А кому яблоки?

Aug 19, 2012 22:20



19 августа - Яблочный Спас (Преображение Господне).

Поздравляю с этим праздником всех камрадов-христиан.

А родноверам предлагаю прочитать статью киевского религиоведа и авторитетного родновера, профессора Галины Лозко "Спас - Бог земного изобилия" про древние корни того праздника


Начало августа у наших далеких предков назывался Спасовкой. Это свидетельствует о том, что существовал Бог, которому посвящались спасовские обряды, которые дожили даже до наших дней. До сих пор было принято считать, что Спас - христианский праздник. Однако нигде в христианских писаниях не найдено такого имени святого или мученика. Дни, которые совпадают с языческими древнеславянскими Спасами, в христианстве посвящены "честному животворящему Кресту" (1 августа ст.ст.), "Преображению Господню" (6 августа ст.ст.), "Переносу из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Иисуса Христа" (16 августа ст.ст.). Как видим, эти христианские праздники, подробно описанные в Библии, никакого отношения к Празднику Урожая не имеют.
Праздники Урожая, которые бытовали с давних времен во всех земледельческих странах, торжественно отмечались как проявление благодарности Солнечному Богу за щедрые дары лета - плоды, ягоды, овощи, злаки, мед и др. Ритуалы освящение плодов бытовали и в античной Греции, и в Риме, и в Малой Азии, и в Египте. У наших прапредков обряды освящения плодов были известны еще во времена Трипольской эры (конец VI - начало III тысячелетия до н.э.).
Кто же такой Спас? Есть ли упоминания о нем в наших языческих источниках? Архаичность спасовских обрядов побудила многих исследователей высказаться в пользу языческого происхождения Спаса. Так, Г.Дяченко, ссылаясь на Буслаева, писал: "Спаситель, Спаситель - это "избавитель" от всяких бед и несчастий. Не следует думать, что это слово одновременное явлению христианства, наоборот, оно употреблялось славянами еще в язычестве: В Краледворской рукописи уже упоминается, что "славяне называли своих Богов Спасами". Вероятно, у славян, так же, как и в ведийской традиции, рядом с именем Бога употреблялся его эпитет, к примеру: Всевышний Сварог. Так же в Велесовой Книге среди названий месяцев (недель или декад) находим название Спасиць (Спасич). Можем предположить, что это были дни, предназначенные чествованию Спаса.
Спасовка - время, когда духи и души Предков (усопших родственников) посещают свои семьи, появляются на землю, так же, как и в другие праздники Сварожьего Круга (например, Радуница, Русалии). Наш народ верит, что Предки способствуют цветению и созреванию плодов, охраняют поля, сады и огороды... Поэтому в эти дни приносили жертвы Роду и Рожаницам как семейным Богам. Именно им торжественно изготавливали и зажигали спасовские свечи из воска, крошили хлеб, выливали медовый напиток. До нас дошли древние языческие молитвы, которые читались у каждой свечи (а их было три - "троица"): "Пресвятая плодородная Земля наша, поля, сады, огороды - свет Солнца вам! Праведное Солнце, Месяц ясный, Звезды светлые, Небо пречистое, будьте милостивы к людям и к животным! Леса, воды, воздух чистый, все души праведные, лады наши - всем вам на добро, на пожиток!"
Как видим, здесь прославляются давние, именно языческие Боги - Солнце, Луна, Звезды, Земля, Небо и духи Предков, которыми ведает Бог Велес. Недаром в обжинковом обряде Велесу посвящаются последние несжатые колосья, которые на поле торжественно завязываются красной лентой и которому приносится в жертву буханка хлеба. Этот обряд имеет название Велесовой или Спасовой Бороды (кое-где - Дедова Борода). Все это красноречиво свидетельствует о древности религиозной традиции, которую не смогли уничтожить тысячелетия.
