ЦЕРКОВЬ ЗА НАРОД ИЛИ ЗА ГОСУДАРСТВО? или стоит ли УГКЦ молиться за царя Ирода

Jan 14, 2014 16:50

Интересная статья киевского журналиста Андрея Окары по поводу предупреждения Минкульта Украины по поводу "несанкционированной деятельности" Греко-католической Церкви

image Click to view


http://youtu.be/e9GtPX6c_kg

Я все думал, когда для раскола Украины бандюки начнут использовать церковную тему?
Дождались - как раз на Меланьи и Василия, на Новый Год по Юлианскому календарю - сакральному календарю для православных, что не перешли на новый стиль, а также для греко-католиков: Министерство культуры начало угрожать УГКЦ судебными исками - потому что их священники правят молебны на Майдане.
Тот факт, что претензии от власти (видимо, бандиты думают, что именно Минкульт является министерством вероисповеданий, то есть церковных культов) предъявлено лишь к УГКЦ, а к УПЦ КП - нет, склоняет к мысли, что задумано раскалывать общество на тех, кто за Майдан, и кто против, а на "наших" (православных) и "бандеровцев" (униатов).
Хотя пугать судами или отбором имущества УГКЦ - церковь с 40-летним опытом катакомбного существования - дело неблагодарное. Вот уже ее бывший председатель Любомир Гузар напомнил про естественное право народа на вооруженное сопротивление власти, которая применяет чрезмерную силу. (Интересно, что должно произойти, чтобы такое же повторили православные епископы?)


Итак, вся эта ситуация, несмотря на раскольнический замысел организаторов, подчеркнула чрезвычайную важную проблематику - место церкви в структуре современного социума - между народом и государством. Где оно: вместе с обществом? Или государство важнее?
И тут посреди Украины открывается новый и очень важный церковно-культурный рубеж, которая делит страну не по Збручу - на православных и греко-католиков, не на верующих восточного обряда и протестантов-сектантов, а немного иначе - на людей разной церковной культуры.
Одни чувствуют преемственность христианской традиции, другие - возрождают ее едва не с нуля. Для одних церковь - это часть повседневной жизни, для других - место паломничества на Рождество, Пасху с куличами, на крестины и отпевание. Для одних священник - это фигура из повседневности, с которым можно советоваться по поводу практических и духовных вопросов, для вторых - скорее экзотическая. Первые - живут преимущественно на Западной Украине, вторые - на Восточной.
И здесь первична отнюдь не конфессиональная принадлежность - тип религиозности западноукраинских греко-католиков, православных УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ между собой принципиально не отличается. (И Бандера и УПА здесь ни к чему. Вообще, едва ли не самые большие епархии Московского патриархата - на Волыни. И их прихожане - потомки воинов УПА.)
Здесь важны аспекты исторического опыта.
Во-первых, советская борьба с религией 1920-1930-х, в Восточной Украине, России и Беларуси уничтожила интенсивную религиозность как массовое явление. Следует признать: восточные украинцы, русские, белорусы - это народы со сломанным внутренним стержнем. Западные украинцы на этом фоне - не такие безнадежные.
Во-вторых, специфический опыт сосуществования церкви и государства в Российской империи и СССР. После уничтожения патриаршества при Петре I церковь фактически превратилась в государственную институцию (т.н. Синодальный период), которая была лишена собственной роли в общественной жизни. Такая церковь априори не способна указывать власти на ее грехи, оценивать ее легитимность и уровень праведности или неправедности поступков государственных мужей. Это митрополит Филипп (Колычев) осмелился указывать Ивану Грозному на богонеугодность опричнины и государственного террора против бояр и других своих подданных. За что и был задушен главным опричником Малютой Скуратовым в 1568 году.
Церковь в России все это время пыталась выйти из-под опеки государства и преодолеть цезарепапизм, но все напрасно. Вот невозможно себе представить, чтобы патриарх Кирилл или кто-то из епископов РПЦ пришли бы поддержать Болотную или любой другой политический антикремлевский протест в России. Даже если бы на него получилось не 70 и не 100 тысяч, как бывало, а даже 5 или 10 миллионов.
В религиозной ментальности, сформированной Российской империей, потом - Советским Союзом, теперь - Российской Федерацией, церковь - опора государства. Какой бы и государство не было. Известная декларация митрополита Сергия (Старогородского) (1927) о компромиссе с богоборческой советской властью: "Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи". Даже в недавней известной скандальной истории с юными анархистками "Pussy Riot", что пели в Храме Христа-Спасителя "Богородица, Путина прогони!" церковь тоже не встала на защиту неадекватно жестко осужденных. (За исключением разве что диакона о. Андрея Кураева, которого как раз перед Новым Годом выгнали из Московской Духовной Академии, где он был профессором.)
Для Западной Украины является важным опыт православных братств и вообще - опыт выживания в иноверном или инославном (римо-католическом, протестантском) окружении, который сделал церковь институтом народной солидарности и консолидации.
И вот теперь священники с Западной Украины фактически благословляют Майдан - мирное народное восстание против неправедной власти. То есть в противостоянии государства и народа они выбирают народ. Михайловский монастырь УПЦ КП открывает свои ворота для избитых "беркутом" протестующих, а затем, во время ночного штурма Майдана, на его колокольне бьют в колокола тревогу.
В России - ситуация абсолютно противоположная: церковь поддерживает государство, Кремль, Путину, идеи "политического православия" и "Русского Мира" (тм). Ситуация с УПЦ МП промежуточная: там есть и одни, и вторые тенденции, и один тип поведения священников и епископов, и второй. (Немного упрощенно можно констатировать: москвофилы тяготеют к абсолютизации государства и поддержки властей предержащих, киевоцентристи - молитвенно или даже организационно поддерживают Майдан.)
<…>
А сейчас молитвенная и социальная активность греко-католических и не признанных мировым православием православных священников - со сравнительно небольшой поддержкой священников канонической православной церкви - превращает сугубо политический протест в мирную и бескровную революционную мистерию, освящая Христовым именем поиск новой политической воли, новой исторической судьбы и новой государственности. Кто знает, может без участия священников протест с самого начала вылился бы в партизанскую войну со стрельбой и кровью? А так - еще невиданный в Украине пример социальной теургии и преображения, пример созидания нового общества, новой социальной этики.
Конечно, церковь, которая поддерживает власть и государство - в противостоянии с народом, обычно руководствуется не цинизмом, конъюнктурой или собственным приспособленчеством - она тоже исходит из якобы богоугодной логики - мол, лучше плохая, пусть даже бандитская власть, чем хаос, анархия и безвластие, поскольку они ведут к гражданской войне и упадку. Но никто из таких священников или епископов не выйдет и не скажет президенту, премьер-министру или главе оккупационной администрации, как сказал пушкинский Юродивый узурпатору Борису Годунову: "Нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит!"

