Как вы знаете, я работаю в сфере IT в одной крупной IT-компании-системном интеграторе, сотрудничающей, как правило, тоже с крупными компаниями в виде аутсорсера. Мы создаём им IT-инфраструктуру на основе не самого дешёвого, мягко говоря, оборудования и программных комплексов. Работы много, она предполагает большую ответственность, но и платят за неё хорошо, и, самое главное, тебя уважают как соучастника всяческих больших бизнес-затей.
Как правило, техническая поддержка нами предоставляется, а в случае крупных сбоев мы сами выдвигаемся на место и приводим систему в чувство. А так, основная работа после внедрения ложится на системных администраторов компании-заказчика. О них и я хочу рассказать.
Разумеется, кроме нас, есть системные интеграторы помельче, работающие с мелкими конторами, но тем не менее, работа их ни чуть не менее ответственна, чем наша. Просто они, как правило, берут количеством. Тоже внедряют, и тоже оставляют на попечительство местным сисадминам.
Я сам работал сисадмином в одной торговой компании (видимо, сфера деятельность компании тут играла свою роль), поэтому тонкости этой профессии знаю хорошо. Я уважаю сисадминов, но сам работать им больше не хочу. И вот почему.
Причина номер раз. "Двойной" рабочий день. На циферблате 18:00, и все сотрудники ушли домой, а системный администратор -- нет. Многие профессиональные задачи он способен решить только тогда, когда последний сотрудник уйдёт домой, ведь нельзя же, например, перезагрузить сервер 1С, когда главбухша на месте. Трудоголики часто мешают. Они делятся на два типа. Настоящие, которые действительно душой болеют за компанию, но которых можно уговорить закончить работу, чтобы произвести профилактику оборудования, и показные, которые используют сам факт профилактических работ для того, чтобы покрасоваться перед начальством. Если они заканчивают работу, то как правило, со скандалом и потом нажалуются руководству, что сисадмин мешал работать.
И тут всё зависит от руководства, на чьей стороне оно будет или же примет нейтральную позицию. Но, как правило, руководство торговых компаний будет всегда на стороне "эффективного менеджера", нежели системного администратора. Ведь сисадмин не приносит прибыль в явном виде, а то, что на нём держится инфраструктура компании, далеко не каждый начальник понимает. И тут вытекает следующая причина.
Причина номер два. Восприятие сисадмина как мальчика на побегушках, как сферу обслуживания. Техподдержка всегда является неотъемлемой частью работы сисадмина, а не только работа с серверами. Здесь уже тоже всё зависит от того, как позиционирует IT-отдел руководство компании. Пользователи компании, как правило, с компьютером дружат на уровне "чайник", но тем не менее в резюме своём писали, что являются продвинутыми пользователями офисного пакета Microsoft, умеют пользоваться почтовиками типа Outlook или Lotus Notes, и вообще для них не проблема работать с компьютером на уровне пользователя. То есть, говоря по-простому, пользователь сам может даже сменить оформление окон Windows, обои, вытаскивать-убирать ярлыки, печатать на принтере в разных вариантах и прочая мелочёвка. Изменение сетевых настроек уже является задачей IT-специалиста, поэтому, как правило, оно и требует админских привилегий, которые простому пользователю не доступны.
Но это всё теория. На деле очень многие пользователи не знают хорошо офисный пакет, а печать его в нужном виде является иной раз непосильной задачей. Случайное удаление ярлыка с рабочего стола вообще может привести к инфаркту пользователя. И когда у пользователя работа не выполнена, то он просто говорить, что у него плохо работал Excel. Начальство, как правило, также не сильно разбирается во всём этом, поэтому логи системы ему ничего не докажут. Оно даже смотреть их не будет. Поэтому по шапке сисадмин может получить.
Так часто бывает в компаниях, где IT - не основная деятельность. Вот и сидит наш сисадмин, отправляет неотправленные письма с неправильно вбитыми пользователем адресами, редактирует документ и тому подобное. А вот если неграмотный дизайнер попадётся, то что тогда? Я, например, Photoshop очень плохо знаю. Да, почему-то у людей сложился стереотип, что сисадмин знает, как работают все программные пакеты в мире, и умеет работать в любой специализированной программе. Не спорю, разобраться можно, но работа того же дизайнера - это не просто изучить Photoshop, а работать в нём много лет. А рабочее время сисадмина - не Photoshop, 3DS Max или AutoCAD. Кстати, AutoCAD и некоторые другие CAD-системы я знаю хорошо, так по образованию -- инженер-конструктор, но на работе об этом молчал. :-)
Причина номер три. Самое плохое, что даже руководство компании с большим трудом понимает, чем занимается сисадмин. Очевидной деятельностью для него будет только замена батареек в его радиомыши, но остальное -- тайна, покрытая мраком. Действительно, кому есть дело, что такое стек протоколов TCP/IP? Знание его нужно только сисадмину и не применяется больше нигде. То есть сисадмин обладает специфическими знаниями, которые нужно постоянно повышать, следить за отраслью, иначе тебя обгонят коллеги-конкуренты, а завтра ты вообще можешь остаться на обочине. Обучение системных администраторов компанией-работодателей -- это больной вопрос. Если курсы по продуктам Microsoft, Cisco (уровень CCNA) сисадмин может как-то пройти за свой счёт, то вот обучение таким редким технологиями как Citrix Systems или VMWare чаще всего не по карману. Вот поэтому и покупаем англоязычные книжки в интернет-магазинах, сидим в инете и слушаем видеокурсы на английском языке, так как на русский переведут через год-два-три, а знать необходимо уже сейчас. Отсюда и возникает стереотип об админах, которые вечно ничего не делают (читай -- не подсказывают, как пользоваться MS Word неграмотному пользователю), а только торчат в интернете.