Спасич (Спасовка) имеет три этапа. Первый - Маковей, или Спас на воде (Мокрый Спас), который связывается с Богиней Воды Даной, или Мокошью, которая одновременно является покровительницей женщин, плодородия, растительности - вообще водной стихии. До Первого Спаса (1 августа н. ст. - по языческому календарю) пасечники отбирают мед, соты, топят воск; хозяйки заготавливают мак и зелья, цветы, колосья для венков - все это предназначено для освящения. В древности именно в этот день происходило богослужение возле рек и источников, которым приносились жертвы из меда и хлеба. Мак на территории нынешней Украины - символ плодородия, оберег от злокозненных сил. Обрядовые блюда этого праздника: пряники, печенье или бублики с маком, шулики (печеные лепешки с тертым маком и медовой сытой), кутья (каша с необлущеного зерна с медом и маком), завиваники с маком, вареные кукурузные початки и др. До Первого Спаса изготавливался также священный напиток - мед. Существовал обычай в этот день купаться в освященной воде реки или облиться освящённой колодезной или родниковой водой, что осуждалось христианской церковью, как и моления вокруг воды.
Но наши предки свято верили в целебность спасовской воды, что несмотря ни на какие запреты осуществляли этот священный обряд языческой древности.
Второе праздник этого цикла - Яблочный Спас, или Спас на горе (6 августа н.ст. - по языческому календарю). Церковь к этому празднику приурочила свою легенду о преображение Иисуса на горе Фавор. Однако имеем один из многих примеров наложения более поздних мифов на древние языческие обычаи, ведь Боги Спасы чествовались на высоких горах, скалах или возле источников (в местах, которые любят Боги). Здесь происходили также военные братчины, тризны, поминовения погибших воинов.
В Украине была очень сильно развита магия начала, поэтому и первые плоды Земли нуждались в ритуальном освящении, чтобы обеспечить достаток в течение года. А это достигалось и через пожертвования. Приносили жертвы воде, огню, волхвам, кумовьям и соседям, которых одаривали яблоками, грушами, медом, сотами. Одновременно осуществлялось и поминовения предков, после братчины говорили: "С нами поели и души тех, кого вспоминали».
Освященные "начала" хранили до нового урожая или начала посева, их использовали в течение года для лечения, обкуривання, оберега, а по окончании годового круга (Сварожьего Круга) - ритуально уничтожали остатки, то есть бросали в костер, на огороды, на воду. Накануне Второго Спаса (то есть 5 августа) местами сохранилось потайное заклинание Житника - духа нивы, чтобы земля была плодородной. На Яблочный Спас также бытовали обряды с водой: окропляли освящённой водой вспаханную под озимые землю.
Третий Спас имеет название Хлебного Спаса (16 августа н.ст. - по языческим календарю). К этому дню хозяйка выпекает первый хлеб нового урожая. С хлебом-солью сопровождает она хозяина в поле, где он засеет озимые. В языческой вере не было спасового (успенского) поста, как это есть в христианстве.
Кроме того, магия начала не противоречила времени созревания плодов, ибо календарные сроки освящения даров Земли устанавливались волхвами согласно погодно-климатическими условиями. Итак, когда созревали яблоки, освящали их и ели. В христианстве из-за отставания (переноса всех праздников на 13 дней) возникло расхождение между созреванием плодов (конец июня) и разрешением их потреблять (начало августа). Поэтому представляется неразумным запрет употреблять в пищу уже созревшие яблоки, ожидая целый месяц до Преображения Иисуса Христа. Чтобы однажды оправдать эти запреты, придумывали разные суеверия про умерших детей, которые якобы лишаются на том свете золотых яблочек, если их мать съест яблоко до Преображения.
До нас дошла традиция трех Спасичей, однако есть основания считать, что в древности существовали и другие Спасы, связанные с постепенным созреванием различных даров лета. Так, в народе иногда ходят названия: Грибной, Ягодный, Ореховый Спасы и др. Можно думать, что по мере созревания того или иного фрукта или овоща совершались обряды освящения первых даров Богов. В Украине до сих пор бытуют своеобразные заговоры перед первым употреблением "новинки". Так, на Николаевщине говорят: "Новая новинка дай мне силки!", а на Черниговщине - "Новая новинка в роток, чтобы не болела ни спинка, ни животок!" Итак, Спасич, Спасовка - давний праславянский праздник Урожая, один из великих магических праздников Сварожьего Круга. Поэтому очистим его от навязанных нам догм, как очищает Праздника Воды наши тела и души!

Галина ЛозкоИсточник

христианство, праздник, язычество, традиция, родноверие

Previous post Next post
Up