Это будет самый крутой выпуск Non simple music, причём не только среди вышедших, но так же среди будущих выпусков, независимо от качества песен и их описания! Этот выпуск крут по факту рождения, точнее по времени и контексту своего появления. Такой ситуации ранее никогда не было и, скорее всего, не будет (про «не будет», это такая просьба к Небу).
Задумывался этот выпуск в ковидную эпоху. Я несколько раз подступал к его подготовке, но начало не задавалось. Делать обзорно-историческо-тематические выпуски легко, а черновик этого выпуска был невыносимо жизненный, где каждая песня проявляет и оголяет животрепещущие потоки человеческих чувств и раздумий. Всё это было слишком живым, а живое трудно зафиксировать и описать. Вероятно, поэтому я с легкостью поддался обаянию зимы и сделал внеплановый выпуск, ей посвящённый. Так же легкомысленно я заигрался колыбельными хит-парадами и песенками о любви. Короче, откладывал окончательное оформление выпуска, как мог…
С тех пор прошло две недели. Вроде короткий срок, но за это время сменилась эпоха. Случилось удивительное: всё то, что только что трепыхало и волновалось в зарождающемся ожидании, вдруг стало реализовываться и свершаться. Страхи и волнения тёмной ночи улетучились, и восходящая заря возбуждает мыслями о подвигах наступающего дня…
Знакомясь с этим выпуском, смотрите на каждую песню с двух позиций: из сегодняшнего дня, как вы его воспринимаете и чувствуете сейчас; и ретроспективно, как будто на дворе февраль и только что закончился День Святого Валентина. Уверен, что это будут разные ощущения.
Итак, выпуск 14. Мы будем жить теперь по-новому.
Мы живём в очень интересное время, когда в мире происходит очень много новых процессов и изменений, некоторые из которых я оцениваю, как весьма позитивные. Один из таких действительно хороших процессов происходит внутри, в душе у многих людей. Пандемия раскопала из завалов наносного и неважного святую тоску о человеческом предназначении. Ведь что произошло во время пандемии? Весь мир огромным прыжком вплотную приблизился к антиутопии, к которой он и так шёл, только чуть медленнее.
Люди вплотную подошли к глухому забору будущего миропорядка, заглянули за этот забор и подумали: «Оно нам надо?». Этот вопрос прозвучал во многих песнях, вышедших за последний год. Эти песни - совсем не про революцию. В седьмом выпуске мы об этом подробно говорили. Кстати, в этом кроется секрет поразительной трансформации панк-рока, которую мы выявили в выпуске 4.2. Революция, это ответ на вопрос: «Какой должен быть мир?», а сейчас всё больше звучит вопрос: «Каким должен быть я?», «Что я из себя представляю, если с моим участием мир комфортно катится в антиутопию?»
В песнях этого выпуска озвучены конкретные претензии к тому миру, в котором мы очутились, но пока нет представления о том, куда мы хотим попасть в итоге. Песен для выпуска я отобрал довольно много, но их написано ещё больше. Анализируя эти песни, я прихожу к выводу, что в обществе действительно произошёл значимый сдвиг.
14.1.
Я вспоминаю песни конца СССР, начала Новой России. Если описать все их в одной модели, то это как восхваление раннего утра после страшной чёрной ночи. Было страшно от ночных кошмаров, было темно, было больно от ударов об углы мебели в темноте, но наступил расцвет, сейчас сделаем зарядку и отправимся на поиски приключений. В этих песнях не было вопроса к себе, была констатация фактов: только что была ночь, сейчас наступило утро, скоро будет полдень. Смена дня сама диктует настроение и список дел.
Наиболее ярко это настроение предается в песне группы Любэ, которая и задаёт название этому выпуску.
Click to view
14.2.
Сразу замахнусь на международный охват, потому что не только в России люди размышляют в данном направлении. В конце 2021 года я вычитал новость, что «появился гимн антиваксеров».
Как старый меломан, я начинаю утро просмотром музыкальных обзоров под чашечку кофе. В тот раз меня ждал приятный сюрприз. Один музыкальный кретин (называть его критиком решительно нет оснований) выдал пост "Главные релизы этой недели", где последним в списке был новый трек группы Muse. Группу Muse послушиваю с момента её основания и в общем люблю. Группа всегда отличалась качественной работой, плохих песен у них нет, даже посредственные треки они доводят до приемлемого уровня. Если у вас нет личных претензий к самому музыкальному стилю, в котором играет Muse, то смело слушайте любую композиции - плохо вам не станет.
