Оригинал
https://t.me/NonSimpleMusic/340 Песня - это то, что имеет красоту, смысл и гармонию.
Гармонию, потому что она заложена в музыку, в ритм, в структуру песни. Собственно гармония формирует песню. Пока в каком-либо явлении нет гармонии, его никто не назовёт песней.
Смысл, потому что песня - это и есть оформленный гармонией смысл. Даже если формально нет текста, любая песня всё равно содержит в себе смысл или, как минимум, возбуждает у слушателя выработку собственного смысла. У нас на канале в пятом выпуске (5.2.) есть прекрасный пример, когда мы находим удивительный глубокий смысл в песне, где вообще нет ни одного слова (
https://t.me/NonSimpleMusic/39).
Красоту, потому что она и есть производная от смысла и гармонии. Даже мерзкая, глупая, уродливая песня, тем не менее, красива по сравнению с более низким, грубым состоянием потенциального слушателя. Какова не была бы песня, всегда найдётся такое состояние, такое дно хаоса и безобразия, что это песня будет гармонична и красива на фоне этого дна.
Гармония, красота и смысл - это свойства Бога. Точнее не так - это признаки, по которым можно судить о приближении к Богу. Таким образом, любая песня хоть в малой степени воспевает Бога самим своим существованием.
В этом выпуске нам будут интересны песни, которые говорят нам о Боге прямо и непосредственно, хотя, это не церковные гимны и не песни-притчи авторов-морализаторов. Мы рассмотрим тех исполнителей, которые поют обычные песни, собирают полные залы и даже стадионы на свои концерты, грубоваты, хамоваты, порой матерятся, творят и вытворяют, что им заблагорассудится. Трудно сказать, где и как в этих песнях поэтический образ или сюжетная основа переплетается с личной верой и экзистенциальным поиском. Объединяет эти песни то, что все они говорят о Боге.
20.1.
Сейчас мне будет приятно перекинуть мостик к самому первому выпуску Non Simple Music, где мы удивлялись тому, что песни про китов, в итоге, получаются про Бога. Самый первый исполнитель в том выпуске (а значит и на всём канале) был некто Алекша Нович. Сегодня мы снова его послушаем.
В этот раз Алекша Нович, ни много - ни мало, примерил на себя роль Иисуса Христа. Подобные вещи - это ходьба по лезвию: то ли смелый поступок, то ли богохульная выходка. Песня звучит от Первого Лица, т.е. от Христа, причём непосредственно висящего на кресте.
Признаться, первый раз я слушал эту песню, замерев и затаив дыхание, как ребёнок смотрит на канатоходца в цирке. Исполнитель шёл по зыбкой струне, а я боялся, что он упустит баланс и рухнет либо в пошлое богохульство, либо в унылое морализаторство. Волновался до последних секунд, вдруг сорвётся.
Удивительно, но это рэп - самый натуральный, в какой-то мере, банальный рэп. Сохранив все каноны рэпа и молодёжный стиль, не разрушая христианских канонов, давая волю поэтическому слову, но не искажая историческую канву и точно соблюдая евангельское повествование, автор умудрился до кучи прописать психологическую линию отношений Сына и Боготатери, завершая это красивым и энергетически мощным припевом.
Удивительно, что такой качественный трек получился у такого молодого исполнителя. Песня «Пятидесятидвухгерцевый кит», которая открыла наш канал, с дебютного альбома 2017, и на этом альбоме есть первая попытка сделать песню от имени Иисуса Христа, который бродит по земле и удивляется. Она сильно слабее того трека, который мы сейчас обсуждаем, но прошло всего два года, и в 2019 году он написал, не побоюсь этого слова, шедевр.
Алекша Нович - Как высоко я
Click to view
20.2.
Вторая песня выпуска - и ещё один мостик к первому выпуску. Напомню, вторым на нашем канале появился Кирилл Иванов (группа «Самое Большое Простое Число») с синглом «Суперкит». И в этом выпуске вторым треком будет СПБЧ… с этой же самой песней!
