Российский гражданин, житель Петербурга добровольно приехал в Донецкую область в начале сентября 2014 года, сейчас его позывной -"Питер". Этот бывший бизнесмен, имеющий два высших образования, воюет командиром-наводчиком в артиллерийском подразделении "Правого сектора". После почти года боевых действий в Донбассе он уже не надеется вернуться на родину. В день интервью с "Питером" его подразделение находилось в населенном пункте Опытное, неподалеку от окраины Донецка:
- После того как нас вывели с Песок, приехали сюда. Работают по нам постоянно танки, тяжелая артиллерия. Можно посмотреть по домам, по осколкам. Война здесь идет! Не АТО, а настоящая война. Никакие минские договоренности не соблюдаются. Репортеров приглашаем сюда на день-два, с нами пожить, посмотреть. Когда говорят, что сейчас перемирие, - ну, приезжайте, посмотрите, что за перемирие.
- Как вас здесь встретили?
- Во-первых, я долго искал здесь фашистов! (смеется) Пока не нашел, ищу дальше. А встретили хорошо, нормально относятся - этого и надо было ожидать. Здесь нет фашистов, у нас процентов 70-80 разговаривают на русском языке. Я украинский язык понимаю нормально, а вот у нас есть ребята-"западенцы" - их даже свои из Центральной Украины не всегда понимают. Так они переходят на русский и спокойно общаются. Ну, шутим друг над другом. Для меня нет разницы между народами Белоруссии, Украины, России, потому что за время СССР все это смешалось, у каждого родственников много везде. Просто это выгодно - сделать войну, поделить на фашизм, рашизм и все остальное. Что делят - непонятно.
Cело Опытное
- Вы воюете в "Правом секторе", то есть в организации, которую в России объявили экстремистской и ультранационалистической. А дома вы тоже националистических взглядов придерживались?
- Я вообще ничего не придерживался, я был абсолютно вне политики. Я занимался бизнесом, мне было все равно. Но когда пришел Майдан (а моя бывшая жена с Украины), я как-то начал вникать, что да как.
- А как вы приняли решение пойти воевать?
Просыпаешься, идешь на работу - и постоянно в телевизоре тебе заливают: наколотые апельсины на Майдане, наркотики какие-то, Америка хочет Крым отжать и поставить свои базы…
- Да такое состояние было еще в Питере… Просыпаешься, идешь на работу - и постоянно в телевизоре тебе заливают: наколотые апельсины на Майдане, наркотики какие-то, Америка хочет Крым отжать и поставить свои базы… А в итоге Россия этот Крым сама отжала. Вот шутка: "Что там у хохлов?" - это не шутка, так и есть. Зная, что у меня жена с Украины, те же соседи: "Че там хохлы? Кинули их американцы, ни денег, ничего им не дали. Так им и надо! Еще сейчас танки введем…" Когда у человека нет ничего своего, ни внутреннего мира, ни финансового обеспечения, что ему надо? Ему скажут: "Крым наш" - он и доволен. А что этот Крым? Я там не был ни разу и туда в принципе не поеду. Чтобы отдохнуть, дешевле слетать в Турцию или Египет, в Испанию даже. Я много где был в Европе, по миру поездил, и я вижу, как живут люди, как живет Европа. И говорить, что Европа подыхает с голоду… Ну, ребята, посмотрите на детей Путина, всей верхушки власти - где они живут, какое у них гражданство? И вот сидит бабулька в деревне, максимум была в соседнем селе, ей сказали, что Америка - это плохо, и она согласна: "Да, это плохо!" - "Откуда знаешь?" - "Читала!" А я там был, ничего там не плохо, все отлично, нормально. Не все, конечно, у них в розовом свете, тоже своих проблем хватает, но люди живут нормально.
Опытное. Боец "Питер"
- Местные жители как вас здесь встречают, как к вам относятся?
- В зависимости от населенных пунктов. Где-то отлично, на чай приглашают, общаются, ходят, спрашивают, после каждого обстрела приходят - все ли живы, все ли нормально? А где-то, конечно... ну, не скажут: "Фашисты, идите отсюда", - но видно сразу, что человек "Русский мир" ждет. В большей массе людям просто не нужна война здесь, не нужны минометы, войска, танки. Жили себе спокойно, плохо, но жили потихонечку. А для чего все это - они не понимают.
