Очень часто мы слышим о человеке, который хочет начать бизнес:
- Он недостаточно умен
или
- Он слишком наивен
или
- У него слабый характер
и так далее.
Большинство таких негативных прогнозов оправдываются - бизнес не приносит денег начинающим, а часто ввергает их в долги. И те, кто предсказывали неудачу, улыбаются с сарказмом: "Я же говорил, а он не послушал, начал свое дело и вот сейчас в долгах как в шелках".
Давать негативные прогнозы по бизнесу легко, и чаще всего они сбываются, но дело здесь не в прозорливости советчика. Просто начинающий бизнес действительно в большинстве случаев заканчивается неудачей (от статистики не убежишь). Однако если бы любой советчик попытался спрогнозировать не неудачу, а наоборот успех, то его ждало бы горькое разочарование в собственной прозорливости.
- У него все качества бизнесмена. Он умный и напористый. Он легко договаривается и умеет мотивировать людей. У этого точно все получится.
Вы удивитесь, но львиная доля начинающих бизнесменов со всеми "правильными" качествами все равно потерпит неудачу.
Некоторые из них все бросят после первого пшика, другие пойдут на второй, на третий круг. Даже из тех, у кого сразу "поперло", через 2-3 года большинство все равно останутся у разбитого корыта. Пройдет несколько лет (5-7) и лишь один из пяти или даже из десяти будет все еще в строю. И самое забавное, что доля "выживших" среди тех, кто изначально не казался хорошим бизнесменом (не хватает ума, напористости и прочее бла-бла-бла) будет примерно такой же как среди перспективных новичков.
Иными словами, глядя на человека, который решил заняться бизнесом, Вы не сможете угадать, получится ли у него что-то или нет (впрочем, если прогноз делается "на спор", то лучше ставить на поражение - статистика будет на вашей стороне).
Если у него все получится, то Вы скажете: я сразу это чувствовал, есть в нем внутренняя пружина (невероятный ум; умение ладить с людьми; добавьте по вкусу).
Если у него не получится, то Вы скажете: вот не хватает в нем напористости (хотя бы небольшого ума; умения договариваться; добавьте по вкусу).
В обоих случаях Ваш анализ "задним числом" будет очевиден и бесполезен.
В книге "Чему я научился, потеряв миллион долларов" Джима Поула есть отличный пример, когда трейдер, торговал зеленым лесом и наивно думал, что это древесина, окрашенная в зеленый цвет. На самом же деле это был невысушенный пиломатериал из свежесрубленных деревьев. Однако этот трейдер был самым успешным торговцем лесом, хотя не был самым умным и самым образованным. Более образованные коллеги постоянно строили сложные теории движения цен, чертили бесконечные графики в компьютерных программах, ежедневно читали аналитические сводки, но при этом терпели крах.
Наблюдая за разными людьми я пришел к выводу, что для успеха имеют значения не те качества, которые есть у человека на старте, а те качества, которые у человека появляются (проявляются) в ходе занятия своим делом (да-да, бизнес меняет людей и очень часто в лучшую сторону). Какие это качества?
СТОЙКОСТЬ и ВИДЕНИЕ
Я чуть подробнее остановлюсь на каждом из них.
Стойкость
Пессимист не пойдет делать бизнес. Свое дело откроет лишь оптимист. Но оптимисты бывают одноразовые и многоразовые. Стойкость - это многоразовый оптимизм действия.
На многочисленных тренингах личностного успеха людям внушают мысль, что вера в себя двигает горы. Что можно не иметь ничего другого, кроме этой веры и стать успешным. Широкая улыбка на лице и постоянное повторение мантры "у меня все получится" - вот портрет человека, получившего такие уроки. Однако это всего лишь оптимизм на словах. Он вовсе не плох, но это еще не настоящий оптимизм, а лишь ступенька к нему.
Оптимизм на словах часто заканчивается после одной-двух неудач. А неудачи неизбежны. Кто прошел тренинги успеха и кто их не прошел - среди них оказывается одинаковый процент тех, кто после нескольких не складывает руки, а настырно продолжает попытки сделать бизнес.
Настоящий оптимист может улыбаться, но временами может быть очень мрачен и недовольно бурчать на обстоятельства. Где-то глубоко внутри он знает, что все равно будет продолжать, чего бы не случилось. Настоящий оптимист знает, что хорошие времена чередуются с нехорошими. Он всей душой желает наступления хороших (и верит в них), но также часто думает и говорит о нехороших. Ведь никого не надо учить радоваться прибыли, когда прибыль наступит, радость придет сама собой. А вот предотвращение последствий возможных неприятных событий как раз делает бизнес устойчивым на долгие годы. Сами неприятные события предотвратить невозможно (сорванная поставка; зависшие в банке деньги; неожиданные претензии налоговой; брак в производстве; уход крупного клиента; добавьте по вкусу), но можно сделать так, чтобы наступление любого из этих неприятных событий несло минимальный вред бизнесу (разделить крупные сделки на мелкие; держать деньги в разных банках; следить, чтобы на одного клиента не приходилась слишком большая доля выручки; использовать только корректные "максимально законные" схемы налоговой оптимизации; добавьте по вкусу).
Невозможно посмотреть на новичка и угадать как он будет реагировать на удачи и неудачи. Есть ли у него прямо сейчас улыбка до ушей или он насторожен и тревожен. Пройдут годы и время отсортирует стойких (настоящих многоразовых оптимистов) и нестойких (одноразовых оптимистов, которые легко превращаются в убежденных пессимистов).
Видение
Темы для следующих постов:
- Бизнес в кредит - стоит ли брать деньги в долг на развитие своего дела
- Разводы рекламщиков - как не потратить лишнего на продвижение
- Совсем ли неважен ум для бизнесмена