Мы же не просто так заявляли, что песни про китов - это песни про Бога. Чтоб доказать этот тезис применительно к песне «Суперкит», разберём её текст:
«Тебе не соврали - да, это правда
Я и мама умрём
Это будет не сегодня, не завтра
Это будет потом»
Как понятно из контекста, папа объясняет своему маленькому сыну… кстати, что он ему объясняет? А папа как раз и рассказывает про Бога, только в той манере и теми образами, которые могут быть понятны малышу. Это своего рода религиозный ликбез, введение в житейскую теологию. Разговор про смерть - это всегда религиозный разговор. Собственно, отношение смерти и формирует религиозное сознание. Археологи выяснили, что наши предки неандертальцы первыми стали сознательно хоронить умерших сородичей, и по мнению антропологов, погребение было одной из самых ранних форм религиозных ритуалов.
У меня есть брат, мы двойняшки. Когда нам было по четыре или пять лет, был случай, который я помню, как первые свои экзистенциальные размышления. Не помню с чего, но мой брат вдруг понял для себя, что он умрёт. Это будет ни сегодня, ни завтра - это будет потом, но далёкое «потом» его не устроило, и он долго самозабвенно ревел по этому поводу. Родители его как-то утешали, а я смотрел на него и размышлял о тщетности бытия и загробных возможностях и их гипотетическом отсутствии.
Смотрим текст песни дальше:
«Если б он мог - он бы всё сделал лучше
Но было всего шесть дней
Он работал как портовый грузчик
Ему не хватало людей»
Это типичный «Шестоднев» (Тут не грех Википедию процитировать: Шестоднев - распространённые в византийской и славянской и других христианских письменных традициях письменности экзегетические произведения религиозно-философского и богословского характера, представляющие собой толкование первых глав книги Бытия, направленные против физических теорий «эллинских мудрецов» и объяснявшие основы мироздания с точки зрения Библии и христианского учения). В первые века христианства далее ленивые богословы писали свои «Беседы на Шестоднев», это был своего рода «кандидатский минимум». В итоге их было написано столько, что на каждого человека можно было подобрать подходящий и понятный ему вариант. В строчках этой песни мы видим вариант Шестоднева для трёхлетнего ребёнка.
«Нас с тобой двое, мы всё исправим
Сделаем лучше, чем он
Больше не будет никаких правил
Будет сплошной аттракцион
Клоуны скачут, зубоскалят пираты
В цилиндры кладут кроликов
По тонким лескам идут акробаты
Всем смешно аж до колик»
Если Шестоднев описывает первые главы Библии, то в этих строфах мы видим суть самой последней книги Библии - Откровения Иоанна Богослова, или в простонародии Апокалипсис. Да, это действительно центральная часть Апокалипсиса. Дело в том, что Библия по всему корпусу книг (кто не в курсе, Библия, это не единое произведение, а набор отдельных самодостаточных книг) в принципе умалчивает о загробной жизни, и только в Откровении есть значимые и знаковые блоки текста на эту тему. Иоанн Богослов описывает загробную жизнь в раю, он пишет про Небесный Иерусалим, раскрывая понятными для читателя первого века словами образы безудержного счастья и нескончаемого блаженства. Перевод этой части Апокалипсиса для трёхлетнего ребёнка будет звучать примерно так, как в этой песне.
«В море плавает твой синий кит
Сигналит фонтаном брызг
На нём тот медвежонок сидит,
которому пёс уши отгрыз»
Возможно, не все со мной согласятся, но это тоже про рай, и для меня тут зашифрован ответ среднему брату Ивану из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Это его знаменитое рассуждение о Боге и слезинке ребёнка, которое заканчивается такими словами: «Я клоп и признаю со всем принижением, что ничего не могу понять, для чего все так устроено. Люди сами, значит, виноваты: им дан был рай, они захотели свободы и похитили огонь с небеси, сами зная, что станут несчастны, значит нечего их жалеть. О, по моему, по жалкому, земному эвклидовскому уму моему, я знаю лишь то, что страдание есть, что виновных нет, что все одно из другого выходит прямо и просто, что все течет и уравновешивается, - но ведь это лишь эвклидовская дичь, ведь я знаю же это, ведь жить по ней я не могу же согласиться! Что мне в том, что виновных нет и что все прямо и просто одно из другого выходит, и что я это знаю - мне надо возмездие, иначе ведь я истреблю себя. И возмездие не в бесконечности где-нибудь и когда-нибудь, а здесь уже на земле, и чтоб я его сам увидал. Я веровал, я хочу сам и видеть, а если к тому часу буду уже мертв, то пусть воскресят меня, ибо если все без меня произойдет, то будет слишком обидно. Не для того же я страдал, чтобы собой, злодействами и страданиями моими унавозить кому-то будущую гармонию. Я хочу видеть своими глазами, как лань ляжет подле льва и как зарезанный встанет и обнимется с убившим его. Я хочу быть тут, когда все вдруг узнают, для чего все так было.»