И тут я вижу следующую цитату в стиле "письма трудящихся в редакцию советской газеты":
"Думаю, что это одна из самых посредственных песен Muse, и вот почему. Мэттью Бэллами опять жалуется на неких манипуляторов и насильников, снова не называя их, и не называя даже причин манипуляции. Из клипа следует, что это связано с масками, а значит, речь опять об антиваксерстве. И ладно бы Бэллами сделал гимн антиваксеров, так он Muse заставляет играть в ню-метал ради иллюстрации! На фоне тысяч смертей это как минимум некрасиво, а по художественной форме - максимально неубедительно. Было-было-было, и прошло."
После такой рекомендации ловишь первую мысль: "Надо брать две пары". Пытаюсь перейти по ссылке, и, оба-на! - именно эту ссылку автор разбора разместил битую, в то время как остальные ссылки разбора работают. Не будем ругать автора разбора за такое искреннее куни фармфашистам, ведь именно благодаря его стараниям мы теперь можем наслаждаться "гимном антиваксеров".
Кстати, вполне справедливое название. Видеоряд повествует нам о сером, седом, еле живом человеке в инвалидном кресле, у которого еле-еле хватает сил шевелить пальцами. На эти пальцы ему надевают датчики, с помощью которых он начинает управлять рядами людей в масках. Он шевелит пальцами в самоупоённом приступе, а люди послушно следуют его воле. С каждым тактом своего безумного танца этот серый человек набирает силы, уже размахивает руками, встаёт и в итоге превращается в чёрного летающего демона, полного сил.
Посыл понятен - умирающая и хереющая элитка мира через послушание молчаливых рабов приобрела неположенную ей силу.
Текст песни усиливает и развивает видеоряд, противопоставляя ему идею сопротивления. Вот гугл перевод:
Я никогда не верил, что уступлю и позволю кому-то растоптать меня.
Ты натянул меня, я думал, что я сильный, но ты просто газлайтинг меня
Я открыл глаза и посчитал ложь, и теперь мне яснее
Вы просто пользователь и насильник, живущий опосредованно
Теперь я возвращаюсь, контратака, я играю с тобой в твою игру
Я вырезаю тебя, тень сомнения
Будет висеть над твоим именем
Я открыл глаза, я вижу твою маскировку,
Я никогда не увижу тебя прежним
Я знаю, как победить, прежде чем ты начнешь
Я пристрелю тебя, прежде чем ты прицелишься
Не устоит
я становлюсь сильнее
Не устоит
Я больше не принадлежу
Не устоит
Ты слишком долго использовал меня, теперь умри в одиночестве
След в культуре - это один из признаков реальности. Если в культуре появляются мощные волны сопротивления, то это показатель мощного сопротивления в реальности.
Кстати, у видосика за три дня случилось три миллиона просмотров!
Click to view
14.3.
Немного сбавим накал, опустимся на землю и встретим там тоску по человеческой жизни в простоте человеческого состояния радости бытия, как таковой. Группа Animal ДжаZ умудрилась обыграть один из главных терминов ковидной эпохи «бессимптомный больной», и через него обозначить «пакет требований» к новому миру, чётко заявив, что мы хотим получить по окончании всемирных ограничений, намекая, что нам ограничили человеческое счастье:
«Мы будем любить
И горькие слёзы лить будем
Мы будем дышать, искать и лажать, мы люди
Когда-то закончится эта безумная длинная чёрная ночь
И в заключении заточения мы обнимемся вновь»
В принципе, песенка попсовая, простая, как пять копеек, но в этой искренности мы и отмечаем тектонический сдвиг в настроении и запросах общества.
Click to view
14.4.
Следующая песня вроде бы тоже простая и банальная. Я думаю, у каждого читателя может появиться претензия, что такие песни были всегда, повторяясь каждый год по многу раз от разных исполнителей. Да, это так и есть, но в этой песне есть очень сильное заявление, которое понятно всяким футурологам и прогностикам.
