Во всякие времена тяжелых испытаний русский народ лишь в единстве своем мог выстоять и победить. Напротив, любое размежевание в народе всегда вело к внутренней слабости, а значит, и к поражению. Поражение в нынешнем страшном глобально - агрессивном, заточенном против России мире - недопустимая для русских катастрофа, и поэтому именно о спасении народа в реализации русского мессианского проекта и нужно вести речь. На каких идейных основаниях мы можем спастись и реализовать русский всемирно значимый проект? Об этом пойдет речь.
Задача, предпосылки и надежды
Спасение России и возможно только основе православия, русского коммунизма и их гармоничного синтеза. Да, да, на основе и православия, и коммунизма. Об этом я обязан сказать сразу, в самом начале, так как жанр заметок в ЖЖ не позволяет "растягивать удовольствие" и вести читателя к выводу через сотни книжных страниц. И ситуация такова, что можно и должно говорить только прямо и честно. В ответ я прошу всех, кому заметка попалась на глаза, прочитать её до конца и, при желании оставить свое мнение.
Скептик может сказать, что история взаимоотношений православных сообществ и людей коммунистических в России, мягко говоря, сложна. На что я отвечу следующее: во-первых, православная церковь успешно существовала весь 20-й век, во-вторых, да, были очень сложные периоды, и, в-третьих, именно факт наличия такой истории конфликта и дальнейшего существования и дает шанс России и на выход из всех видов тупиков, в которых Россия сегодня оказалась.
Россия тысячу лет является православной державой. После падения Византии Россия приняла на себя крест первой православной державы в мире. Несение этого тяжелого креста православной государственности обусловило и русский путь, все наши провалы и все русские победы. Даже сегодня, в наше сильно безбожное время процент людей, считающих себя православными в России очень высок и это чрезвычайно радостно. А выросшими в православной культуре можно считать всех жителей России, любой законченный материалист и атеист живет в этих культурных кодах, они воздействуют на него помимо его воли. Православие - русский исторический, духовный и культурный факт.
Советский социализм как реальность существовал и развивался в России без малого семьдесят лет, и эти годы и поколения людей никак не возможно изъять из русской истории. Да и не нужно изымать, если не ставить своей целью обрушение современного российского общества и государства в небытие. Не нужно изымать потому, что советский опыт явил миру величайшие общественные (образование, медицина, равенство, справедливость), научные (космос, атом и многое-многое) достижения и победы народного духа - прежде всего, Победу 1945 года.
Тысячелетний опыт православия и советский исторический опыт, оказавшийся во многом передовым для России и мира, позволяют поднимать и серьезно обсуждать вопрос синтеза православия и русского коммунизма именно в России, в единственной в мире стране, где эти сущности успешно и полноценно работали в реальности, а не в фантазиях или на страницах книг.
Кроме исторического опыта к вопросам глубокого синтеза православия и коммунизма подталкивает структура нашего общества. Да, подавляющее большинство граждан России воспитано в православной культуре. Не вере, подчеркиваю, не в мировоззрении, а именно в культуре. Но, также социологические опросы показывают, что около 90% граждан России являются мягко или жестко просоветскими, относятся к СССР с уважением или с огромной любовью, ценят всё лучшее, что было в СССР. Ясно, что есть общественная страта, не разделяющая православную веру, не считающая себя христианами, но серьезно просоветская, с другой стороны, есть часть православных граждан России, с той или иной степенью не принимающая советскость.
Итак, большинство россиян относятся и к православным, и к просоветским людям (какое конкретно большинство - пусть скажут социологи) и именно наличие этой общественной группы позволяет говорить о том, что внутри себя эти люди православие и советскость уместили определенным гармоничным доля их образом.Общественная работа по синтезу православия и коммунизма не только возможна исторически - она необходима и исходя из общественных реалий сегодняшней жизни. Этот синтез позволит объединить православные и просоветские группы и создать идейно, духовно и мировозренчески единое общественное ядро. Следовательно, наше общество сможет быть мобилизовано на борьбу с сегодняшними вызовами, стоящими перед ним. А значит, есть шанс на новую русскую Победу.
Православие, с одной стороны, и советский опыт с другой никак не изъять из исторического и общественного сознания русского общества. Разве только какая-либо агрессивная группа, на манер антинародных либералов из 90-х годов прошлого века, вознамерится снова проводить массовые опыты над людьми, выкорчевывая из их сознания советские или православные культурные коды. Если и найдется такая группа, то делать это она сможет только в условия диктатуры при поддержке внешних сил, так как общественной и государственной поддержки эта группа в сегодняшней России не получит.
Главным для общественной работы по серьезному, в масштабах страны, синтезу православия и коммунизма считаю тот факт, что народный, глубинный синтез этого уже произошел сегодня на Донбассе, где ополченцы под знаменем с ликом Христа и под советским знаменем Победы подвижнически борются с мировым фашизмом, который приготовился к прыжку в горло России с украинского плацдарма. Перед лицом фашистского врага с одной стороны и русских ополченцев с другой стороны, отдающих жизни "за други своя" в борьбе с нацизмом, мы не можем молчать. Мы обязаны осуществить это синтез. Это наш долг перед Творцом, перед Историей, перед живыми и мертвыми.
Не претендуя на полноту, уникальность и "истину в последней инстанции", попробую оговорить принципы, на которых можно начать осуществлять эту работу.
