В 1937 году Роман Шухевич вышел из польской тюрьмы и не мог найти работу. Поэтому он создал рекламную компанию, которая за два года выросла в настоящего гиганта рынка и приносила десятки тысяч прибыли.
Слово "Fama" с латинского означает "слух", "молва" - именно так назвал свою рекламную фирму будущий командир УПА. В 2005 году Центр исследований освободительного движения издал книгу-воспоминание его партнера по бизнесу - Богдана Чайковского под названием "Фама. Рекламная фирма Романа Шухевича".
Это издание сразу стало дефицитом - поэтому "Историческая Правда" решила процитировать самые интересные моменты предпринимательства 1930-ых. Сохранена орфография оригинала .
За два года (Шухевич создал фирму в 1937-ом, после того, как вышел из тюрьмы, где отсидел за участие в антипольском подполье и как "политически неблагонадежный" не мог найти работу) рекламное агентство стремительно развилась и показывала стабильные прибыли.
Как работать с конкурентами
"... Нашелся некий человек, который окончил польское коммерческое училище и хотел основать свое бюро рекламы.
Чтобы его обезвредить, Роман решил взять его к нам: "Подпишем с ним такой договор, если он уйдет от нас, то уже не будет иметь права открыть собственное бюро рекламы".
Роман Шухевич с сестрой Натальей во времена расцвета своего рекламного бизнеса (1938 год). Это и другие фото: ЦДВР
Мы подписали с ним контракт на три месяца. Платили ему большие деньги - 700 злотых в месяц. Мы имели уже тогда 1500 злотых - Роман и я.
Но специалист из Варшавы "съел наш капитал"; ничем нам не помог, не зная ничего больше, чем мы. Через три месяца мы его уволили".
Как преодолеть предубеждение, что "украинцы не подходят для бизнеса"
"Начали собирать объявления. Сначала договорились, что газета "Дело" даст нам 75% скидки от объявлений ... Потом я пошел к Палиеву в партию Фронт национального единства: он издавал газету. И он нам дал скидку на 80 или 85%, так что мы за те объявления мало платили.
Иван Тиктор (глава крупнейшего издательского концерна Галичины 1930-х годов "Украинская пресса" - ИП) сначала не захотел с нами говорить. Он говорил, что уже имел возможность убедиться, что украинцы не подходят для предпринимательства и не стоит иметь с нами дела. Он будет давать объявления, как считает нужным.
Но позже, через полгода, сам позвонил, чтобы я пришел к нему. Мы поговорили, и увидев, что мы хорошо работаем, он согласился на 65% скидки в своих газетах ...
Первая реклама "Фамы" была довольно лаконичной
Поскольку мы давали 50% на все газеты Центросоюза, Маслосоюза (влиятельные кооперативные организации украинских производителей в межвоенной Польше - ИП) или другим украинским учреждениям, то зарабатывали на газетах Тиктора 10%, на газете "Дело" - 25%, на газете Палиева - 30 с чем-то процентов. Это уже нам давало базу, чтобы мы могли жить и развиваться.
Затем мы обратились к фирмам "Пражинь", "Калина" и других. Каждые несколько дней я ездил к ним и пытался их достать. И они таки дали нам рекламу. Очень нам помогала фирма "Елегант" (Левицкая и Скопляк), "Новая фортуна", другие, меньшие фирмы.
Мы давали им готовые объявления, рисунки. Позже они настолько нам доверяли, что даже не проверяли рисунков для рекламы, которую мы делали. "
Эротика - двигатель рекламы
"Мы давали даже эротические объявления. Помню, на одной рекламе была нарисована девушка, которая поставила колено.
Временами кое-кто предостерегал: "Зачем вы колени показываете? Это неприлично!"
Реклама женского белья и не только
Но это было хорошо для рекламы, как потом убеждались.
Объявления были очень интересны. Тексты разрабатывали в виде советов: например, как вкладывать папиросы в бумажке "Калина". Реклама начала хорошо развиваться".
"Черная" касса для нужд ОУН
"Мы вели две кассы: одну нормальную, а вторую "под столом", так называемую черную книгу, не для налогового бюро. Первая книга - официальная, вторая - для нас: наши вклады в ОУН.
Преимущественно мы давали ОУН по 100 злотых. Обычно приходила сестра Биласа - того, что повесили поляки - и забирала те деньги для Организации.
Мы начали быстро развиваться, открывали каждые два-три месяца новые отделы: декораций окон, рекламы, объявлений, печати, выставки и декорации на торгах.