В песне есть такие слова: «Ты так веришь, что начнётся СЕЙЧАС». Прогностики различают два варианта будущего, точнее одно из них не будущее, а продолженное настоящее - завтра будет то же самое, что сегодня, только чуть лучше, комфортнее, стабильнее. Это не настоящее будущее, потому что оно просто НАСТОЯЩЕЕ. Второй вариант - собственно настоящее БУДУЩЕЕ, это когда МИР СТАНОВИТСЯ ИНЫМ. Там всё другое, он не проистекает из сегодня.
Песня «Мир другой» в исполнении Mika Vino призывает к действию. Как минимум он требует «уехать» из этого мира, выйти из него, потому что мы живём не в том мире, ради которого существуем: «Так построй мир другой»
Click to view
14.5.
Если говорить о будущем с точки зрения прогностиков, то описание истинного БУДЕЩЕГО, которое совсем другое - самая сложная задача. Оно потому и будущее, что совсем другое, нежели НАСТОЯЩЕЕ. Прогностики не обладают способами определения такого будущего, предлагая лишь некоторые методы выявления трендов и вероятностей. Но есть системники (системное мышление), которые предлагают инженерный подход, мол, нужно описать нежелательные параметры текущей системы, чтобы потом по списку каждый из этих параметров заменить на что-то более приемлемое, и тогда мы получим не только ИНОЕ БУДЕЩЕЕ, но ещё и с заданными свойствами.
Вот по части описания нежелательных параметров - тут дефицита в песнях нет. Во все времена было море песен о том, как же тут всё хреново! Однако прошедший год особенно богат на такие песни, а их ценность не в количестве песен, а в их качестве. Во многом это не инфантильные эмоциональные переживания в стиле «Расскажите Гарри Поттеру», а довольно актуальные, я бы сказал - аналитические работы. Эти песни в чём-то похожи на отчёт, в них нет драматизма сюжетной линии, и именно этим они ценны для нашего выпуска.
Трек «Скрипят телеги» группы «Порез на собаке» даже в художественном плане больше похож на отчёт, чем на песню, и в этом треке так же звучит некоторая претензия к «продлённому настоящему»:
«Лучше успокойся, нечего боятся.
В этом неустройстве наше постоянство.
Тяжелеют веки, хрипят кобылы,
Скрипят телеги - всегда так было».
В песне этого прямо не говориться, но своим существованием она фактически задаёт вопрос: «Доколе продлиться это постоянство?!»
Click to view
14.6.
Следующая песня будет для нас носителем одного тезиса: «Врать - это норма». Да, описывая сегодняшний мир, мы вынуждены признать, что это мир постправды. «Я не соврал - я просто не всё тебе сказал». Конечно, это одна из базовых претензий к СЕГОДНЯ, и это то, что мы не хотели бы перетаскивать в МИР ДРУГОЙ.
Обратите внимание, какие разнообразные музыкальные стили наполняют этот выпуск. Песню «Красный - Это Новый Зелёный» можно отнести к несложной электронной музыке. Далее будут совсем другие стили, и это то и удивительно, что музыканты массово взялись за описание претензий к этому миру с явным намерением менять его.
Click to view
14.7.
Вообще, одна из основных претензий к современному миру, это бесчеловечное отношение к нормам. Те нормы, которые поддерживают в человеке человеческое - отменяются, а те, которые делают из него животное или даже бездушного робота - активно внедряются. Конечно, прошедшие пару лет дали нам много поводов опасаться такого нормирования. Вот и группа «Петля Пристрастия» не может об этом молчать
Click to view
14.8.
Конечно, новый трек группы «Ленинград» - это не песня и не музыкальная композиция, а полноценная общественно-политическая акция. Извращённое стремление к расчеловечиванию через навязывание чрезмерного порядка вызывает отторжение и справедливую матерную лексику. Вопрос такой серьёзный, что хорошо ещё ребята сдерживают себя и только матерятся, а не бьют по морде. А руки-то чешутся.
Click to view
14.9.