Во-первых, никто не должен и не будет посягать на символы веры православных людей и на святые камни, "этос" людей с советскими коммунистическими взглядами. Только на таких основаниях взаимного уважения диалог просто возможен.
Во-вторых, для осуществления синтеза необходимо задать некую рамку, смысловое поле, в котором можно будет с уважением к текстам святого писания и отцам православной церкви с одной стороны и к коммунистическим социальным трудам с другой, находить точки соприкосновения, осуществлять синтез и выстраивать новый смысловой уровень.
В-третьих, всю эту работу нужно делать, только исходя из принципа общественного блага и только в атмосфере любви и христианской, и накаленной коммунистической к русскому народу, к обществу и к государству. Именно принцип любви и руководство общественным благом поможет осуществить эту сложную работу по синтезу без разрушения, по выстраиванию новых смысловых этажей, по развитию и реализации русского мессианского проекта.
Фото Земли из космоса. Огни ночных городов.
Человек - единственное живое существо на Земле, которое может менять материальный мир вокруг себя по своему усмотрению, создавая искусственную среду. Да, и другие живые существа могут что-то строить, например бобры строят хатки и запруды на реках, птицы - гнезда, а пчелы - идеально шестигранные соты. Но только человек в процессе своего развития научился изменять природную среду вокруг себя так тотально. Сначала человек жил в жилищах из природных материалов, затем все более и более искусственного стало приходить в нашу жизнь. Шалаши и дома из бревен сменились небоскребами из стекла, металла и бетона, которые не взяты из природы напрямую, а серьезно переработаны с помощью различных технологий. Таким образом, только человек смог вместо среды природной создать вокруг себя среду во многом искусственную. Эта среда состоит из дорог и мостов, домов и заводов, автомобилей, станков и прочего. И если природная среда может поддерживать свое состояние самостоятельно, то искусственная материальная среда нуждается в постоянном участии человека в её поддержании и развитии.
Человек поодиночке не способен не только развивать, но и поддерживать искусственную во многом окружающую среду. Для этого необходимы объединения людей, то есть необходимо общество. Общество объединяется не хаотично, а на основе каких-либо норм и правил, регуляторов. Человек, общество и искусственная материальная среда являют собой то единство, без которого жизнь и развитие человека на Земле не возможно. Изыми один элемент их этого треугольника "человек - общество - искусственная материальная среда", уничтожь его или приведи к его деградации - и жизнь человечества будет прекращена. А значит, каждый элемент из этого треугольника важен для нашего разговора.
Да, православие исторически сосредоточено на человеке, на душе и спасении её от греха, и часто просто игнорировало общественную и экономическую сторону бытия. С другой стороны, коммунизм классический был сосредоточен на человеке, подходя к его проблемам со стороны социальной (общественной) и со стороны производственной среды (искусственной среды, создаваемой человеком в процессе эволюции). Но и человек был практической целью советского социализма, которую нужно было решать в обществе, в котором уже были светские, неверующие люди. Не зря попытки создания "нового человека" так осмеивали враги коммунизма, но который в реальности был всё же создан. Нужно признать, что новый человек в СССР не был достроен полноценно, иначе, нужно признать, что этот человек СССР и грохнул. Что было этому причиной - тема отдельного разговора, но нужно признать, что атеизм в разных его формах и двоемыслие, порожденное официальной атеистичностью СССР, не способствовали развитию человека и были одной из основных ошибок советского проекта.
С радостью наблюдаю сегодня, как новые коммунистические силы в России явно начинают работать в поле человека, говоря о необходимости в первую очередь духовного развития каждого человека. Такая духовная открытость новых коммунистов обеспечивает своим христианским сторонникам истинную свободу совести, свободу вероисповедания. Практически это выражается в том, что в новом российском коммунистическом движении "Суть Времени" православные люди очень широко представлены, я не скажу, каково их процентное отношение, но полагаю, что доля православных людей в "Сути времени" составляет явно более половины.
С другой стороны, духовные лидеры Русской православной церкви начинают активно работать на общественном поле, принимают на себя груз ответственности не только за спасение душ прихожан, но и за моральный и духовный климат в российском обществе. Патриарх Кирилл, глава РПЦ, давно и полноценно занимает очень ответственную общественную позицию, он даже
планирует открыть собственную страницу в социальной сети "В Контакте".
Одновременно,
высказывания Патриарха Кирилла говорят нам о необходимости синтеза великих духовных и социальных исторических русских идеалов: "Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Синтез, который лежит за пределами привычной дихотомии «правые-левые». Синтез, который можно описать формулой «вера - справедливость - солидарность - достоинство - державность»".
Сближение православных духовных ценностей и социального и человеческого опыта советской эпохи происходит на наших глазах, в реальности, и это уже явный тренд. Именно так, улавливая народные чаяния и мечтания, процессы, проходящие в общественном сознании, можно создать идеологические и духовные общественно необходимые инструменты, основанные на лучшем в русском историческом опыте и создаваемые для реализации русского будущего, обеспечить единство народа и реализацию русского проекта, русской миссии.
Практические вопросы синтеза православия и коммунизма будут рассмотрены в следующих заметках, а пока я вам предлагаю создать настроение и насладиться отличной советской песней "Веселый ветер" (И.Дунаевский,В.Лебедев-Кумач), которую исполняют священники Нижегородской епархии. Всё это не случайно. Совсем не случайно!
Click to view