Jun 14, 2016 11:56
Началось всё с того, что некая "топонимическая комиссия" с товарищем Милоновым во главе предложила назвать один из безымянных мостов Петербурга именем Кадырова. Ахмата, который "папа", естественно. Того самого, который призывал: "Убивайте русских столько, сколько сможете". Нет, конечно в городской топонимике и без того много имён лиц, причастных к геноциду русских. Например, Тухачевского или Белы Куна. Но к ним горожане как-то привыкли - живут на этих улицах и как-то не задумываются над их смыслом.
А вот предложение о "Кадыровом мосте" вызвало бурю возмущения. Про неё много писали, поэтому повторять чужие слова не буду. Я сейчас про другое.
Вот поэт и публицист Алексей Широпаев написал стихи, посвящённые этому событию:
На запад лезет мост Кадырова
Через петровское окно.
Фактически одновременно с этим на книжной выставке-ярмарке на Красной площади в Москве состоялось выступление Евгения Евтушенко, которое он завершил новым стихотворением под названием "Петровское окно":
Гвоздями при любом режиме
не нашими и не чужими
мы не позволим все равно
забить петровское окно!
А меня это самое "окно" последнее время коробит.
Ведь для того, чтобы люди могли заходить домой, на работу, друг к другу в гости существуют двери, ворота, калитки и иные проёмы, для этого предназначенные. А вот функция окон несколько другая - освещение помещения в светлое время суток. Нет, конечно можно ещё сидеть у окна и наблюдать за прохожими или считать ворон, но это уже занятие на большого любителя.
Зато окна являются классическим путём проникновения в дом разного рода жуликов, воров и прочих непрошенных гостей. Из окна может упасть кошка, и если оно находится достаточно высоко - разбиться, покалечиться и даже погибнуть. Также в открытое окно могут подкинуть гранату или бутылку с зажигательной смесью для запугивания кого-либо. Так что привычная метафора "окно в Европу", если задуматься, звучит несколько странно.
Конечно, мне могут возразить, что не Широпаев, и даже не Евтушенко это самое "окно" придумали. Это же сам Александр Сергеевич "Наше Всё" Пушкин освятил своим гением такую формулировку. А кто ты такая против Пушкина гнать?
Конечно, "Солнце Русской Поэзии" и "Наше Всё" был ещё тем троллем и мистификатором. Пушкин является автором многочисленных эпиграмм, ему приписывается авторство сказки "Конёк-Горбунок" и мы можем только предполагать - а что думал автор, создавая то или иное произведение, и какой в нём скрывается смысл. Ведь морской порт на самом деле - никакое не "окно", а широкие ворота в мир.
А земля, на которой была основана новая столица, не всегда была Россией. Точнее говоря, до окончания Северной войны она вообще Россией не была. Называлась она Ингерманландией, и правили там шведы. То есть, крепость Ниен и местные сёла, где жили пресловутые "убогие чухонцы", подчинялись законам Шведского королевства и были вполне себе Европой без всяких окон. А потом, когда эта земля - без всяких референдумов "Ингриянаш", просто по итогам Северной войны - стала Россией, то она вдруг оказалась огороженной своего рода "стеной", в которой прорубили "окно". Не дверь, не ворота, а всего лишь окно. Чтобы, подобно татю ночному, что-то через него тащить.
И у этой земли есть память о том времени, когда она была не "подоконником", а частью Европы. И эта историческая память сопротивляется не только "мосту Кадырова". Думаю, что скоро могут последовать и акции с требованием очистки местной топонимики от тухачевских и бела-кунов. Не говоря уже о таком атавизме, как "Ленинградская область".
Санкт-Петербург,
история,
Россия,
поток сознания