В имени Таруса есть многое от слова Русь. Фотоэкскурсия по старинному русскому городу Таруса

May 30, 2014 11:58

С чем ассоциируется у любого культурного человека слово "Таруса"? Ну, конечно же, с именем Марины Цветаевой!
Но это далеко не всё.
Я побывала в Тарусе прошлым летом. Сначала ехала электричкой до Серпухова, привокзальная площадь была закрыта на реконструкцию, и пришлось потратить достаточно времени, чтобы найти, откуда теперь идёт 245-й автобус. Найти его удалось буквально за пару минут до отправления. Где-то на полпути между Серпуховом и Тарусой находится село Дракино, где живёт и работает скульптор Андрей Волков, автор вот  этой замечательной скульптуры на привокзальной площади в Чехове, напротив торгового комплекса "Чеховский".




Тару́са - старинный русский город, административный центр Тарусского района Калужской области.
Город расположен у впадения реки Таруса в реку Ока, в 36 км от Серпухова, в 70 км от Калуги. Благодаря своему уникально сохранившемуся облику - большинство зданий одноэтажные, построенные в XIX веке, город имеет статус природно-архитектурного заповедника, внесен в перечень исторических городов России. Значительный культурный центр России, с этим городом связана история жизни и творчества многих художников и поэтов, писателей и режиссёров.

Первое, на что я обратила внимание, выйдя из автобуса, был собор св. Петра и Павла, построенный в 1789 году. Рвнее на его месте была деревянная церковь Св. Николая. которая сгорела в 1779 г.



Стены собора украшены мозаиками.

Св. апостол Пётр



Матерь Божия "Оранта".



Св. апостол Павел



Преподобный Амвросий Оптинский - один из духовных наставников Оптиной Пустыни



Св. Николай



Преподобный Тихон Калужский



К храму пристроена картинная галерея. Такое архитектурное решение связано с тем, что 1936 году храм был перестроен в Дворец пионеров.





«Картинная галерея в Тарусе - одно из редких (к сожалению) явлений в нашей культурной жизни. Она возникла на чистом энтузиазме нескольких тарусян. Они заслуживают нашей благодарности за свой бескорыстный и благородный труд», - написал К. Г. Паустовский в мае 1963 года, когда проходили только первые месяцы существования нового музейного учреждения, возникшего на общественных началах.
Были веские причины тревожиться за его судьбу. Поскольку этому событию предшествовало несколько неудачных попыток основать в городе художественный музей. Но каждый раз собранное неизвестно куда исчезало либо подлежало передаче в иные руки. Наконец судьба оказалась благосклонной к Тарусе, тем более что для картинной галереи, первоначально находившейся в трапезной Петропавловского собора, в 1970 году было построено двухэтажное здание. В начале 1968 года галерея стала филиалом Калужского областного художественного музея.

В деле организации Тарусской картинной галереи наиболее значительную роль сыграл ее первый общественный директор - Борис Прохорович Аксенов (1891 - 1972), инженер-строитель по образованию, много лет отдавший работе на сцене. Его увлеченность музейным делом, казалось, не знала пределов: он приходил к часу открытия галереи и неизменно оставался в ней до момента ее закрытия; беседуя с посетителями, внимательно присматривался к ним, выявлял каждого приехавшего в Тарусу художника и завязывал с ним знакомство; поддерживал добрые отношения с родственниками умерших мастеров, в результате чего в галерее появились их работы.

В городе Б. П. Аксенова знали все в основном по его работе в Доме культуры, где он был художественным руководителем, занимался с участниками агитбригад, ставил спектакли, работал с хором. Затем работал в Доме пионеров по эстетическому воспитанию школьников, и здесь-то возникла мысль о создании постоянной выставки картин, приведшая к осознанию основания галереи. Поэтому Тарусскую картинную галерею с полным правом можно считать детищем Б. П. Аксенова: она стала для него смыслом жизни. Недаром в одном из писем осенью 1968 года он мог написать: «Не суди меня строго, дорогой друг, но в Галерее я бываю каждый день. Не могу бросить, очень люблю я ее». И через некоторое время грустью добавил: «Галерею сдал и ключи отдал. Теперь я уже не хозяин». Начальный период истории галереи закончился…

Говоря о Тарусской картинной галерее, нельзя не упомянуть и имени человека, коллекция которого составила основу существующего музейного собрания, неоднократно пополнявшегося различными дарами. Это Николай Петрович Ракицкий, ученый-агроном, создавший вокруг своего тарусского дома богатейший и интереснейший сад. О его эрудиции можно получить представление из сказанного им же: «Судите сами: классическая гимназия в прошлом веке, Киевский университет, сельскохозяйственная академия в Баварии, изучение искусства в Италии. Знание древнегреческого, греческого, латыни, французского, немецкого, татарского языков. Работал агрономом в земстве (слово-то какое полузабытое - «земство»), в ЦК Промгола Крыма, в редакции Технической энциклопедии, где пятнадцать лет был бессменным научным секретарем?. В Тарусу Н. П. Ракицкий приехал в 1926 году.