Набирали туда бывших политических заключённых, которые не могли найти работу, но были патриотами, интеллигентными и хорошо относились к труду. "
От газетной рекламы - до издательских проектов
"Вскоре мы создали также отдел декораций витрин. Работали мы в основном для центросоюзрвских и маслосоюзовских магазинов. Маслосоюз и Центросоюз меняли свои витрины четыре раза до года, и мы их рисовали.
Краску мы распыляли баллонами, в которых был сжатый воздух, через формы, и таким образом получали несколько таких декораций. Получалось очень профессионально.
Реклама сигарет в те времена не была запрещена
Мы нанимали маленького мальчика для различных разовых поручений. Также начали делать различные цветные отурытки на большие праздники - Рождество, Пасха - и посылали их нашим постоянным и потенциальным клиентам. Для этого привлекали современных художников.
К большим праздникам мы также стали оформлять цветные витрины в магазинах Маслосоюза и Центросоюза во Львове, Станиславе, Тернополе, Стрые и больших поселениях. Это всем очень нравилось. Несколько позже стали делать афиши на различные крупные собрания и торжества. "
Телефонная прослушка: в бизнесе все методы приемлемы
"Одновременно мы имели хорошо поставленную разведку. Мы старались ближе познакомиться с девушками с телефонных централей, и они помогали нам.
Когда, например, директор Центросоюза вел важный разговор с каким-то другим директором по политическому или экономическому делу или против нас, девушка, которая была в централи, подключала к разговору наше бюро и говорила: "Внимание". Тогда я сидел тихо и слушал.
Такая разведка помогала нам время делать различные сделки, на которых мы хорошо зарабатывали. Была такая типография "Библьос". Там работал старшина Украинской Галицкой армии с "Молодой Громады". Он говорит по телефону Шепаровичу (Юлиан Шепарович, директор Центросоюза - ИП), что дает Центросоюзу такие цены, которые мы не можем дать. Я слушаю.
Шепарович говорит: "Хорошо, если ты дашь цены ниже, чем "ФАМА", я буду заказывать у тебя. Но" ФАМА "дает нам низкие цены". Он сказал: "Невозможно". А надо было напечатать 100 000 двойных вкладок на счет для коопераций. Он дал им по 7,2 злотых. А мы печатали по 8 злотых.
Рекламные объявления производства "Фамы" в газете "Дело" и иллюстрированном ежедневнике "Новое время"
Тогда я пошел в одну львовскую типографию (так как своей у нас не было), где работал парень, который делал нам разные работы. Он снизил цену до 6,5 злотых. Я ушел оттуда с предложением к Шепаровичу.
Шепарович говорит: "Слушайте, как вы можете такую оферту давать? Сколько вы к этому приплачиваете?" Я говорю: "Мы не можем приплачивать, потому что мы не являемся благотворительной организацией. Мы должны зарабатывать".
Он спрашивает: "А сколько вы на этом зарабатываете?" Я отвечаю: "Так как я даю вам по 6,5, плачу 5,8 за работу, то зарабатываю 70 грошей. Очень мало зарабатываю на Центросоюзе".
Он тогда за телефон - и на "Библьос", начал с ним ссориться. С тех пор я больше не имел хлопот. На другой работе я вернул себе ту потерю".
Распространение фирмы за границу и сеть ОУН
"ФАМА" начала расти. Мы уже вышли на Краков и Варшаву, размещали объявления в газетах "Варшавская" и "Цодзенны курьер" в Кракове. Давали объявления в Германии и Венгрии.
Тогда задумались, как развивать сеть.
"Ежедневный иллюстрированный курьер" - краковская газета, в которой "Фама" размещала рекламу (1938 год). Первая полоса, кстати, посвящена польскому вторжению в Заолжя - по мнению некоторых историков, этим актом межвоенная Польша де-факто присоединилась к германской аннексии Чехословакии. Фото: pl.wikipedia.com
Роман имел всюду знакомых с ОУН, которые были безработным. Речь шла о том, чтобы развить предприятие и дать им работу. Мы начали создавать представительства в каждом уезде.
Сломали запрет создавать украинские предприятия на Волыни, потому что украинская кооперация в то время была только в Галичине. Мы делали выставки не только на торгах во Львове, но и на волынских торгах, где имели своего представителя. "
Кино-реклама: как отбили важный сегмент рынка у поляков
"Наше предприятие очень разрослось, мы начали заниматься еще и рекламой в кино. Мелкие кинотеатры рекламировались у нас. Мы делали купоны с печатью на обороте с эмблемой "ФАМЫ", которые давали скидку.
Я объяснил дирекции малых кинотеатров, что их билеты являются слишком дорогие для украинцев. Также я сказал им, что мы сумеем обеспечить их посетителями, потому что у них и так полно свободных мест. Им эти идеи очень понравились.