Следующая песня, по идее, не имела никаких шансов попасть на канал о сложной музыке Non simple music. В музыкальном плане банальный жестяк - хоть и в меру качественный, но совершенно вторичный извод из творчества тех же Korn. Текст не сказать, что примитивный, но, мягко выражаясь, не уникальный и такой же банальный, как музыка. Видеоклип настолько напичкан всякими клеше, что близок к смысловой пошлости. Однако, в совокупности он получился таким искренним, что я усмотрел в нём значимый тезис в череде докладов с претензиями к сегодняшнему дню. В этом плане докладчик был актуален, выступил по теме, обозначая значимые пункты общей повестки, выделяясь красочной презентацией и хорошей смысловой связкой с другими докладчиками.
Click to view
14.10.
Сейчас будет полное безобразие - мы повторим песню аж из второго выпуска. Тому есть две причины. Во-первых, она действительно подходит по теме. Во-вторых, она поразительно скреплена со следующей песней.
В конце песни Дельфина «Лето» мы слышим детский хор с припевом:
«А мы хотим лишь тепла,
А мы хотим только света
Весны. Чтобы наши тела
Сквозь сны выросли в лето.»
Послушайте и запомните эти слова и как они звучат.
Click to view
14.11.
Когда слушаешь много песен, иногда встречаешь перекликающиеся песни, когда один начинает песню, а второй через многие годы может написать ответ или продолжение.
Вот и сейчас, в общем-то проходная средненькая песня, типичная для своей ниши, до слёз подходит в качестве продолжения предыдущей песни, подхватывая и раскрывая финальные строчки песни «Лето» в исполнении детского хора. Она даже начинается таким же детским хором: «Мы голос земли, мы дети тепла…».
И такая же искренность песни ложится очередным докладом в нашу папку претензий к этому миру и к себе.
Click to view
14.12.
Кстати, композицию Дельфина мы вытащили из выпуска про пророков. Да, Дельфин силён в искусстве пророчеств. В этом выпуске использованы песни, которым нет и года, но как среди них актуален Дельфин! Вот ещё одна композиция, написанная несколько лет назад как будто специально для этого времени и для этого выпуска.
Очередной доклад с претензиями к этому миру написан сотрудником могучей спецслужбы, изучившим самые секретные источники. Он знает своё дело, он досконально знает материал и знает, что делать: «И только когда я тебе скажу, бросай - не сомневайся!»
Click to view
14.13.
Следующая песня звучит, как ответ Дельфину: написана она в то же время, тревожит тот же нерв и звучит как крик верного солдата, без сомнения бросающего гранату по команде командира.
Поразительно, но альбом группы «Адаптация» называется «Оруэлл». Кто не в курсе, поясню. Известная антиутопия «1984» (название предыдущей песни Дельфина) написана британским писателем Джорджем Оруэллом. Как-то так.
«Зима будет долгой» - едва ли автор имел это в виду, но эта фраза распаковывается в эпическую картину, которая связывает много других песен и вселенных. Во второй части восьмого выпуска я очень подробно останавливался на песне группы «Самое большое простое число». В описании песни «Нельзя сказать короче» я писал следующее:
«Надеюсь, вы смотрели советский двухсерийный фильм Марка Захарова «Обыкновенное чудо» (Если нет - марш немедленно смотреть!). У меня по этому фильму есть двухчасовая лекция, но сейчас отмечу лишь одну линию сюжета. Две серии подряд идёт плотная драма, где каждую секунду в витееватостях сценария, в образах фона и мизансцены, в жестах и фразах героев проносятся судьбы людей (вплоть до образа царствования антихриста).»
Так вот, когда я читаю эту лекция, я действительно выделяю несколько минут фильма, которые радикально отличаются по стилю, темпу и смыслу от всех остальных частей фильма. Я утверждаю, что в этом небольшом кусочке запаковано время царствования антихриста, а распаковывается оно в другом известном фильме Марка Захарова «Убить дракона».
Почему нам это интересно в контексте этой песни и нашего выпуска? «Зима будет долгой», - одна из центральных фраз этого фильма. Она сказана главному герою, тихо, в самом конце, как бы предваряя новую эпоху. В фильме буквально в последние минуты есть намёки, какая будет эта эпоха, но тут мы должны будем вернуться в фильм «Обыкновенное чудо» и досмотреть до конца, где и раскрывается эта эпоха.
Удивительные переплетения. Несколько простых строчек незамысловатой песни Чёрной дырой концентрируют в себе два великих фильма и известнейший роман-антиутопию.