Непонятны руководству компании и расходы на IT-инфраструктуру. Не тайна, что оборудование стоит дорого, но с другой стороны потеря информации стоит ещё дороже. Я знавал одну небольшую фирмочку, которая экономила на резервировании, а когда на корзине вышли из строя несколько жёстких дисков, то оказалось, что восстанавливать неоткуда. Убытки компании хоть в цифрах не знаю, но понятно, что они катастрофические. Просто иной раз делается, когда "припрёт", то есть срабатывает психология "а вдруг не случится?" А вот если случится, то кто об этом думать будет, кто вообще заранее думал? Виноватым сделают системного администратора, ведь он "плохо предупреждал". А ведь системный администратор просил выделить средства на закупку дискового хранилища для резервного копирования, но руководство компании душила жаба. Деньги на шикарные корпоративные мероприятия есть, а деньги на дисковое хранилище, которое стоит в разы меньше, чем корпоратив, нет. Поэтому некоторые начальники заставляют ставить сисадминов пиратское ПО.
Пиратка. Сейчас эта проблема менее актуальна -- везде ставят всё лицензионное, но бывает, что шеф требует, а денег на лицензию жалко. Зато в случае чего условный срок и штраф получит сисадмин, а работодатель отделается предупреждением и торжественным обещанием купить лицензионного ПО. Ведь в случае проверки руководство скажет: "Ой, это всё он [сисадмин] поставил. Мы - люди, от компьютеров далёкие." А что такое условный срок в биографии, сами понимаете: хорошую работу вы больше не найдёте. Отчасти поэтому штатный сисадмин выгоден, чем аутсорсинговая компания: на неё просто не получится спихнуть своё самодурство, и она сама вынудит ставить лицензионное ПО. Многие российские компании не в ладах с законом, поэтому сисдамина часто используют для прикрытия начальства: он прячет сервера с "чёрной бухгалтерией", уничтожает доказательства, если что вдруг. Если сисадмин проявит характер и откажется выполнять заведомо противозаконное действие, то начальство быстренько подыщет ему замену.
Премия. Ещё один больной вопрос. Менеджер по продажам может рассчитывать на премию, менеджер логистики может, неплохо дела обстоят у бухгалтерии, рекламщиков. А вот что касается сисадмина. Руководство не всегда понимает, за что выплачивать премию сисадмину. За то что не было сбоев? Значит, он и не работал вовсе. Если нет сбоев, то и чинить нечего. За то, что были сбои, и он их оперативно устранил? Так сам, виноват, что допустил подобную ситуацию. Зато всегда есть, за что наказать: не предусмотрел, не предотвратил, не предупредил, слишком резко разговаривал с пользователем, отказался ставить пиратское ПО -- много за что.
Карьерный потолок. Как правило, в большинстве компаний, не специализирующихся в области IT -- это начальник отдела информационных технологий (по-разному называется). Что до зарплаты, то она очень разная. Так что кто мечтает заработать деньги, работая сисадмином, я вас расстрою. Сейчас появилось много мальчиков-эникейщиков, которые в резюме пишут все знакомые слова и аббревиатуры, которые видели в интернете, но знание о которых равно ноль целых хрен десятых. Они готовы работать за копейки, поэтому демпинг неизбежно делает своё дело. Зачем нанимать одного хорошего специалиста а хорошую зарплату, когда можно нанять пару пацанов на побегушках, а в случае краха инфраструктуры их уволить, оплатить интегратору восстановление системы, а потом нанять ещё раз двух других пацанов, свято веря, что они лучше остальных?
Конечно, это не всё, что встречается в работе сисадмина. Страшную картину я нарисовал? Ничуть. Всё, описанное выше, сейчас в одном флаконе редко встречается, и руководства компаний начинают понимать, что системный администратор -- это не прислуга в виде мальчика на побегушках, а один из ключевых сотрудников компании (если не единственный ключевой). Отчасти это и связано, что рынок системной интеграции в России растёт, и все бывшие админы уходят работать в аутсорсинг. И работодатель понимает, что полный контроль над его IT-инфраструктурой сторонней компанией тоже как-то не вдохновляет, поэтому пытается уважать штатного системного администратора, поощряя его. Не везде, конечно, но тенденция видна уже. По крайней мере мне.
И да, к обслуживающему персоналу в виде уборщиц тоже надо относиться с уважением. Попробуйте убрать уборщицу из офиса, что будет? Об уважении к труду и к личности вообще стоит написать как-нибудь отдельный пост.