Богдан Чайковский - деловой партнер Романа Шухевича (современное фото). В декабре 1938-го, когда Шухевич поехал организовывать оборону Карпатской Украины, Чайковский продолжил руководить "Фамой"
Действительно, у них через некоторое время было полно посетителей и начали массово раздавать те наши билеты. Получалось, что билеты с польской печатью стоили 90 грошей, а с украинской - 49, соответственно украинцы начали к ним постоянно ходить.
Увидев, сколько приходит людей, кинотеатры дали нам возможность показывать посетителям наши диапозитивы перед началом фильмов. Это позволяло нам зарабатывать деньги на продаже этих билетов, а также сделать через них большую рекламу "Фамы" среди украинской общественности.
Тогда же большие кинотеатры, такие, как "Атлантик", "Марисенка", "Коперник", тоже согласились на сотрудничество с "Фамой", видя наши неоспоримые успехи в работе с малыми кинозалами. При дальнейшем хорошем посещении этих кинотеатров украинцами с нашими купонами, они нам давали много бесплатных купонов на новые киносеансы.
Click to view
http://youtu.be/Ju-FVknlSg8Герои фильма "Ва банк" тоже могли иметь дело с "Фамой" в 1930-х :)
В свою очередь, мы их распространяли бесплатно среди наших постоянных клиентов, которые были от этого очень довольны и охотнее с нами в дальнейшем сотрудничали.
Таким образом мы сумели получить тот рынок диапозитив в кинотеатрах, который к тому времени для нас был закрыт, потому что его контролировали поляки. Для нас это была очень хорошая популярность и рекламная пропаганда для "Фамы".
Промо-акции - в том числе и провокационные
"А дальше начали делать различные выставки - например на трамвайных столбах застеклённые будочки такие, будто четырехгранные столбики, внутри с полочками. И там ежемесячно давали рекламу украинских товаров. Начали также продавать украинские изделия.
Временами даже придумывали разные истории. Например, сообщили в польскую и еврейскую прессу, что в 10 часов утра женщина покончит с жизнью, спрыгнув с крыши гостиницы "Жорж".
И сбрасывали такую куклу большую с какой-то рекламой, ее фотографировали. Так что "Фама" стала очень популярна".
Урок патриотизма от украинских еврея
"Были разные интересные истории. Раз было так. Центросоюз к годовому собранию хотел сделать большие экстрарекламные плакаты, 70х100 см, на таких цветных листах бумагаи - например, о продаже яиц, масла или чего-то другого. И мы их различными способами рисовали.
Делали по 50 - 70 различных проектов, что требовало большого количества рабочих. Но у нас был один такой еврей, который делал все очень быстро. Ему не надо было рисовать, потому что он имел руку набитую на вывесках. Тот еврей был очень страшный на вид - высокий, худой, черный - и работал в задней комнате.
"Лучшая минута - как курю" Калина "
Раз приходит к нам Шепарович и говорит Роману, что хочет посмотреть, как выглядит его заказ. Роман говорит: "Есть уже часть готовая, остальное будет готово в срок. Мы вам привезем". "Но я хочу посмотреть, как делается", - говорит Шепарович.
Идет к еврею к той комнаты. Роман смотрит на меня: что будет, как Шепарович его увидит! Входим. Он осматривает вывески, а потом повернулся к тому страшного еврею: "Так что, у вас тут еврей работает?"
Роман еще не успел ответить, а еврей обращается к Шепаровичу и говорит по-украински: "Я называюсь Левко Берлин, я Моисеева вероисповедания. Но я родился в Украине и считаю себя украинцем!"
Повернулся и дальше рисует. Шепарович посмотрел на нас, вышел из комнаты и говорит: "Получил я лекцию по патриотизму!"
Справочник украинского бизнеса: патриотическое дело и 35 тысяч прибыли
"Далее мы начали думать над тем, как бы создать украинский адресарий (адресный справочник), который бы дал образ украинского торгового, промышленного и ремесленного мира.
Роман собрал нескольких представителей (у нас по уездам были свои представители). Они шли от улицы к улице, от сапожника к сапожнику, от портного к портному, от мясника к мяснику и с каждым говорили.
Если он украинец или украинского происхождения, ему в адресарии давали объявления даром. Но если он хотел, чтобы объявление было выделено каким-то особым способом, то это стоило десять злотых: пять злотых тому, кто собирал объявления, пять - на книгу.
Образцы рекламы для фирмы по производству смазочных материалов "Элегант" в газете "Дело" (1938)
Нам, как я подсчитал, быть от того тридцать пять тысяч злотых выгоды. (Для сравнения: средняя зарплата рабочего в Польше в 1935 году составляла, по данным польской вики, 95 злотых в месяц - ИП)
Кроме того, можно было больше дать на ОУН, а еще могли получить работу те, кто не имел работы. Так что было всем выгодно ...
