Non simple music. Выпуск 20. Чудесный. Все песни - о Боге. Довесок.

Jul 11, 2022 13:58


Оригинал: https://t.me/NonSimpleMusic/372

По заветам Льва Толстого и Эрнеста Хемингуэя, а также по рекомендации друзей и коллег, я публикую новые выпуски Non simple music только тогда, когда уже невмоготу. У меня готовы наброски более тридцати тематических выпусков, но я не стремлюсь их все сразу выкладывать. Я не спеша слушаю и отбираю песенки, а когда будущий выпуск уже наполнен материалом, долго тяну, многократно переслушивая выбранные треки, проникая в них всем существом, пытаясь вытащить из них все соки. Не факт, что всё добытое в этом медитативном процессе попадёт в текст выпуска - некоторые вещи не должны быть прочитаны, а должны появляться в душе и разуме человека самостоятельно при прослушивании песен.

Созревший выпуск я мариную в своих переживаниях до тех пор, пока уже становится невозможно с этим жить. Блюдо готово, и гости уже голодные… Пора сервировать и подавать… Приятное послевкусье от основного блюда и флёр недосказанности после публикации выпуска даёт стимул и энергию для приготовления следующей темы.

Случаются чудесные выпуски, выскочившие бодро и внезапно. Такие выпуски расталкивают очередь, ломают задуманную концепцию, доминируют своей повесткой, сбивая стройную нумерацию. Я не против. Мне даже нравится. Кто я такой, чтобы не дать возможности родиться тому, что ты сам не задумывал? Рождение - это в любом случае чудо, тем более, когда оно внезапное.

Вот и в этот раз случилось маленькое чудо - продолжение выпуска «Все песни - о Боге», а где Бог, там и чудо.



20.10.1.

Как всякое чудо, эта песня ворвалась в мою жизнь внезапно и без моего спроса: выпуск с песнями о Боге давно уже прозвучал, после него вышел ещё один выпуск, в голове давно крутился материал следующего мегавыпуска. Соответственно, тема песен о Боге была неактуальна, я в эту сторону уже не думал и новых песен о Боге не искал…

Я вообще шёл по улице в наушниках, слушая какую-то левую подборку песен, которую порекомендовало мне музыкальное приложение. Погода была мерзкая - холодина, ветер и дождь - мне не хотелось даже руки из карманов доставать. Плейлист давно закончился, и приложение стало подсовывать какие-то случайные треки, исходя из предпочтений неизвестного мне «искусственного интеллекта». Я уже не воспринимал те песни, что звучали в ушах: я куда-то спешил, был погружён в свои размышления, а музыкальный стиль был максимально однотонный и неинтересный. Кабы не мерзкая погода, я давно бы переключил бы плейлист, но было лень даже руки доставать из карманов.

Музыка в плейере соответствовала ситуации. Для таких песен, которые играли в моём плейере, есть отдельный канал в Телеге - «Депресонги»? Найдите для разнообразия. В основном там в меру занудные песни, задача которых - поддерживать твой депресняк. Несложная ритмичная электронная музыка, такой же незамысловатый безэмоциональный текст, который в этих песнях вторичен и лишь поддерживает и усиливает нудную одинаковую музыку, а семантическое ядро текста призвано закрепить пессимистический эффект. Логическая стройность текста не обязательна, как и в целом наличие смысла. Примерно такого типа звучали песни в моих наушниках в тот момент….

Чудо случилось в самом конце очередной песни, когда она уже закончилась. Я её вообще не слушал, слов не слышал, думал о своём. Собственно, я только тогда услышал эту песню, когда она закончилась. Это случилось как-то слишком внезапно: у неё не было привычного окончания в виде проигрыша в несколько тактов, затухания, эмоционального спада, как у всех песен. Звучали слова певца (точнее чтеца), а потом песня резко прекратилась, и от этой внезапности и наступившей алогичной тишины мозг среагировал, сфокусировался и зачем-то вытащил из какого-то своего буфера последнюю строчку песни. Вот эти слова:
«Я ведь вообще очень рад - только и знаю, что радуюсь!»

Уже потом, после многократных внимательных прослушиваний и промысливаний этого трека, я понял, почему меня зацепила эта строка, а тогда это было чистое чудо. Чудо, что я обратил внимание на эту песню, точнее на её конец; чудо, что вспомнил последнюю строчку; чудо, что заинтересовался ею настолько, что достал руки из кармана, вытащил смартфон и перемотал на начало песни; чудо, что после второго прослушивания понял, что она именно для выпуска песен о Боге. У этой песни не было никаких шансов попасть в этот выпуск и вообще на канал Non simple music. Простая, как курсовая работа выпускника творческого училищ, тем не менее она занимает достойное место среди лучших песен о Боге.

В оригинальном двадцатом выпуске «Все песни - о Боге» мы обсуждали песню Мэйти «Молитва». Я тогда отметил сходство некоторых частей песни с псалмами Царя Давида. Там же мы познакомились с современным исполнением натурального псалма из Библии от Леонида Фёдорова. Нынешнюю песню я тоже причисляю к современным псалмам, и так же с параллелями из Нового Завета.

Начнём разбор с конца, с тех слов, которые меня зацепили и которые будут ключом ко всей песни. Слова эти: «Я ведь вообще очень рад - только и знаю, что радуюсь!» звучат как ответ на слова Апостола Павла из послания к филиппийцам, глава 4, стих 4: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь!».

Отрывок из этого послания зачитывается на воскресной Литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим (обыватели знают его как Вербное воскресение). Это одна из первых кульминаций литургической службы, когда перед чтением Евангелия на середину храма выходит чтец и громким гласом читает отрывок, начиная с этих самых слов: «Братие! Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь! Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко…», и автор песни как бы отвечает апостолу: «Да радуюсь я, радуюсь!».