Городские власти тогда выделили ему участок бывшего пастбища, который его трудами превратился в красивейший сад. В течение всей своей жизни Н. П. Ракицкий собирал художественные произведения, которые впоследствии осели в различных музеях. Тарусской картинной галерее собиратель передал безвозмездно две сотни предметов, включая живописные полотна, изделия из фарфора, фаянса, стекла, фрагменты старинных кружев. Образцы западноевропейской живописи, а также декоративно-прикладного искусства, представленные в экспозиции галереи, - исключительно дары Н. П. Ракицкого.





Здание городской администрации.



Ну какой же русский город может обойтись без такого памятника?



А это - здание налоговой инспекции. История его создания весьма любопытна.
Хотя железная дорога в Тарусе и не была построена, здание пассажирского вокзала все же было возведено на улице Ленина. Забавно то, что по архитектурному решению оно напоминает в три раза уменьшенное здание вокзала Калуги.



На площади рядом с храмом - фонтан



Пройдёмся немного вперёд, к воинскому мемориалу, расположенному на крутом берегу Оки.
В центре комплекса памятник горожанам, не вернувшимся с Второй мировой.











Бюст генерала Михаила Григорьевича Ефремова, который родился в Тарусе.



Таруса находится на живописном берегу реки Оки.



Городская пристань.



Памятник Марине Цветаевой

С 1892 года лето семья Цветаевых ежегодно проводила в Тарусе. Сто тридцать - сто сорок километров от Москвы. Калужская губерния, маленький городок над чистой, спокойной и рыбной Окой, центр России. Типично-русский город: просторные солидные дома, массивный Успенский собор на базарной площади, сразу за переездом через Оку, "городской сад" вдоль берега, Воскресенская церковь на горе, высоко над городом. Богатые лавки и магазины, спокойно-неторопливый уклад провинциальной жизни... Типично-русский пейзаж: одинокая береза или несколько сосен посреди поля, луга, березовые рощи, перелески, бескрайние поля... "Лесов здешних не исходишь", - писал Иван Владимирович. Он, а вслед за ним и Марина, были неутомимыми ходоками. Тропинки, ручейки, речушки - все бегущее с холма на холм, уводящее вдаль, приносящее умиротворение. Подумаешь - Таруса - и сразу вспомнятся цветаевские строки:

Сини подмосковные холмы,
В воздухе чуть теплом - пыль и деготь.
Сплю весь день, весь день смеюсь, - должно быть,
Выздоравливаю от зимы...



"Тётя, ну пошли же!"



Памятник писателю Константину Паустовскому и его собаке



Паустовский писал: Пожалуй, нигде поблизости от Москвы не было мест таких типично и трогательно русских по своему пейзажу. В течение многих лет Таруса была как бы заповедником этого удивительного по своей лирической силе, разнообразию и мягкости ландшафта. Недаром ещё с конца XIX века Таруса стала городом художников, своего рода нашим отечественным Барбизоном. Здесь жили Поленов и тончайший художник Борисов-Мусатов, здесь живут Крымов, Ватагин и многие наши художники. Сюда каждое лето приезжает на практику молодёжь из московских художественных институтов. За художниками потянулись писатели и учёные, и Таруса сделалась своего рода творческой лабораторией и приютом для людей искусства и науки
Я живу в одном маленьком городе на Оке. Он так мал, что все его улицы выходят или к реке с её плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветет между берез и сосен черемуха..

Центр города - двухэтажные кирпичные дома. На крышах - стаи птиц.









А это - новое строительство. Застройщик выдерживает традиционный городской стиль.



Интересный памятгик архитектуры - деревянный дом, построенный в 1904 году. На первом этаже - кафе и мясная лавка.







Гостиница "Таруса"



и здание напротив неё образуют своеобразные "ворота города".



Избушки-наличнички, травушка-муравушка, синее небушко...



Далее - Музей семьи Цветаевых. В этом музее я купила книжку. посвящённую традиционной калужской вышивке.







А вот в этом домике жил Константин Паустовский.



Благодаря своим выступлениям в центральной печати писателя Паустовского (прожившего в городе последние 13 лет своей жизни), внимание правительства было привлечено к маленькой провинциальной Тарусе. В результате чего были выделены значительные материальные средства на благоустройство города. В 1950-е гг. осуществлены застройки западной части города 2-этажными домами (до соснового бора по Серпуховской магистрали и в других кварталах).