А ещё, вот эти слова: «В море плавает твой синий кит, сигналит фонтаном брызг» в сочетании с видеорядом даёт нам ещё один мощный пласт размышлений о Боге. Синие глубокие воды без края напоминают о Первых Днях Творения. Об этих водах написано буквально в первых двух строчках Бытия: "1.1.В начале сотворил Бог небо и землю. 1.2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Это не совсем та вода, о которой мы подумали, точнее совсем не та. Несколько строчек спустя читаем следующее: «1.6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. 1.7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так… 1.9. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.»
Сейчас появляется много книг, написанных учёными физиками, которые достаточно подробно и обоснованно показывают, что первые строки Бытия достаточно правдиво описывают появление мира с точки зрения современного физического знания, просто нужно уметь это разглядеть. Таких книг написано так много, что только я лично знаю трёх авторов, которые независимо друг от друга написали такие книги. Я с ними разговаривал, здоровался, держал в руках их книги, слушал их лекции. А скольких я ещё не знаю.
А ещё синие воды в клипе - это воды библейского потопа, воды Чёрного моря, воды Иордана, которые расступились перед Иисусом Навином, воды озера (моря), через которое переплывал в лодке Христос с Учениками. Про каждое из этих событий можно рассказать отдельную лекцию, но достаточно напомнить, что в христианской символике море - это образ греховной пучины, море житейское, которое потопит каждого, кто не уберёг свою душу в Ковчеге, который символизирует собой Церковь. Только с Христовой Церковью, с Богом, с Христом можно гарантированно пройти потоп, Чёрное море, Иордан и озеро Генисаретское.
В клипе Христос изображается в образе кита, который может на правах хозяина провести тебя сквозь всё море. Он плывёт и зовёт тебя:
«О, где же ты
Где ты, мой друг?
О, где же ты
Где ты, мой друг?
О, где же ты
Где ты, мой друг?
О, где же ты
Где ты, мой друг?»
Конец песни переводит проблематику смерти от вопрошающего ребёнка к размышляющему отцу:
«Уснул?
Да, он уже спит
О чём он спросил?
Ни о чём
В ванной остался его синий кит
Мы все умрём…»
Из спальни своего сына отец выходит в тех же раздумьях, в каких я смотрел на своего ревущего брата. Этот мудрый отец в нескольких коротких фразах лаконично и правильно объяснил сыну всё богословие от Бытия до Откровения. Кто теперь объяснит это ему самому?
Самое Большое Простое Число - Суперкит
Click to view
20.3.
Было бы классно продолжить эту милую фишку, когда для двадцатого выпуска Non Simple Music мы берём тех же исполнителей, что и для первого выпуска. Алекша Нович нас не подвёл, СПБЧ с Суперкитом вообще зашёл на «Ура!», третья песня первого выпуска была исполнена Александром Ф. Скляром, а он, увы, непосредственно про Бога песен больше не пел. Конечно, в песне «Моби Дик» очень много нужных нам отсылок и аллюзий, но они на поверхности, и повторять в этом выпуске тот трек большого смысла не вижу. Однако, хочется чего-нибудь такого же классического и древнего, а что может быть классичней и древней Аквариума?!
У Б.Г. много песен, которые могли попасть бы в рубрику «Про Бога», но уж коль мы начали с разговоров о красоте, то для этого выпуска я выбрал одну из самых красивых песен раннего (да и позднего) Аквариума - Серебро Господа моего.