Click to view
Click to view
Click to view
14.14.
Надеюсь, вы уже сошли с ума от таких заворотов. Если нет, то придётся делать это прямо сейчас.
С группой «Дом Прекрасных Аустов» мы уже знакомы. Послушайте их песню «Идём с ума» и задайтесь вопросом, как она попала в этот выпуск? А меж тем она справедливо и необходимо занимает здесь место.
Не ищите тут логики. Логика - суть упорядоченные мысли, а мысли, по мнению автора - опасны: «Их нужно точно запретить - любые мысли, это почва к экстремизму».
Мы уже говорили с вами о настоящем БУДУЩЕМ, которое совсем не такое, как текущее НАСТОЯЩЕЕ. Прикол в том, что между будущим и настоящим лежит… безумие. Для тех, кто находится в настоящем, будущее покажется сумасшествием, если ему рассказать, каким оно будет. «Да ну, бред какой-то!», - скажет он и будет прав. Так же и те, кто будет жить в будущем, при изучении своего прошлого (нашего настоящего) будут не без оснований думать: «Ну какие же они все психи тогда были!».
Из этой песни вы и узнаете, как правильно сходить с ума, чтобы попасть из настоящего в будущее:
«Ой! Боюсь, что мы с тобой меняемся, что видно по твоим взволнованным глазам.
Ой! Боюсь, что мы с тобой уже не те, что были пять взволнованных секунд назад…»
Click to view
14.15.
Эту песню, по-хорошему, нужно было бы задать вам на дом, а потом спросить - какого лешего она-то тут делает? Ради чего и за какие заслуги она попала в этот выпуск, так ещё и в самом финале? Ну ладно, не пугайтесь, я всё сам расскажу, но ради прикола не читайте дальше, а послушайте и попытайтесь ответить самостоятельно.
Подозреваю, что ваш ответ будет примерно таким:
«Только псих мог назвать свою команду «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки»! Ага, поскольку в предыдущей песне мы заговорили о психах, то это такие полезные психики. Похоже, что песня перекликается с предыдущей, потому что какие-то психики «ходят по полям без лица», и есть слова «Цвет травы, запах листьев уже не тот - вот и ты изменился». Прямо японская хокку получается. Психи сходят с ума и меняются».
Внимательные слушатели или просто прилежные ученики поймут, что это аллюзия, отсылающая нас к пьесе Чехова «Вишнёвый сад». Там даже такие слова есть:
«Разделён и захвачен Вишнёвый сад.
По полям ходят дачники без лица.»
Да, эта песня нам ценна именно в связи с чеховским Вишнёвым садом. Что такое Вишнёвый сад? Краткое изложение в моей интерпретации:
Чехов описывает драму перехода от феодального строя к капиталистическому. Как гласит интернет: «Пьеса повествует о разорении дворян». А почему дворяне разорялись? Да потому что они привыкли жить и действовать по правилам одного строя, а к тому времени уже наступил другой со своими правилами. Для главного героя был ценен Вишнёвый сад, как целостность, как явление. Но содержать этот вишнёвый сад можно было только в концепции единого большого хозяйства феодальной территории. Но территории уже перестали работать: крестьяне отпущены на волю отменой крепостного права и ушли работать в города на фабрики, хозяйственные связи разрушены, появляется новый класс буржуазии, под который почему-то начинают течь деньги. Вот если бы хозяин поймал эти новые течения, прокумекал новые правила игры, тогда бы он сам поделил какое-то количество имения на участки для дачников, но основную часть сада сохранил бы себе, беря средства на содержания сада из арендных платежей. Однако, он этого не понял, а понял кто-то другой, кто в последствии и порезал сад на дачи для городских мещан.
Мораль сей басни такова: когда наступила ядерная зима, не надо бегать в одних трусах по заснеженному пляжу Лазурного берега - холодно. Изменения надо ловить.
Click to view
14.16.
По идее, на этом выпуск должен был закончиться, но при прослушивании песен выпуска, автопереключение ТыТруба упорно предлагало мне эту песню. Она не предназначалась для этого выпуска, потому что она из новой эры. Пусть она останется здесь жирной чертой, разделяющей настоящее (прошлое) и будущее (настоящее).
Click to view