В 1961 году на волне оттепели был выпущен альманах «Тарусские страницы» за которым, тем не менее, последовали взыскания, которые прекратились только после личного визита Паустовского к Хрущеву.

В начале 1970-х город стал любимым пристанищем диссидентов. Также продолжалась традиция 101-го километра. Здесь, скрываясь от ареста, жил Иосиф Бродский; гостил автор нашумевшего самиздатовского сборника «Белые страницы» Александр Гинзбург и приезжал Солженицын, построил себе дачу Святослав Рихтер. Писатель В.Осипов вспоминает, как в 1983 году, живя в Тарусе после двух сроков заключения под гласным административным надзором, заглянул в Сутормино к знакомым буквально на полчаса и был приговорён судом к штрафу за «нарушение административного надзора», так как пересёк невидимую городскую черту Тарусы.

Дом Николая Заболоцкого





Городок  - песня на слова Заболоцкого

Целый день стирает прачка.
Муж пошел за водкой.
На крыльце сидит собачка
С маленькой бородкой.

Целый день она таращит
Умные глазенки,
Если дома кто заплачет -
Заскулит в сторонке.

А кому сегодня плакать
В городе Тарусе?
Есть кому в Тарусе плакать -
Девочке Марусе.

Опротивели Марусе
Петухи да гуси.
Сколько ходит их в Тарусе,
Господи Исусе!

- Вот бы мне такие перья
Да такие крылья!
Улетела б прямо в дверь я,
Бросилась в ковыль я!

Чтоб глаза мои на свете
Больше не глядели,
Петухи да гуси эти
Больше не галдели!

Ой, как худо жить Марусе
В городе Тарусе!
Петухи одни да гуси,
Господи Исусе!

А в этом оригинальном домике жил писатель Анатолий Виноградов.



Спускаемся к часовне Боголюбовской Божией Матери и святому источнику





Сегодня в нашем клубе будут танцы...



Гостиница "Якорь" - произведение уже современной архитектуры.









Особняк напротив гостиницы "Якорь". К сожалению, не знаю, что в нём находится.









Декоративные фонари у кафе "Ока".





А теперь посетим магазин художественных промыслов "Ксюша"
Какой же сувенирный магазин без кошек!



Да ещё и глаМУРных...



И не только кошки... Вот вам ещё лягушки...



и змеи



Аромалампы в виде пряничных домиков



Керамические кружки





Крынки



Сосуды для хранения овощей









изделия из бересты



вязаные детские башмачки



Перед отъездом зашла в продуктовый магазин - там меня заинтересовали деревянные элементы интерьера. Продавщица сказала мне, что оформление магазина было сделано ещё в советское время и с тех пор не менялось. Обратите внимание на традиционную деревянную резьбу.













Магазин с коваными решётками. Решётки были заказаны под аптеку, однако сейчас профиль заведения несколько изменился.



А вот теперь об обидном... С Тарусой связана жизнь многих людей, которые составляют холотой фонд русской культуры. А вот  центральные улицы города названы именами... Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Улица Цветаевой находится далеко на окраине города.



И это, к сожалению,  в старинных русских городах не исключение, а норма. Так, во Владимире до сих пор нет улицы Владимира Солоухина (зато вся область буквально нашпигована либкнехтами и люксембургами).
Доехать до Тарусы можно или через Серпухов, или прямым автобусом из Москвы, которые ходят почти каждый час.
Между Серпуховом и Тулой в районе посёлка Заокский есть платформа под названием Тарусская. Но прямрй связи между нею и Тарусой не существует. Хотя до 1941 года мост через Оку в Тарусе был. После окончания войны через Оку какое-то время ходио паром.



По Оке проходит административная граница между Тульской и Калужской областями. И тут мы наблюдаем интересное явление.
Когда я изучала атлас дорог Подмосковья , я заметила такую странную закономерность. Например, с одной стороны границы между областями есть село, от которого идёт дорога в райцентр. С другой стороны границы в паре километров тоже есть село с дорогой до своего райцентра. А вот между самим сёлами дороги нет. Точнее, по карте видно,что когда-то дорога, соединяющая два села - а точнее, два райцентра соседних областей, была, а сейчас её нет. Иными словами, раньше между этими райцентрами имелись весьма тесные горизонтальные связи, а потом они были прерваны. А ведь именно  тесные горизонтальные связи между регионами, а не надстройка в виде управляемой в ручном режиме "вертикали" являются залогом единства страны.

Благодарю Владимира Архипова за предоставленные фотографии домиков писателей, а также часовни и святого источника.

позитифф, Владимир Архипов, культура, история, Россия, фотоэкскурсия

Previous post Next post
Up