Это была одна из первых взрослых песен, которые я слушал, и она была для меня как бы продолжением тех экзистенциальных размышлений о смерти и несмерти. Некоторые критики считают, песня «Серебро Господа моего» является вариацией на шестую строфу 11-го псалма: «Словеса Господня - словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею». Мне нравится такая идея, приветствую! А ещё для меня очень по-евангельски звучит строчка: «Туда, куда я - за мной не уйдет никто». Оригинал можно найти в Евангелие от Иоанна: «Иисус отвечал ему (ап.Петру): куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною». Только на этих двух посылах можно развернуть целую лекцию о духовных переживаниях и богословских тезисах, но лучше просто послушать песню.
Аквариум - Серебро Господа моего
Click to view
20.4.
Комба БАКХ - шикарная группа, очень необычная, сравнительно молодая. В своё время я залипал на записи их концертов - там такая уникальная электронная музыка, которую хочется назвать живой. А студийные записи у них практически все в стиле рэп. Рэп чистый, радостный и православный. Не верите, что такое возможно? Вы просто не слушали трек «Красота». Тут всё прям под наш выпуск: молодёжный рэп; простецкие, но очень уместные слова; драйв и лёгкость; улётный припев, перетекающий в духовный гимн; немного социальной критики; командная работа; славословие Иисуса Христа; красота и в названии, и по факту.
Комба БАКХ - Красота
Click to view
20.5.
Вячеслав Бутусов (как и Б.Г с ДДТ) может претендовать на место практически в любом выпуске Non Simple Music - наверняка в его репертуаре есть песни на любую тему. Хотя, этот трек я выкладываю единственно с чувством уважения к персоне Бутусова. В контексте нашей темы песня откровенно слабая. Она не про Бога, не про Христа, а про какой-то литературно шаблонный персонаж, про который принято делать песни. С другой стороны, пусть хотя бы так, ибо есть у него песни откровенно богохульные.
Вот мы выше обсуждали Алекша Новича, что в его дебютном альбоме есть трек «Мессия». Он по стилю похож на этот трек Бутусова, но, признаться, у Новича получилось лучше.
Ю-Питер - Христос (Мне снилось, что...)
Click to view
Для сравнения, песня Алекша Новича - Мессия
Click to view
20.6.
Давайте вспомним ещё одного мэтра - завсегдатая наших выпусков - Леонида Фёдорова и группу «АукцЫон». Они не перестают меня удивлять своим творчеством. Леонид Фёдоров умудрился спеть целый альбом псалмов, тех самых псалмов, которые написаны библейским царём Давидом. Результат впечатляющий - уникальный альтернативный рок-альбом с аутентичным неискажённым текстом псалмов. Конечно, рекомендую слушать альбом целиком всем меломанам и ценителям сложной музыки.
Для выпуска возьмём трек «Псалом 22», и вот почему: я уверен, что именно так надо исполнять псалмы.
Мы привыкли, что исполнение псалмов - это мерное, заунывное бормотание, однако сам автор исполнял их совсем не так:
В десятом веке до Рождества Христова израильский царь Давид сделал Иерусалим столицей своих владений. Политическое решение мудрый монарх утвердил сакральным действом - в город, получивший главенство, была доставлена величайшая иудейская святыня, Ковчег Завета. Золочёный ларь, внутри которого хранились каменные скрижали с десятью заповедями и другие реликвии, много километров несли на своих плечах иудейские священники. На протяжении всего пути каждые шесть шагов совершались жертвоприношения. Сам царь, одетый в простой льняной хитон, скакал перед Ковчегом, распевая молитвы. При нём была армия музыкантов, которая била во всё, что можно было бить, и гудела во всё, во что можно было дуть. Сам Давид, как тот трубадур из Бременских музыкантов, играл на местных гуслях.
В православном каноне Пасхи (самые торжественные песнопения пасхальной службы) есть такой тропарь:
«Богоотец убо Давид пред сенным ковчегом скакаше играя, людие же Божии святии, образов сбытие зряще, веселимся Божественне, яко воскресе Христос, яко Всесилен».
В Библии по поводу этого «скакаше» целый сюжет есть. Одна из жён Давида, когда увидела его «скакаше», от души посмеялась над ним, за что была наказана Богом и стала бесплодной (а могла бы родить наследника, ибо была на тот момент «любимой женой»).
