В принципе, всё правильно по полочкам разложено.

Aug 22, 2017 21:29

Irina Merelana Polakova Sevostyanova

По поводу событий 1991 года - под воздействием комментариев.

Нет, я вовсе не считаю, что победа обернулась поражением. Прекрасной может казаться любая идея - ровно до тех пор, пока она не начинает претворяться в жизнь, когда те самые овраги начинают появляться неизвестно откуда. То есть известно, но про них забыли. А у нас ведь тогда и идеи-то никакой не было. Мы не знали, как надо. Мы знали, как мы не хотим, вот и все. И да, мне многое сейчас не нравится - а кое-что даже и очень не нравится. Но я хочу написать то, что есть у меня сейчас, спустя 26 лет после путча, и чего не было бы никогда, если бы победили эти, из ГКЧП.

1. У меня есть квартира - а я великолепно помню мамину панику, когда мы уезжали из Снежинска в никуда, сдав государству трехкомнатную квартиру, которую нельзя было ни продать, ни обменять.


2. Вы помните, с чего все началось? В стране исчезла еда. Нет, не пармезан. Просто еда. Любая. В Москве и Питере она была. В остальной стране - нет. Выкручивались, конечно, это все же не был голод, но тем не менее. Помните загадки вроде "Длинная, зеленая, пахнет колбасой" или "Идет дефицит в дефиците, несет дефицит в дефиците"? А я помню, как приехали на слет ребята из Вологды и были потрясены, что у нас в тот момент еще можно было купить без талонов колбасу - ту самую, по 2.20, наполовину с (нет, не с туалетной бумагой, она тоже была в дефиците). ГКЧП ничего, кроме карточной системы, предложить не мог.

3. Вы что думаете - приди к власти эта компашка, мы бы сейчас с вами вот так беседовали в соцсетях? Отнюдь, отнюдь. С нас бы характеристики с места работы требовали на право купить компьютер и справку из первого отдела - на подключение к Интернету, и уж тут кому дадут, кому нет. Забыли, как это было? А ведь множительную технику предписывалось сдать.

4. Читать то, что хочу, я начала, конечно, раньше, но мне было непонятно, почему я должна делать это подпольно, например, через фильмоскоп в ванной. Это художественная литература была. Газеты - в наши киоски попадали только их соцстран и коммунистические, вроде Юманите и Морнинг стар. Другого просто не было. Может, в столицах и можно было что-то достать, я не знаю.

5. Я не испытываю никакого страха из-за того, что мои близкие родственники живут в другой стране. И вспоминаю случай, когда сын моей учительницы поговорил на выставке с каким-то иностранцем - и семью этой учительницы в 24 часа выставили из города с тем, что они успели увезти. Да, город был закрытый.

6. Еще один случай вспоминаю, тоже из практики закрытых городов. Девчонка, чуть постарше меня тогдашней, пошла на лыжах и заблудилась - вылетела за пределы территории города, Вохровец ее просто пристрелил. Сейчас это бы кончилось на крайняк воспитательной беседой - даже штраф она бы могла оспорить.

7. Сейчас я могу купаться в заливе, когда захочу. том числе ночью. Тогда - извините. Бывало, что подходили погранцы и гнали с пляжа, ибо нельзя. Это лично сомной случалось. Хотя сейчас у нас граница куда как ближе, чем была тогда - с одной из стран, во всяком случае.

8. Сейчас мы спокойно выходим на акции протеста и возмущаемся, если нам их не согласовывают. Если бы тогда победил ГКЧП - за любую подобную акцию светило бы лет десять, или принудлечение в дурке, если вообще не расстрел. Мораторий на смертную казнь у нас когда приняли? Ну то-то. И принудлечение отменено в 1992 году, насколько я помню. А так - "нет никаких протестующих, и, прошу заметить, не было".

9. Про ведущую и определяющую роль тоже забыли. Одна идеология, одна страна и всем мужикам с нестандартной ориентацией - по семь лет, как и было до этого.

10. Был момент, когда считалось, что я нигде не работала. Но в тот момент никто меня уже за тунеядство не посадил и на лесоповал, где для всех бы нашлись рабочие места за очень дешевую оплату, не отправил.

И это - только первое, что пришло в голову вот прямо с ходу. И этого бы ничего не было, если бы мы тогда не. Да, не получилось построить прекрасное демократическое завтра. Но, блин. Прошло всего 26 лет. Даже до истечения Моисеева срока еще целых 14. И исторический опыт подсказывает, что никогда еще ничего сразу не получилось - методы рождения европейской демократии были куда более силовыми, чем у нас в эти 26 лет, и значительно более длительными. И шатаний туда-сюда-обратно хватало, и откатов назад, и реставраций, и подлецов у власти. Все было. Курс истории этим просто забит. Просто мы - участники, и мы не хотим ждать, когда это все наступит. Мы хотим сейчас. И это естественное желание, но неисполнимое.

Выход из ситуации? Только культурное строительство. Сохранение культурных ценностей - истинных, я имею в виду. а не поганой духовности, от которой тошнит. Выдергивание в эту среду по одному, как мы всегда и практиковали. И тогда - возможно.

мнение, история, Россия

Previous post Next post
Up