Оригинал взят у
serfilatov в
Сергей Лавров дал оценку переговорам с Х.Клинтон во ВладивостокеОфициальный сайт МИД РФ публикует "
Комментарий и ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ по итогам переговоров с Государственным секретарем США Х.Клинтон, Владивосток, 8 сентября 2012 года":
"Оцениваю как хорошие сегодняшние переговоры с Госсекретарем США Х.Клинтон.
Мы понимаем, что сейчас члены Администрации США, прежде всего, заняты предвыборными делами. Но, несмотря на все электоральные перипетии, мы почувствовали настрой американских коллег на продолжение конкретных шагов по расширению взаимодействия на самых разных направлениях.
В частности, по линии Российско-американской президентской комиссии, координаторами работы которой являемся мы с Госсекретарем Х.Клинтон.
Этот год можно назвать юбилейным: совсем недавно мы отметили 200-летие со дня основания первого русского поселения «Форт Росс» в Калифорнии; исполнилось 75 лет со дня первого беспосадочного полета В.П.Чкалова в Северную Америку через Северный полюс. Мы констатировали, что состоявшиеся в ознаменование этих событий мероприятия очень хорошо встречены общественностью России и США.
Сегодня мы подписали важные документы.
Прежде всего,
Меморандум о взаимопонимании между правительствами России и США о сотрудничестве в Антарктике. Наше взаимодействие на ледяном континенте имеет давнюю историю, и Меморандум призван поставить его на более прочную правовую основу, повысить эффективность взаимодействия наших стран по контролю за выполнением положений соответствующего Договора об Антарктике, предусматривающего ее немилитаризацию и охрану экологии.
Мы также подписали
заявление о поощрении регионов наших стран к более тесным прямым связям, что также повысит эффективность нашего взаимодействия, поскольку переведет сотрудничество на низовой уровень, уберет лишние бюрократические препоны.
Одобрено
заявление, в котором мы условились постараться завершить до конца нынешнего года все необходимые переговоры по созданию правовых рамок для природного парка «Берингия». Включая территории Чукотки и Аляски, он будет нацелен на сохранение уникальной среды обитания в этих районах и учет интересов коренных народов указанных регионов России и США.
Особое внимание было уделено торгово-экономическим связям, учитывая, что в ходе встречи в Лос-Кабосе президенты России и США согласились с необходимостью наращивать сотрудничество в этой сфере, прежде всего, в области инвестиций.
Мы условились создать механизм (как предложил Президент В.В.Путин), который позволял бы отслеживать деловой климат в каждой из наших стран в ситуациях, когда американская компания в России или российская - в США наталкиваются на какие-то бюрократические или иные препятствия. Такой механизм можно согласовать в рамках Президентской комиссии, где уже есть рабочие группы по вопросам деловых связей и торгово-экономического сотрудничества.
Мы не обошли молчанием и сохраняющиеся проблемы в двусторонних отношениях. Подтвердили нашу позицию применительно к дискуссиям, которые идут в Конгрессе и призваны обставить отмену поправки Джексона-Вэника неприемлемыми увязками.
Уделили внимание имеющимся проблемам в сфере усыновления, когда российские дети в приемных семьях из США, порой, сталкиваются с очень жестоким обращением, а то и становятся жертвами обретенных родителей.
В этой связи мы подчеркнули, что ожидаем скорейшего завершения внутригосударственных процедур в США, чтобы уже ратифицированное нами двустороннее Соглашение о сотрудничестве в сфере усыновления и удочерения как можно скорее вступило в силу.
Мы обратили внимание и на претензии к условиям, в которых содержатся граждане России В.А.Бут и К.В.Ярошенко, и подтвердили, что Россия предпринимает шаги, направленные на задействование имеющихся правовых норм для передачи наших граждан в Российскую Федерацию.