Мечтаю стать участником крестного хода в таком стиле!
Леонид Фёдоров - Псалом 22
Click to view
20.7.
Этот молодой исполнитель уже был в наших выпусках (про Рождество и поэзию, где было аж три трека подряд). В этот выпуск, посвящённый песням о Боге, Мэйти попадает совершенно справедливо.
Когда задумывался этот выпуск, я хотел подобрать такие композиции, где разговор о Боге идёт не на возвышенных тонах, и не елейно-поучительно, а естественно, обыденно, без надрыва и позёрства. Настоящая вера не выделяет Бога из текущей жизни в отдельное мероприятие, а вплетает Его во все элементы бытия. Так и настоящие песни о Боге не выстреливают отдельными несвязанными гимнами, а являются живым продолжением каждодневных рутинных действий. Когда появляется такая песня, никто не посмеет спросить у автора: «А чего это ты про Бога решил спеть?!». Такой вопрос просто неуместен.
Для Мэйти такое восприятие Бога и такой режим творчества вполне гармоничны. Его пребывание в размышлениях о Боге стабильны и фундаментальны, при этом неразделимы от житейской и творческой рутины. На примере песни «Молитва» мы можем увидеть, что размышления о Боге для Мэйти носят не спорадический характер, а естественную форму дыхания.
Взять хотя бы название альбома, в котором мы обрящем эту песню. Он называется «Дневник сельского священника» - это название широко известной в узких кругах книги французского писателя Жоржа Бернаноса про молодого католического священника. Книга хорошая - я читал и желал бы перечитать через какое-то время.
Очень интересно сравнить героя и автора книги с самим Мэйти. Португальский критик Педро Мексия в своей статье выделил три сильных идеи в творчестве Бернаноса. Во-первых, идея о том, что зло и добро существуют бок о бок, и что функция католицизма состоит в том, чтобы понять это сосуществование, борясь со злом и не воображая, что зло можно быстро побороть. Вторая идея заключается в том, что «истинного священника никогда не любят». Это не мёд, а скорее соль земли, солёную и обжигающую раны. Третья сильная идея романа связана с бедными и отношением к ним. Враждебный к сильным, Бернанос не скрывает сочувствия к несчастным.
Если вы внимательно послушаете творчество Мэйти (а у него выпущено уже несколько альбомов), то увидите примерно такой же круг тем и интересов, какие выделил выше литературный критик. А чтобы мы не думали, что это был случайный всплеск или просто красивое название, в 2021 году Мэйти выпустил новый альбом с названием «Дневник сельского священника - 2».
Песню «Молитва», интересно противопоставить песне Бутусова «Мне снилось…». Они обе как бы сюжетные, где происходит какое-то действо. У Бутусова Христос называется прямо, но фактически Бог нивелируется до некого литературного персонажа. Бутусовский Христос - лишь фон для иллюстрации городской мирской жизни. У Мэйти наоборот, Бог прямо не именуется, зато чувствуется повсюду. Из городской легенды про деревенские жуткие чудеса автор делает попытку прямого богообщения, тогда как у Бутусова нет бюогообщения, поскольку там и Бога нет - сплошь «творческое переосмысление действительности через призму известного архетипа».
Песня Мэйти не претендует на притчу, она слишком укоренена в городском молодёжном рэповском фольклоре, местами аляповата. Даже грамматически не всегда корректна, например, вместо «преосвященство» ради рифмы используется «преосвящение». Рифма, кстати, там тоже периодически страдает (с другой стороны, что взять с молодёжного рэпа, молодцы, хоть не матом).
По стилю вся песня - криминальные разборки простоватого балбеса, который «по бытовухе» завалил архиепископа. И вот тут, после страшного преступления, убийца внезапно встречается со своей совестью, с духом убитого покойника, а через покаяние - с Богом.
Первые христиане зарабатывали себе бессмертие мученичеством. Они у нас так и называются - святые мученики. Однако, в оригинальном греческом они называются не мучениками, а свидетелями. В те времена ещё не были сформированы канонические догматы, за которые стоило бы умирать, зато были свидетели, которые видели Христа, а потом видели тех, кто видел Христа. Были свидетели, которые получали Дары Духа, и своей жизнью свидетельствовали о существовании таких Даров.
