как наука не даёт нам теоретической базы для разработки эффективных программ повышения рождаемости; она сделал своё дело - указала нам на причины падения рождаемости. К сожалению, это падение прямо и непосредственно связанно с деятельностью государств и корпораций. Если мы не перейдём от демографической политики к фамилистической, то и дальше будем достаточно точно предсказывать падение численности населения, и так же точно рассчитывать и предсказывать очевидные кризисные депопуляционные эффекты во всех отраслях экономики.