Понятно, что
вышеописанные процессы
роста в Белоруссии всех видов национализма и русофобии не могут проходить без контроля со стороны белорусской элиты.
В этой связи явной дезинформацией является тезис Арсения Сивицкого о том, что «Россия занимается усилением белорусских националистов с целью провокации «майдана» в Минске». Да, российские власти могут иногда делать странные вещи, но контролировать, создавать и усиливать националистов-русофобов в соседней стране - это после 2014 года самоубийственно для Москвы. А вот для Запада это очень выгодно. Так почему же «эксперт» Арсений Сивицкий не рассматривает эту возможность? Может быть, потому, что он сам получает западные гранты и работает по линии Белоруссия-НАТО?
Жаль, но есть вероятность, что для белорусской элиты в 2016-2017 годах усиление конфронтации с Россией безальтернативно. Особенно, если Россия займет жесткую позицию и прекратит нефтяное и газовое спонсорство Минска.
В 2016 году ВВП Белоруссии упал по отношению к 2015 году на 2,6%, объем промпроизводства уменьшился на 0,4%, инвестиции в основной капитал сократились на 17,9%, розничный товарооборот упал на 4,1%, оптовый - на 10,4%. В такой ситуации понятна неуступчивость Лукашенко в вопросах нефти и газа, его желание продолжать сидеть на русской нефтегазовой игле, и его заигрывание с русофобией и национализмом. Ведь так просто создать образ врага, и обвинить его в своих экономических провалах!
Вероятно, с этой целью в общественном сознании Белоруссии и начинают корректировать образ России и русских.
Во-первых, антирусский язык с подачи властей проникает в маргинальные среды. Так, например, в Белоруссии снова разрешено выступление лидера группы «Ляпис Трубецкой», автора гимна «Майдана» («Воины света»), который называет русских «имперскими имбицилами». Среда футбольных фанатов Белоруссии, ранее активно прославлявшая союз России и Белоруссии, использовавшая на своих выступлениях «имперки» и «триколоры», сейчас перешла на украино-бандеровскую риторику: «пуйло», «кто не скачет, тот москаль» и т.д. Я хорошо знаю, кем и как контролируются фанатские движения, и уверен во влиянии белорусских «органов» на этот процесс.
Во-вторых, уже два года в Белоруссии официально запрещен символ Дня Победы - георгиевская (гвардейская) ленточка. Более того, за использование гвардейской ленточки, например, учреждение Брестгортранс принесло официальное извинение заявительнице, которая была возмущена наличием символа в автобусе, и заявило, что «подобное не повторится». Подобная политика минских властей объективно создает в белорусском обществе образ России как врага. (Стоит также вспомнить, как по белорусскому ТВ в 2011 году крутился ролик, согласно которому исторически «Белоруссия - это часть Литовско-Польского княжества», а «Московия» - это захватчик и агрессор.)
На фоне экономических проблем Белоруссии и насаждаемой русофобии в белорусских СМИ, аккурат к саммиту ЕврАзЭс в Санкт-Петербурге, появились высказывания о «сомнительности» ЕврАзЭс для Минска. Вот что писали в конце 2016 года ряд белорусских СМИ:
«Белоруссия, ничего не прибавив в политическом весе, в одночасье потеряла все экономические выгоды» (20 декабря, газета «Наше время»);
«Неравные цены на газ - незаметная «бомба» под ЕАЭС» ( 21 декабря, газета «Белрынок»);
«В Новый год - без ЕАЭС! … от различных «интеграций» у нас больше вреда, чем пользы. Эти проекты попросту не работают» (22 декабря, газета «Новы час»);
«Развитие отношений Белоруссии с Россией идет к глубокому кризису. Выглядит так, что российская сторона целенаправленно готовит своих граждан к возможному конфликту с Белоруссией» (22 декабря, газета «Беларускай праўда»).
Более того, истерика украинских «патриотов», которым постоянно мерещатся «конно-танковые армады русских бурятов» на Донбассе, перенеслась и в информационное поле Белоруссии, чьи СМИ в конце 2016 года стали писать, будто «в 2017 году Россия намерена ввести войска в Беларусь», «Россия готовит свержение Лукашенко» и т.д. Как мы упоминали в начале, об этом говорят не только маргинальные оппозиционеры, но и, например, руководитель «Центра стратегических и внешнеполитических исследований» Арсений Сивицкий. Он на голубом глазу, в аналитическом докладе, пишет о том, что вторжение войск в Белоруссию якобы необходимо РФ, потому что «именно с белорусской территории российские войска могут соединиться с группировкой в Калининграде наиболее оперативным образом - от белорусской границы до Калининграда всего 70 км - и таким образом замкнуть «прибалтийский котел». То есть, по словам белорусского аналитика, Россия всерьез задумала в 2017 году начать войну со страной-членом НАТО. Примечательно, что белорусский проправительственный аналитик разместил это на украинском, пробандеровском сайте «Апостроф».