- Но Россию они в этих бедах обвинять не хотят…
- Да они говорят: нам бы лишь бы все это кончилось, и все. Кто-то думает, что сейчас придет сюда Россия - будут большие пенсии и все остальное. Какие большие пенсии, что за бред?! В России бабушка не может заплатить квартплату. Не будет здесь больших пенсий, если придет Россия, и восстанавливать никто ничего не будет. "Освободили" Абхазию сколько-то лет назад - посмотрите на Абхазию сейчас. Еще лет 20-30 - и загнется Абхазия, вообще не будет такой страны, доживают только старики, а молодежь уезжает. Осетии помогали, развиваем Осетию? Мы себя развить, Россия, не можем!
- Как решил для себя моральный вопрос - стрелять в людей, которые приезжают из России воевать на той стороне?
- Да, мама мне говорила поначалу: вот, это же русские, такие же ребята… Ну, давайте рассуждать: там не русские воюют, там шваль одна идет воевать, за бабки, за наркоту. У нас, артиллеристов, каждый второй человек с высшим образованием, у нас есть учителя, трактористы есть, ребята из сел, есть менеджеры, есть парнишка - генеральный директор двух строительных компаний в Киеве. А посмотрите, кто там воюет, и все будет ясно. Не все, конечно, но в большей массе… Когда есть вариант - ходить грабить, отжимать машины, туда и пойдут такие воевать.
Поселок Опытное. Ботинки.
Мы, конечно, если дом разрушен, можем зайти и взять чайник, нам же надо чай кипятить, но никто не берет себе все подряд, не мародерствует.
- Волонтеры действительно серьезно помогают?
- Если бы не было волонтеров, не было бы и нас. И пить было бы нечего, и есть нечего, и одеваться не во что. Начиная от влажных салфеток и заканчивая формой, касками, бронежилетами. Волонтеры помогают очень хорошо. Медики у нас отличные, санитары просто на высоте. Вытаскивали парней из таких ситуаций, восстанавливали, и все бесплатно. Здесь нет такого: на тебя нет лекарств, все, иди - независимо от того, кто ты, русский или белорус, украинец, есть у тебя деньги или нет.
- Россиян много в украинских добровольческих батальонах?
- Много, но не все готовы здесь остаться жить, кто-то хочет вернуться в Россию. Я не буду возвращаться, не хочу. Зачем? После войны здесь обустраиваться буду, чем-то заниматься нормально, либо бизнесом, либо работать. Образование позволяет.
Опытное. Руины
- Это вообще возможно - вернуться в Россию после этого опыта?
- Я думаю, пока власть такая, нет. Если бы был в каком-то другом батальоне, может, был бы шанс, а "Правый сектор" объявлен террористической организацией, срок до 15 лет. Жить нормально здесь можно, зарабатывать деньги можно. Когда я первый раз в Украину прилетел (еще лет пять назад, когда с женой бывшей познакомился), я ожидал, что здесь чуть ли не лошади с телегами ходят. У нас же как думают - Украина, гастарбайтеры, все бедные… А здесь нормально живут! Такие же иномарки ездят, такие же люди, все то же самое. В России зарплаты выше, но и цены выше. Все одинаково: так же власть крадет, так же менты нарушают, все то же самое, просто Украина не лезет в другую страну, не навязывает свою идеологию.
- Россияне здесь участвуют в боевых действиях больше по идейным соображениям или по каким-то иным?
- Ну, а по каким иным? У нас нет ни зарплаты, ничего. Нам ни одной гривны не платят. Нам дают 200-300 гривен, кому-то 500, когда ехать надо в увольнение. Приходишь и говоришь: я на две недели уезжаю в такой-то город - билет туда и обратно оплачивается, и все. И за это спасибо! Те же сигареты - волонтерская помощь.
- Расскажите о "Правом секторе". В России уверены, что это террористическая организация, националисты…
Мы для того, чтобы воевать, а не для того, чтобы флагами махать
- Надо, чтобы люди понимали: есть Добровольческий украинский корпус (ДУК) - это боевой строй "Правого сектора", и есть политическая организация "Правый сектор". Чем занимается политическая организация "Правого сектора" в городах, я не знаю. Понятно, что есть и нормальные люди, патриоты, есть и те, кто там режим "отжима" включает - и с этим борется сама партии, ее служба безопасности. Добровольческий украинский корпус создан для защиты своей территории от агрессора. Мы здесь воюем. Не встретишь в городе с нашими шевронами ни одного человека, который занимается непонятно чем. Мы даже не ездим на пикеты к администрации президента, потому что ДУК - боевой строй. Мы для того, чтобы воевать, а не для того, чтобы флагами махать. Общее звено - это Ярош, остальное нас не интересует. Они занимаются политикой, а мы занимаемся боевыми действиями. В России не знают, что такое "Правый сектор". Что нас бояться? Мы добрые! Вон у нас собачки живут, мы их не едим, младенцев не едим, вывозим даже животных. Котят из Песок вывозили, собак - жалко же оставлять.