В этой песне парадоксально мы имеем такого свидетеля, но это не убитый по сценарию иерарх, а наоборот, его убийца. Он свидетельствует о Боге постоянным диалогом с Ним, с вопрошаниями и требованиями к Нему. Например: «Пой Ты, Слово Небесное, я - Твой праведный пасынок», согласитесь, дерзновенное требование признать родство с Богом не по праву, так через усыновление, фактически через благодать.
В другом месте слышим: «Пой Ты, Поле Бескрайнее, я - Твой агнец потерянный». Здесь уже прямо евангельская притча о потерянной овце, ради которой Пастырь оставит других 99 и будет всё Небо радо, когда эта овца будет найдена.
Далее идёт чисто псалом:
«Я укрыт одеялами бархата и цветами устеленный
Мне бы только не праздновать и не злить Неба ясного
Воробьиными стаями дотянуться до ястребов».
В Псалмах Давида довольно часто можно встретить похожие поэтические образы и метафоры.
Отсылка в тексте к «известному купцу», не что иное, как купец из евангельской притчи, которую сказал Сам Христос, про купца, нашедшего на чужом поле самую дорогую жемчужину и методично продающего всё своё имение ради покупки поля, дабы добыть эту жемчужину не воровством, а праведной ценой.
Евангельское свидетельство воспевается и в других частях песни. Иоанн Предтеча и Иисус Христос постоянно твердили: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное», и тут же в песне лаконичная строчка: «Только молвил «Прости» - хлынула река сюда чистыми волнами!».
Получение прощения - это благодать, это и есть богообщение, и по тексту свидетельство об этом прописано прямо и непосредственно: «Я никогда не видел свет так близко», - что это, как ни признание непосредственного опыта такого общения.
Или вот такой диалог (а это именно диалог):
«Мне не выбраться навек из русла этих рек
Накрой мои глаза повязкой
Холодный пистолет - мой главный комплимент
Я вынужден признать фиаско»
Напомню, что водами и морем в библейской символике обозначается житейское греховное море, древний потоп, от которого невозможно спастись, кроме как не в ковчеге Церкви с Христом во главе. Герой в этом тексте как бы говорит Богу: «Да, я потерпел фиаско, пытаясь спастись самостоятельно. Я признаю проигрыш самоупования и призываю Тебя на помощь». Как тонущий апостол Пётр обратился к Христу, так и автор обращается ко Христу и всей песней свидетельствует этот призыв.
Мэйти feat. Loc-Dog - Молитва
Click to view
20.8.
Данный трек по всем правилам и ощущениям должен был бы попасть в следующий выпуск, а не в этот. Небольшой анонс: уж коли этот выпуск про Бога, то следующий в противовес ему должен бы быть про дьявола. В этом треке, действительно, сплошной ад, который мы сейчас разберём, и лишь в конце пару слов о Боге. Однако, мы осознанно размещаем этот трек тут по нескольким причинам. Во-первых, бесовщина в наших песнях встречается заметно чаще, и тот выпуск уже набрал количество песен для большого Мегавыпуска, а в этом наоборот некоторая нехватка. Видать, петь про ад нам проще, он нам ближе и заметнее. Во-вторых, у группы «Ночные грузчики» есть более сатанинский трек, чем этот, и он в будущем выпуске обязательно появится. В-третьих, про Бога в этой композиции буквально пара слов, но они для нас очень важны.
Композиция «Розовые очки» по структуре и смыслу очень похоже на песню «Ад - это другие» группы «Комсомольск» из шестнадцатого выпуска про простоту. Тут такое же категоричное противопоставление. Напомню описание к той песне: «Что такое ад? Это место или состояние, где нет Бога. Там где есть Бог - там рай. В аду потому и страшно, что там нет возможности видеть Бога».
Эту же дихотомию мы встречаем в «Розовых очках». Полная бессмыслица преследует нас весь трек: «Вчера я видел, как безглавого повесили, а сегодня он стоял в очереди за льготной зелёнкой». Чисто хармсовкий фарс, хаос, даже рифмы нет… но последняя строчка всё уравновешивает и придаёт смысл.