P.S.

ШУТКА ИЗ ИНТЕРНЕТА:

МВД Украины обратилось в Интерпол с просьбой найти и выдать печерскому правосудию лицо примерно 33 лет, высокого роста, волосы длинные, нос - прямой, уроженца одного из государств Ближнего Востока, на авторитет и слова которого ссылались священники УГКЦ во время незаконного установления на Майдане религиозных сооружений временного назначения и несанкционированного отправления религиозных обрядов.

P.P.S.

ЩЕДРЫЙ ВЕЧЕР, ДОБРЫЙ ВЕЧЕР, ДОБРЫМ ЛЮДЯМ НА ЗДОРОВЬЕ!
СЕЮ-ВЕЮ-ЗАСЕВАЮ - С НОВЫМ ГОДОМ ВАС ПОЗДРАВЛЯЮ!
В Новый 2014 год - без владетельных бандюков!

image Click to view


http://youtu.be/rVj4x53ooyo

Публикуется в сокращении. Полный текст - здесь.

Честно говоря, везёт украинцам - у них нет такой религиозной организации, которая присвоила бы себе в рамках государства моноплию на Христову Истину. И если человек разочаровался в одной из конфессий, он может выбрать другую, не став при этом "маргиналом" и отщепенцем". Даже у гражданина Беларуси есть подобный выбор - покоробил его чувства "чернобыльский краник" (тм) или вот такой странный молодой человек - белорус пойдёт в костёл на соседней улице и никто ему слова грубого не скажет...
Хотя, судя по решению Минкульта Украины (они что, взомнили себя специалистами по религиозным культам?), правящий режим спит и видит, чтобы в стране, как в ГОРФ, был один "солидный Господь для солидных господ"...

христианство, песня, видео, традиция, Украина, Беларусь, праздник, Киев, Майдан

Previous post Next post
Up