На основании данных (публично размещенных на сайте МО РФ) о количестве вагонов для доставки войск РФ на учения в Белоруссию, белорусские аналитики сделали вывод о «завоевании и оккупации Россией Белоруссии» и о «потенциальной неготовности армии Беларуси к отражению агрессии». По словам одного из экспертов Центра Юрия Царика, Россия якобы планирует получить полный политический и военный контроль над Белоруссией, свергнув Лукашенко с помощью гибридных технологий, организованных и примеренных РФ в ходе украинского конфликта, «крымского сценария» и попытки захвата власти в Черногории.
На эти провокационные и не соответствующие духу и букве союзного государства высказывания близких к минским властям экспертов летом 2016 года обратил внимание журналист ИА REGNUM Юрий Павловец. В начале декабря он и двое его коллег Дмитрий Алимкин и Сергей Шиптенко были задержаны минскими властями и помещены в СИЗО по обвинению в «разжигании межнациональной розни» и «попытках «вбить клин» между народами России и Белоруссии». Странно, что в высказываниях экспертов «Центра стратегических и внешнеполитических исследований» попытки «вбить клин» между народами России и Белоруссии» власти Белоруссии не увидели. Налицо явная двусмысленность Минска, и поэтому Москва должна требовать от Минска соблюдения принципа свободы слова и немедленного освобождения российских журналистов.
Запад или Россия?
Белоруссия, как и любая небольшая страна, обречена выбирать ту гавань, куда она, в конце концов, причалит: либо Россия, либо Запад. Безусловно, очень привлекательно идти по канату и балансировать между РФ и ЕС, пытаясь получать бонусы от обоих крупных соседей. Но эта игра уже привела к падению режима Януковича, и неминуемо приведет к падению режима Лукашенко. Причем Брюссель объективно не может предложить Белоруссии ничего, кроме проблематичного принятия в «европейскую орбиту», естественно без Лукашенко, как бы он не обольщался. Россия же предлагает Минску очень конкретную вещь - огромный рынок для белорусских товаров.
Однако, нарастающая в Белоруссии русофобия с усиливающейся властной паранойей, элитной неадекватностью и желанием въехать в экономический рай на русском нефтегазовом скакуне может привести обе наши страны к плачевным последствиям, а именно:
- Элиты Белоруссии будут работать на сближение с Западом и его структурами внутри страны.
- Усиление националистической риторики в обществе вынудит власти Белоруссии «оседлать и возглавить» этот процесс, что неминуемо подхлестнет русофобию.
- Власти Белоруссии фактически заморозят свое участие в ОДКБ, ЕАЭС и Союзном государстве.
- Наземное сообщение России с Калининградом станет проблематичным или невозможным.
- Транзит российских товаров через территорию Белоруссии станет невозможным, или будет зависеть от трудно прогнозируемых факторов.
- Под растущим влиянием Запада (и под давлением экономических проблем) в правительство Белоруссии придут либеральные младореформаторы и начнут осуществление шоковых
экономических реформ по примеру России 90-х годов или нынешней Украины.
- На фоне растущих экономических и политических проблем радикальный национализм, русофобия и борьба с «имперскими амбициями Москвы» станут основными идеями новой Белоруссии.
- Граница РФ по Смоленской области в итоге станет полноценной границей, на которой войска РФ будут соприкасаться с войсками НАТО.
С учетом вышеуказанных процессов, проходящих во власти, в экспертном сообществе, в обществе, в среде националистов и белорусской оппозиции, Москва должна проводить свою политику тонко и аккуратно, но жестко и неуклонно. Одновременно не потакая минским властям в их самоубийственных ужимках и прыжках, не забывая, кто тут «старший брат», но и не выпячивая это. И особое внимание, на наш взгляд, следует уделить работе непосредственно с белорусским обществом, насколько это возможно. Именно эта составляющая была полностью провалена на Украине, а еще одной обезумевшей страны на своих западных границах Россия просто не выдержит.