Помимо двусторонних дел, мы коснулись и международной проблематики, в частности, ситуации в таких странах, как Сирия и Иран. Уверен, и в том, и в другом случае у нас совпадающие цели.
Мы хотим, чтобы Сирия была свободной, демократической, процветающей страной, чтобы ею руководило правительство, избранное народом и отражающее чаяния всех, кто там живет, включая этнические, религиозные и иные группы.
Что касается Ирана, то ни для России, ни для Соединенных Штатов Америки совершенно неприемлемо нарушение режима распространения ядерного оружия. Мы будем делать все, чтобы такого не допустить. В этом должна быть не только главная цель, но и критерий всех наших действий.
Что касается методов достижения этих целей, то у американских партнеров превалирует стремление угрожать и усиливать давление, принимать все новые санкции в отношении как Сирии, так и Ирана. Россия принципиально не согласна с этим, т.к. для решения проблем нужно вовлекать, а не изолировать страны, к которым имеются вопросы.
Помимо прочего, односторонние американские санкции в отношении Сирии и Ирана все больше приобретают экстерриториальный характер, напрямую затрагивая интересы российского бизнеса, в частности, банков. Мы достаточно ясно сказали о недопустимости подобного подхода, и нас услышали. Каков будет результат - не знаю.
Мы также обсудили ситуацию на Ближнем Востоке.
Подчеркнули необходимость добросовестного выполнения договоренностей, достигнутых в 2010 г. на Конференции по обзору действий Договора о нераспространении ядерного оружия, а именно о том, что до конца нынешнего года надо созвать конференцию и начать предметный разговор о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения.
Мы с США являемся участниками процесса шестисторонних переговоров по проблеме Корейского полуострова и призвали к тому, чтобы активнее создавать условия для их возобновления. Очень важно, чтобы все причастные к этому стороны избегали резких шагов, не провоцировали друг друга, не угрожали, а осознали ответственность за обеспечение стабильности и безопасности в регионе Северо-Восточной Азии и достижение цели, которую мы сообща поставили.
А эта цель заключается в денуклеаризации Корейского полуострова.
Пройдет еще одна встреча с американской стороной в Нью-Йорке «на полях» сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где планируется специальное заседание Совета Безопасности с участием министров иностранных дел по сирийскому вопросу. Поэтому в ходе сегодняшних переговоров с Госсекретарем США мы подчеркнули, что Россия будет выступать за то, чтобы СБ ООН одобрил Коммюнике, принятое 30 июня с.г. в Женеве с участием всех пяти постоянных членов Совбеза, Генерального секретаря ООН, представителей ЛАГ, Турции и других стран.
Женевское коммюнике - консенсусное с изложением практических шагов для начала в Сирии общенационального диалога, в ходе которого самими сирийцами, без вмешательства извне будет согласован порядок и параметры переходного процесса, включая формирование переходного управляющего органа.
Как записано в Женевском коммюнике, с этой целью и правительство Сирии, и оппозиция были призваны назначить переговорщиков. Правительство это сделало.
Мы рассчитываем, что те, кто имеют большее, чем Россия влияние на оппозицию, должны использовать его для того, чтобы и оппозиция определила переговорщиков. Это реальная, конструктивная альтернатива призывам продолжать войну до победного конца, создавать такие конфронтационные структуры, как «правительство в изгнании», которое будет противопоставлять себя не только властям, но и внутренней оппозиции.
В целом мы подчеркнули, что поддерживаем инициативу крупнейшей внутрисирийской оппозиционной группы - Национального координационного комитета - о проведении непосредственно в Сирии, в Дамаске конференции всех оппозиционных сил для выработки единой переговорной позиции и последующего ее продвижения в рамках диалога с правительством.
Мы подтвердили нашу заинтересованность работать в качестве участников процесса «5 плюс 2» по поиску путей приднестровского урегулирования, а также выразили намерение не оставлять усилий в качестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ для возобновления переговоров по решению нагорно-карабахского конфликта.
