D.O.A. мертв по прибытии

Oct 13, 2009 15:47




1950, шатаясь, измученный человек идет по корридору полицейского отделения, заходит в кабинет и заявляет об убийстве. на вопрос, кто убит, он отвечает: "Я был убит."
Этот классический нуаровский фильм заканчивается словами "Dead on arrival," что и стало его названием. Все действие ленты - б
ольшой flash back, в котором находящийся на пороге смерти человек, владелец небольшой юридической конторы из провинциального городка, рассказывает как он был отравлен и как нашел и застрелил своего убийцу.
Мистер Бигелоу едет развлечься в Сан-Франциско не смотря на протесты своей возлюбленной, секретарши и помощницы, Полы. В большом городе он с шумной компанией идет в джаз-бар, где пропускает пару стаканчиков (один из которых становится для него роковым), знакомится с девушкой, и просыпается наутро разбитым. На 30-ой минуте фильма он идет к врачу,  и узнает о том, что был отравлен и жить ему осталось пару дней. Далее следует 3-х минутная пробежка по городу в попытке осознать, что именно произошло. По сути, именно эти три минуты, а не последующее развитие криминальной сюжетной линии, являются кульминацией картины.

Человек бежит, потом останавливается, смотрит на газеты, транспорт, ребенка, целующуюся пару, и понимает, что оон мертв, и жизнь будет идти без него. В этот момент он принимает возможно единственно самостоятельное решение в своей жизни - узнать ответ на вопрос "почему?". Почему он был убит и кем. Именно в тот момент, когда это решение было принято мистером Бигелоу, он превращается из провинциального буржуа в героя нуара.
Здесь я хочу остановится, и попробовать взглянуть на ленту несколько иными глазами. Собственно, почему это нуар? Безусловно, ни я, и никто другой не ставит под сомнение жанровую принадлежность "D. O. A.," и более того никто не сомневается, что это великий представитель нуаровской фамилии, и все-таки....
Как пишет ДЖ. Белтон в своей знаменитой статье "Film Noir's Knights of the RoaD," (http://www.brightlightsfilm.com/54/noirknights.htm) фильмы нуара жанровыне, но нет жанра нуар. Я бы сказала больше, нет жанра нуар, есть стиль нуар.
Когда упоминается о нуаре, в голове сразу появляются роковые красотки, наподобии самок богомола, убивающие своих возлюбленных, мрачные, сдрежанные мужчины, которые говорят - "прощай, детка," надвигая на лоб шляпу, жестокие гагстеры и таинственные незнакомцы... иными словами, в нуаре нет места официальной справедливости в виде закона, здесь низменные человеческие страсти приводят, к поистинне шекспировским трагедиям. Однако, в "D. O. A.," герою далеко до рокового Хамфри Богарта времент "Мальтийского сокола", мистер Бигелоу обычный маленький человек, а его заботливая  возлюбленная Пола, уж точно не famme fatale. В тоже время именно экзистенциальное решение прожить последние часы своей жизни иначе делает возможным превратить бытовую историю в великий нуар... Как ни странно, это не противоречит законам черного жанра, просто обычно герои подобных лент совершали свой роковой выбор за границами экранного повествования, а здесь выбор становится предметом нарратива.

И все-таки, я опять спрашиваю, что объединяет "D. O. A." со знаменитыми фильмами о частных детективах и женщинах-предательницах? Нет, это не предмет нарратива, а сам метод повествования. Согласитесь, если бы этот фильм не имел нелинейной композиции, а просто бы начинался с поездки в Сан-Франциско, а заканчивался бы смертью героя в полицейском участке, зрителю сложно было бы осознать сколь велика проблема выбора главного героя. Итак, первая стилистическая черта нуара - нелинейное повествование, которое в данном случае дает зрителю "intrigue of predestination" (Так Тодоров определял поэтику Гомера, где мы уже знаем, что Ахиллес умрет, но нам интересно, как именно).
Что же далее? Следуя за ходом мысли Белтона, который выявил остальные черты нуара, я бы сказала, что в принципе, наур создается посредством двух типов стилистических инструментов: нарративных (т.е. особых методов повествования, мотивов, тем; например, тема большого города или детективный сюжет) и чисто технических, зачастую заимствованных из экспрессионизма, (контровое освещение, доминирование ночных сцен и пр.) Таким образом, при желании этот стиль можно легко имитировать, однако, даже при всех известных продолжателей направления (вроде Линча в "Синем бархате"), повторить этот шарм не получается.
Может не хватает наивности и свежести восприятия? Или мужчины уже не носят шляп, а женщины не скрываю лиц вуалеткой?

P.S. Знающих английский, прошу наслаждаться просмотром - http://retrovision.tv/freevideo/doa-1950/

Previous post Next post
Up