Вот через эти смыслы я понял, что песня про Бога, песня христианская, песня литургическая (как бы внутри службы) и песня евангельская (привязана к евангельскому сюжету входа Иисуса Христа в Иерусалим).

А чему радоваться-то? Именно такой вопрос задаёт Святитель Феофан Затворник, когда начинает своё толкование к этому отрывку. Удивительно, но эти слова читаются в конце Великого поста, перед началом Страстной Седмицы, когда Христа будут истязать и казнить. Да и сам Великий пост начинается у православных с поздравления «с постом радостным». Человек со стороны подумает: «Да уж, веселуха у них тут».

А теперь, имея на руках ключ и вопрос, обратимся к самой песне.

В начале идёт очень долгий музыкальный проигрыш без всяких слов. Согласитесь - нестандартный приём, учитывая, что в конце песни проигрыша вовсе нет. Я уверен, что это место для клипа, причём клип у каждого слушателя должен быть свой - в ускоренном темпе перед глазами проносится вся его жизнь. Говорят, что перед самой смертью человек моментально видит всю свою прошедшую жизнь от начала до конца. В нашем случае это будет не за мгновение, а за время музыкального вступления. Особо не спешите, спокойно распределяйте свою жизнь по этому клипу - у вас будет более двух минут или две трети от всей композиции.

Первая строфа текста песни подтверждает нашу догадку о том, что вся наша жизнь промелькнула именно перед нашей смертью. Текст фиксирует нашу смерть через образ холодной крови и наличие толпы ангелов на небесах, которых мы видим (а значит сами уже - духи).

Кровь холоднее льда
У пьяниц под окнами синих,
Бродят по небу стада
Ангелов босые.

Далее начинаются загробные мытарства:
У перекрестка стоит
Автомашина Бога.
Я залезаю в джип.
С богом! - кричу - Трогай!

В православной традиции действительно есть некое представлениях о мытарствах души сразу после смерти. Упрощённо можно назвать это малым судом, где душа определяет своё дальнейшее размещение в аду или в раю. Не вдаваясь в подробности, отметим судьбу святых угодников, спасённых для рая. Их участь чудесна: они не встречаются с бесами, за ними приходят ангелы, просиявшие святые, а в особых случаях Сам Христос. Именно такой вариант мы воспеваем в празднике Успения Пресвятой Богородицы, когда Христос Сам пришёл за Своей Матерью проводить на Небеса, чтобы бесы даже не смели к Ней подойти.

В нашей песне описан именно такой вариант: за нашим героем Бог послал машину, и не абы какую, а целый джип, да ещё с личным водителем. По всему выходит, что наш герой относится к святым угодникам.

Может быть, где-то во мне
Святость еще осталась?
В этой страшной стране
Встречу ли глупую старость?

В этой строфе опять аллюзия к словам Апостола Павла.
Во-первых, мы видим скромность нашего героя, который не кричит, что он крут и свят, а демонстрирует некую спокойную надежду. Как там у Апостола Павла: «Кротость ваша да будет известна всем человекам».
Во-вторых, в словах про страшную страну и глупую старость также можно увидеть обращение к Апостолу Павлу, но из другого послания, где Павел сетует, что давно уже готов отойти ко Христу, но вынужден пока оставаться на этой земле ради учеников.

Может, поеду туда,
Где маяки над морем,
Маленькие города,
Дом из песка и соли.

Дом без дверей и крыш.
Слава ветрам и крыльям!
Мы ведь с тобою, малыш,
Обречены быть счастливыми.

В этих строчках мы читаем описание рая. Ведь сказано тем же Апостолом Павлом, что не описать языком человеческим, как хорошо в раю, вот и подбирают авторы что-то такое, что для них и есть самое райское в земном преломлении. Вспомните, в прошлых выпусках мы два раза слушали песню СПБЧ «СуперКит», как там отец описал сыну рай через клоунов и пиратов.

Особо отметим строчку про «обречены быть счастливыми». В своих посланиях Апостол Павел часто обращается к друзьям словом «святые», так же он называет своих соратников и себя самого. При этом он объясняет, что «мы уже святые», потому что Бог за нас вочеловечился, умер, воскрес, и далее нас совоскресит вместе с Собой для рая. Если ты уже стал христианином, то уповай на Иисуса Христа и тем спасёшься. Спасение - это и есть пребывание с Богом в раю, а потому и требует апостол непрестанно радоваться.

Выйдем на холод веранд
Словно седые статуи
Я ведь вообще очень рад.
Только и знаю, что радуюсь…

Холод веранд и седые статуи - это всё про вечность. Вечность в раю - разве не повод для радости.

Июльские дни - Маяки над морем

image Click to view



20.10.2.

После слов из текста предыдущей песни: «Мы ведь с тобою, малыш, Обречены быть счастливыми»,  я наконец-то понял весь смысл песни, над которой я размышлял более двадцати лет. Не то, чтобы я ежедневно об этом думал, но загадочная недосказанность меня смущала.

В принципе, тут текст простой, понятный и прямолинейный. Песня является ответом на предыдущую, она даже построена в противовес: с коротким проигрышем в начале песни и длиннющим музыкальным проигрышем на целых три минуты в конце.

В этом проигрыше, о чудо, должен быть тот же самый клип, что в первой части был в начале - клип про нашу жизнь.

Первая песня была от лица человека, который уже умер и попал в рай. Вторая песня выпуска-довеска - это песня человека, который уже святой, потому что он уже знает, что попадёт в рай, но ему ещё предстоит жить «В этой страшной стране». Он уже «постоянно радуется в Господе», но его земная жизнь ещё не кончилась.

Агата Кристи - Я буду там

image Click to view



nonsimplemusic

Previous post Next post
Up