Ночные грузчики - Розовые очки
Click to view
20.9.
Без лишней скромности заявлю, что следующая песня попадает в данный выпуск, так ещё и на почётное замыкающее месте, только благодаря моему личному интересу к изучению Библии. Мои познания в этой области чуть выше среднего, поэтому я сумел найти в этой композиции слова о Боге и сопоставить их со Священным Писанием. Признаюсь, удалось мне это не сразу.
Готов поспорить, что если вы прямо сейчас, без прочтения моих комментариев, послушаете эту композицию, то в конце у вас будет только один вопрос: «Мама! Что это было!?».
И действительно, когда читаешь такой звёздный… нет - легендарный состав, ожидаешь чего-то эпического и шедевриального: Би-2, Владимир Шахрин, Настя Полева, Найк Борзов, Диана Арбенина и ещё какая-то талантливая молодёжь на подпевках. В авторах текста числится сам Илья Кормильцев. Ну, думаю, сейчас старички дадут жару… Начинаю слушать… Блин… Ни о чём…
Структура песни сырая, мелодия есть, но основной темы нет - она размыта и «не вставляет». Про текст я вообще молчу - какое-то графоманство и наркотическое гониво, где не знают понятий «рифма», «размер» и т.д.
Оцените сами:
«Когда я пришел к тебе - я ожидал увидеть
Наркотическую пантеру, неоновую Венеру;
Мурлыкающую на шкурах, лижущую кровь
Последней невинной жертвы;
и очередь Бледных безумцев, ждущих в твоей прихожей»
Ёлки-метёлки! Что это за образы, что за метафоры. Какая наркотическая Венера!? Какой заяц, какой орёл, какая шуба с тенью на блохе!?!?
Вдруг посередине клипа врывается мужик с саксофоном и отыгрывает аутентичную партию из оригинального трека Nautilus Pomlilius «Я хочу быть с тобой». Шта?! Это-то тут при чём?
Далее они все переходят то ли на речитатив, то ли на шёпот и рассказывают про маленькую птичку с «гордо зажатым клювом». Вы там совсем что ли?! Вы можете себе представить птичку с ГОРДО ЗАЖАТЫМ КЛЮВОМ?! Ей что, водку предлагают, а они отказывается?! Что это за поэзия, я в третьем классе уже не позволял себе такое писать!
К этому поэтическому паноптикуму прилагается помпезный клип: то в офисной одежде манерно погружаются в воду, то все вместе стоят на краю стены типа небоскрёба, то туда-сюда открывают-закрывают странные двери. В течение всего клипа тринадцать раз (я не поленился посчитать) в кадре появляются гитары, что, в общем, не оправдывается ни песней, ни сценарием клипа.
Ключ к этому странному произведению мы найдём в Третьей Книге Царств (входит в корпус книг Библии). В тех главах, где идёт повествование о жизни великого Пророка Ильи есть такие строки:
«И сказал: выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра».
Стоит отметить, что эта встреча Пророка Илии с Богом была на горе Синай, той самой, где Моисей ранее получил от Бога Скрижали Завета. Моисей сорок лет вёл евреев в Землю Обетованную, а Илья за сорок дней и ночей дошёл из этой Земли на Святую гору.
Наши рок звёзды переосмыслили и перепели этот библейский отрывок. Вместо ветров и землетрясений появились наркотические пантеры, но «не в этом Господь». Он в веянии тихого ветра, который в песне преобразован в маленькую птичку. И если этот так, то оправдывается занудный припев: «Этот город так мал для Твоей Любви!». Конечно, Бог есть Любовь, весь мир не может вместить этой Любви.
Илья Кормильцев с первых же строк озвучил отмазку, мол про Бога достойных слов мы подобрать не сможем:
«Когда о тебе говорят - всегда понижают голос,
И не могут найти нужных слов, чтобы выразить весь свой ужас.
Мастера намеков, - даже они бессильны!
Объяснить за стаканом чая, что же в тебе такого»
Да уж, мастера намёков.
Би-2, Арбенина, Шахрин, Найк, Настя, Карасёв, Могилевский, Тотибадзе - Птица на подоконнике
Click to view