- Пленные к вам часто попадают с той стороны? И попадали ли военнослужащие российской армии?
- Я ни разу не видел. Я артиллерист, я не стою в передних окопах. А вообще попадают, их допрашивают и дальше передают в СБУ. Что с ними дальше происходит, не знаю. По поводу присутствия российских войск могу сказать одно: я знаю, как стреляет их артиллерия. Когда стреляют сепаратисты, наемники - это сразу видно по разлету мин, по кучности стрельбы, по всему. Когда стреляет российская артиллерия (а это гаубицы, тяжелая), то стреляет хорошо. В Песках у нас был случай - по нашему блиндажу, по нашим пушкам танк работал: 12 залпов - 12 четких попаданий. Мы горели, нас там откапывали потом. Вот она, разница. Конечно, российские войска есть! В Донецке нет такого вооружения, нет радаров РЛС, которыми вычисляют наши пушки. Откуда они взялись в Донецке? Привозят, учат, воюют. Не хотят они показывать, что там есть русские войска, пусть будет так. Но если мне попадется пленный русский, свяжем его, конечно, накормим, если надо, отдадим в соответствующие службы, пусть там его допрашивают. У меня своя здесь война, за свои мысли, за свои идеи, у них - за свои идеи. Убивать или мучить я не буду. Зачем? Каждый имеет свою точку зрения, защищает свою правду, выдуманную или невыдуманную.
- Как вы думаете, война скоро закончится?
- Нет, я думаю, 5-7 лет еще. Тягомотина какая-то, а не война. Это поначалу было - территории, передвижение. А сейчас все встало вокруг Донецка. Я думаю, мировое сообщество не позволит взять город-миллионник штурмом, с бомбежкой, там же все-таки много мирных людей. Нельзя забомбить такой город. Хотя Путин с Грозным сделал совсем по-другому.
Опытное, красный забор
Украина - не Россия, у нее нет атомного оружия, чтобы весь мир прислушивался. Я бы вообще сделал забор вокруг Донецкой области, перекрыл туда свет, газ, воду, все что можно: хотите жить отдельно - живите. Через год они сами придут обратно, если их, конечно, возьмут. А вообще за поддержку России я бы лишал гражданства. В Ростов давайте! В Крым, в Ростов, в светлое будущее у вас там, российские паспорта, пенсии - живите.
- Крым уже не вернется?
- Не вернется. Там столько вооружений, полуостров никто не отдаст. Отжали Крым - все, что хотели. Донецк - это так, довесок к Крыму, здесь ловить нечего. Россия не резиновая финансово, деньги кончаются. Это и сейчас уже видно. Январь - были жесткие обстрелы, постоянные военные действия, много танков, много всего, боекомплекты постоянно им подвозили. Сейчас подвезли боекомплект - они постреляли два дня по нам, на два дня более-менее затихли.
- Что бы вы хотели сказать российским гражданам, которые смотрят российское телевидение, верят ему?
- Что и раньше говорил. Новости, интернет - это все хорошо. Но прежде чем слушать Киселева и остальных, посмотрите, где они отдыхают, где их дома, где их дети. Хочешь посмотреть, какие фашисты в Украине - приезжай в Киев, приезжай в любой город. Здесь нет фашистов, все люди нормальные, адекватные. Не бывает плохих наций, бывают плохие люди, с детства так учили. Думайте своей головой, смотрите, что происходит... Мировая политика - это все грязь и деньги. У России есть свои внутренние проблемы, надо их решать. А можно и не решать, можно устроить вот такой геморрой в Украине и сказать: посмотрите, как они там живут плохо, а ты еще ничего живешь. А посмотрите старые и новые фотографии Грузии, того же Тбилиси. Страна развивается, потихонечку, но в правильном направлении. А Россия не развивается. Нет больниц, нет образовательных учреждений. Я русский, а вот пацаны с Украины, и мы не конфликтуем. Все хотят одного: чтобы быстрее это все закончилось, чтобы Украина осталась Украиной в своих землях. И мы будем дальше здесь разбираться с внутренними проблемами без указов Америки, как говорят в России, - говорит боец "Правого сектора" "Питер".
Источник:
http://www.svoboda.org/content/article/27121082.html