Apr 12, 2010 10:02
За этими странными словами - трагедия - сегодня настолько невероятная и ужасающая, что и не придумано, как на нее реагировать. Никчемными кажутся любые ритуалы и слова соболезнования. Остается прочитать этот список - и помертветь. Или подумать: да разве моё это дело?
Не получается. Ощущаю ответственность. За наш самолёт, наш порт, нашу землю.
Но главное, за что я чувствую тяжкую ответственность - за реакцию русскоязычных людей. За то, как откликнулась блогосфера и новостные комментарии, как отозвались люди, судьбой и эпохой допущенные к интеллектуальным занятиям. Глумливый восторг, кощунственная псевдо-аналитика, непристойные свары, ничем не оправданный, идиотский, безудержный шовинизм. Мстительная удовлетворенность неизвестно какому достижению. Сам Чёрт воздержался бы от таких комментариев! И такая реакция происходит ВСЕГДА.
Нет, нельзя пройти мимо этого. Нельзя сказать "это глупые тролли, подкупленные агенты, глупцы, диссиденты, и меня это не касается". Потому что это голоса нормальных людей, наших людей, моих людей. Людей грамотных - обученных грамоте, умеющих выражать свои мысли, эрудированных. Которым неведома и доля моего цинизма, моей драмы. Которые не научились, в отличие от меня, перегнаивать свою чёрную душу в нефть, выжигать птомаин мысли алхимией самоанализа.
Почему у нас принято высказываться низко, непристойно и недостойно, черно? Не потому что люди плохие - потому что распущенные. Они подобны жертвам экспериментов Милгрэма и Зимбардо, где законопослушные, образованные добряки в одночасье превращаились в чудовищ. Грандиозный «стэнфордский эксперимент» сейчас фактически происходит в Интернете. Здесь нагнетается мода на негативизм, на чёрный стиль высказываний, который давит на стиль мышления, а будет возможность - и на стиль принятия решений.
Люди с цивилизованной этикой, «приличные», с достоинством и умом - получив маску анонимности, повинуясь негласному канону и имея под рукой кнопку - быстро превращаются с визгливых троллей, затевающих и длящих свару в каком-то садомазохистическом исступлении. Воспитывают в себе двоемыслие, двуличность, злословие.
Это стихия - как лавина, сель, эрозия. Как раковые метастазы. Если с ней не бороться, она разъедает нашу ментальность. Это целая школа, почти религия. Есть активисты, агенты, профессора злословия, есть свои ревнители - от рядовых до генералов. Эволюция архетипа ущербности происходит стремительно.
Противостоять ей почти невозможно. Здесь нужна такая же работа, как в сфере охраны окружающей среды. Требуется охрана не только биосферы, но и ноосферы - «окружающей информационной среды». Которая загрязнена сверх всякой меры - и вызывает рак сознания. Необходимо препятствовать эвтрофикации океана знаний, радиоактивному заражению эмоциональных потоков, захламлению новостного пространства, вымиранию ценностей и целей. Не полиция нравов, не цензура, не насаждение догм - но ассенизация, аэрация, укрепление берегов, распечатывание почв.
Загрязненность ноосферы. Вот что это. Нарушенная экология сознания. К такому неожиданному выводу пришел. И это ответственность моя, персональная, как учителя, автора, эколога, гражданина, в конце концов. Я не предпринимал должных усилий по борьбе с «загрязнением ноосферы», не публиковал об этом прочувствованные статьи, не ныл, не зудел, не колдовал. Ленился поднять и двинуть. Страшился атаки желчных. Разочаровывался ханжескими ответами из abuse team, нечеткостью законов и двусмысленностью уложений.
Обе беды заставляют склонить голову.(с)