Вопрос: О каких интересах российского бизнеса в Сирии идет речь? Правда ли, что Россия не поддерживает санкции, в том числе потому, что не хочет терять там свои бизнес-интересы?
С.В.Лавров: Меркантильный подход наиболее простой. Когда кто-то пытается толковать российскую позицию подобным образом - это ошибка. У России нет особых бизнес-интересов в Сирии. Объемы торгово-экономического и военно-технического сотрудничества бледнеют в сравнении с торгово-экономическими интересами западных партнеров, прежде всего европейских, не только в Сирии, но и в Ливии. Существует много подкрепленных конкретной статистикой оценок произошедшего в Ливии, а также имеющихся там интересов и планов. Повторю, все это меркантильно, хотя и такой подход идет от жизни, он прагматичен, и ничего зазорного в нем нет.
Что касается Сирии, то мы не поддерживаем санкции, потому что они ничего не дадут. Сейчас необходимо, чтобы все внешние игроки, которые обладают влиянием на все сирийские стороны, использовали его во благо и заставили всех сирийцев сесть за стол переговоров.
Решения о санкциях, которые сейчас, по-моему, в восемнадцатый раз ужесточаются Евросоюзом в отношении Сирии, а также односторонне вводятся США, принимались не только без консультаций с нами, но мы даже не были поставлены в известность.
Западные партнеры не прибегли к коллективным инструментам, включая СБ ООН, существующим рассмотрения различных конфликтных ситуаций. Они решили действовать в одиночку, без нас.
А теперь, когда прошло более полутора лет, и односторонние санкции не работают, западные страны пытаются обвинять Россию, Китай и другие государства, не желающие одобрять в Совбезе антисирийские санкции, в том, что они препятствуют какому-то «единству мирового сообщества». О единстве надо было думать с самого начала, а не пытаться изображать его как необходимость для всех остальных присоединиться к тому, что кто-то единолично решил, без консультаций с партнерами.
Самое главное - в Сирии необходимо положить конец кровопролитию, а не подстрекать оппозицию к отказу от диалога и продолжению вооруженной борьбы. Именно этим, к сожалению, и занимаются наши европейские партнеры. Россия же поддерживает план К.Аннана и достигнутые в Женеве договоренности.
Еще раз повторю: в Женеве на основе консенсуса была зафиксирована необходимость прекращения насилия, выделения переговорщиков от правительства и оппозиции, формирования самими сирийцами на основе общего согласия переходного управляющего органа. Под этим подписались Франция, Великобритания, Россия, Китай, Турция, арабские страны.
Но почему-то наши европейские и американские партнеры отказываются достигнутый в Женеве консенсус подтвердить в Совете Безопасности ООН.
В двадцатых числах сентября пройдет заседание Совбеза по Сирии, где мы вновь предложим вернуться к этому вопросу. Послушаем, какие аргументы наши западные коллеги приведут в пользу отказа от консенсусных договоренностей двухмесячной давности.
Вопрос: Когда панируется передать американской стороне документы на экстрадицию В.А.Бута и К.В.Ярошенко?
С.В.Лавров: По понятным причинам я не могу назвать конкретную дату. Это юридический процесс, который занимает достаточно длительное время, как и любая судебная процедура. Но процесс идет.
Вопрос: Обсуждался ли «список им С.Магнитского»? Известно ли российской стороне его содержание?
С.В.Лавров: Мы не собираемся интересоваться содержанием каких-то «списков», не имеющих отношения к реальной проблеме вокруг расследования, которое идет в России. Обсуждать эту тему мы тоже не стали, потому что американская сторона прекрасно знает о неприемлемости попыток заменить антисоветское законодательство США на антироссийское.
Наши коллеги также прекрасно знают, что это нанесет реальный ущерб двусторонним отношениям. Поэтому мы не собираемся постоянно твердить об одном и том же.