Адресарий украинских купцов и промышленников был уже готов к печати. Я решил издавать его в сентябре-октябре 1939 года. С помощью адресария мы могли стать торговым представительством украинских промышленных предприятий.
"Фама" становится официальным представителем крупных фирм
"Мы готовили себя на годы вперед, думая, что разовьёмся в огромное предприятие.
В год существования нашего предприятия нас пришел проверять инспектор имущественного управления и сказал мне: "Господин Чайковский, на вашем месте я бы сидел не во Львове, а на французской Ривьере. Ваше предприятие растет, и добрыми темпами".
Поэтому следующим нашим проектом стало представительство украинских промышленных предприятий.
Реклама батареек "Даймон" ,1930-е
Мы вели переговоры с фирмой "Елегант" (паста для ботинок и шмир (смазочные материалы - ИП) до повозок), с кооперативом "Калина" в Тернополе (была фактически вне конкуренции; поляки очень хотели забрать их рынок), украинским издательством, которое выпускало очень хорошие вещи, например "Историю Закарпатье", "Атлас украинского".
От инженера, представителя "Даймона" (немецкий производитель электротоваров, который позже влился в "Дюрасел" - ИП) получили право представительства в Галичине.
А когда Центросоюз ликвидировал свою фирму, она стала вне конкуренции на галицком рынке.
Их пропагандировала украинская кооперация, а представителем "Даймона" ранее был Панькив, Спортовец.
Мысль организовать сеть украинских предприятий через "Фаму" была не только хороша с экономической точки зрения, но и выгодна для ОУН.
Роман за эту работу через свои контакты.
Мы имели такую большую карту, на которой ставили шпильки там, где были наши представительства. Золотая - там, где постоянный представитель серебряная - временный. И сеть начала очень хорошо работать".
Собственная фабрика по производству лимонада
"Одновременно пришла мне мысль создать собственную фабрику содовой воды. В Сяноке была такая одна еврейская фирма, производившая масла и различные пищевые красители. Я попросил своего товарища в Сяноке, чтобы он узнал, как это делается.
Тот мой товарищ закрутил роман с дочерью владельца фирмы, которой было около восемнадцати лет. Однажды, когда все евреи выехали на какой-то свой праздник, а дома осталась только их дочь, она пригласила его домой.
Он попросил ее показать, как отец делает свой бизнес. Девушка показала ему каталог фирмы "Шимелькомпани" в Мюнхене. Это была фабрика красок и запахов. На основании каталога отец заказывал себе оттуда масла и красители, растворял их 1:10 в обычных кастрюли у себя в кухне, паковал в малые бутылочки и продавал как свое изделие.
Обложка книги воспоминаний Богдана Чайковского про "Фаму"
Я нашел представителя фирмы "Шимелькомпани" во Львове. Он рассказал, что фирма поставляет свои изделия для всей индустрии содовой воды в Польше. Наибольший сбыт есть в Варшаве, когда там происходит футбольный матч или еще какая-то игра.
Тогда продается около двух-трех миллионов бутылок содовой в день. Мы договорились, что я буду покупать все те масла прямо на него ...
Я говорю Роману: открываем фабрику содовой воды. Сделаем несколько таких фабрик в каждом уездном союзе. Приезжать в уездный союза, в кооперативы, забирать товар и сразу будем забирать содовую.
Выглядело, что будет хороший бизнес. Проблема была в том, что ничто не стоило так много, как сама тара, бутылки. Я начал думать, как решить эту проблему.
Роман сказал, как мы то должны делать: будем иметь еще одну базу для целой группы людей в каждом большем уездный город ...
Финал в сентябре 1939-го..
Развитие нашей фирмы содовой воды "Чайка" требовало транспорта. Сначала мы ездили на роверах (велосипедах - ИП), затем купили два мотоцикла, чтобы ездить в Станислав, Тернополь, или по Львову.
Для других городов рекламу надо было на чем-то возить, следовательно, планировали развивать транспортный отдел. Если бы "Фама" существовала чуть дольше, то, кроме содовой воды, действовал бы также и транспорний отдел".
Газета "Дело", с которой началась рекламная карьера Шухевича. Первая полоса газеты от 31 августа 1939 года - скоро эта карьера завершится.
Развиться дальше "Фаме" не позволил приход большевиков в сентябре 1939 года - хотя Богдан Чайковский вспоминает, что именно тогда они хотели оптимизировать разветвленную систему представительств.
С того времени Роман Шухевич прекращает свою карьеру бизнесмена и снова переходит в подполье.
Источник