Оригинал взят у
api_x в
По вине Государственной Думы тяжелобольные россияне могут остаться без необходимых лекарствРяд членов РАМН (Российской Академии Медицинских Наук) готовит открытое обращение к депутатам Государственной Думы, в котором попросит обратить внимание на угрозу того, что тяжелобольные россияне могут остаться без жизненно необходимых лекарств после принятия закона, который уже рассмотрен парламентариями в первом чтении. Об этом Агентству Политических Расследований (API) сообщил один из членов РАМН.
Корреспондент API с помощью эксперта разбирался в ситуации и пытался понять, чем опасен новый законопроект и почему он может вызвать в обществе резонанс, сравнимый с реакцией на так называемый закон Димы Яковлева.
1-го июля в Государственной Думе Российской Федерации в первом чтение был принят
законопроект №392886-6 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок».
Суть законопроекта заключается в том, что производство и продажа фальсифицированных и незарегистрированных лекарственных средств будет наказываться уголовной ответственностью.
О сути закона нам рассказал один из членов РАМН.
«Что касается фальсифицированных лекарственных средств, тут все понятно и логично - они угрожают здоровью а, иногда, жизни людей, поэтому здесь ужесточение ответственности - разумная мера.
Но в законопроекте на "равных условиях" с фальсифицированными рассматриваются и незарегистрированные лекарственные средства.
Проблема в том, что в связи с бюрократическими проволочками, новейшие лекарства часто попадают на прилавки аптек (получают гос. регистрацию) с задержкой от полгода до трех лет по сравнению со странами Евросоюза. Многие лекарства вообще не регистрируются производителями, т.к. они не считают Россию стратегическим рынком сбыта (есть очень много немецких, итальянских, французских производителей, которые, к примеру, производят лекарства для внутреннего рынка Евросоюза). Таким образом, руководствуясь благими намерениями, законодатели смешали все в кучу, и теперь тяжелобольные пациенты могут лишиться адекватного лечения.
Сегодня россияне имеют возможность получать незарегистрированные лекарства, если они не содержат запрещенных компонентов. Формально, такая возможность отчасти сохранится и после принятия закона, но, согласно Постановлению Правительства РФ от 29 сентября 2010 г. N 771, только в тех случаях, если они предназначены для:
а) личного использования лекарственных препаратов физическими лицами, прибывшими на территорию Российской Федерации;
Т.е. пациент сам должен отправиться за границу за этим лекарством и привезти его себе. При этом неважно, способен ли он это сделать, исходя из состояния здоровья или материального положения. Естественно, полететь в Германию за одной упаковкой лекарства, более накладно, нежели если это сделает посредник для десяти пациентов, даже с учетом комиссии за свои услуги. А что уж говорить о тяжелобольных пациентах, которые в принципе не в состоянии совершать такие путешествия.
б) в случае ввоза лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента. Но для этого нужно, во-первых, заключение консилиума врачей федерального учреждения или учреждения РАМН, подписанное главным врачом организации. Во-вторых, обращение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, о необходимости ввоза незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента. В-третьих, разрешение Минздравсоцразвития, куда первые нужно подать два документа, вместе еще с некоторыми сопроводительными документами. Но в данном случае это только разрешение. Далее за дело может взяться благотворительный фонд, который вместе с компанией DHL (другие на практике таких услуг не оказывают) может доставить лекарство пациенту.
Т.е. это реальный путь, но для единичных пациентов, потому что по такой схеме работают всего несколько благотворительных фондов и охватить, с такими бюрократическими проволочками они, к сожалению, могут несколько десятков пациентов на всю Россию.
Получается, что новый закон выводит из правового поля не только фальсификат, но и столь необходимые дефицитные лекарства из-за рубежа», - объяснил эксперт.
О возможных юридических последствиях законопроекта рассказал эксперт, специализирующийся на юридическом сопровождении медицинских услуг.
«В законопроекте под крупным размером подразумевается 100 тыс. рублей. Таким образом, реальный пример: если племянник с Германии привезет больному дяде новый незарегистрированный онкологический препарат в количестве двух упаковок, каждая из которых стоит 1500 евро, то при обнаружении в аэропорту на таможне, племяннику будет грозить лишение свободы от трех до пяти лет И штраф от 0,5 до 2 млн рублей», - пояснил юрист.
По мнению нашего консультанта из РАМН, принимая подобные законы, важно не довести ситуацию до абсурда.
«В России более миллиона эпилептиков, многие из которых дети. И все они нуждаются в лекарствах, которые считаются незарегистрированными.
Подробнее о ситуации еще несколько лет назад писала "Новая Газета", но проблема не решена до сих пор. На просторах интернета
полно историй о том, как люди возят своим родственникам и знакомым фактически
на свой страх и риск Сабрил.
Необходимо способствовать решению этих вопросов, а не создавать ситуацию, когда всех этих людей потенциально могут посадить на скамью подсудимых, только потому, что они купят себе про запас десяток упаковок качественного, но незарегистрированного, препарата», - высказал свое мнение академик.
Эксперты API считают, что принятие подобного закона может вызвать большой скандал.
«К сожалению, в России очень много семей, нуждающихся в дорогих и дефицитных лекарствах, которые можно достать только за рубежом. Если сейчас депутаты примут этот закон, возможно пока особого резонанса и не возникнет - все очень увлечены украинским вопросом. Но когда закон вступит в силу, начнутся скандалы. Никто не застрахован от тяжелой болезни, для лечения которой потребуется редкое лекарство. И столкнувшись с невозможностью его достать, люди будут проклинать депутатов, голосовавших за этот закон. Смогут ли эти депутаты переизбраться снова? Я сомневаюсь в этом», - считает один из экспертов API.