Дети развиваются только тогда, когда их развивают родители

Nov 04, 2013 22:27

Хотелось бы поделиться  статьей с сайта www.psychologos.ru, мнение автора статьи я разделяю.


Малыши обычно любопытны, однако нет никаких данных утверждать, что дети имеют природную склонность к саморазвитию. Скорее, данные говорят о том, что дети развиваются ТОЛЬКО тогда, когда их развивают родители.

Цитата: Так получилось, что всю весну и лето я ездила в Дом ребенка, все в том же милом провинциальном городке в 200 км от Москвы. Никаких очередей из усыновителей, осаждающих главврача с желанием немедленно забрать в семью «генофонд» я не заметила. Детей много. Учреждение процветает: отличный ремонт, горы игрушек, годовалые детки, одетые в дорогие костюмчики безжизненно висят в дорогущих ходунках. И это не инвалиды - вполне здоровые малыши. Просто они не хотят ходить, потому что их никто не держит за ручки, не зовет, не тетешкает, не целует за каждый крошечный шажок. Дети не играют в дорогие игрушки. Не играют, потому что не умеют. Для этого нужны мама и папа.Интересное направление для развития ребенка - установление ими живых отношений с родителями или другими взрослыми людьми. Хотя бы - как с живыми игрушками. И что? В условиях госпитализма дети не проявляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 2-3 лет жизни

В первые годы Советской власти было много брошенных детей, которые были сданы в дома ребенка. Их кормили, но взрослые ими не занимались, и младенцы росли, как овощи на грядке. И превращались в овощей. Через некоторое время, когда к ним подходили взрослые, брали их на руки, им улыбались и пытались с ними разговаривать, младенцы в ответ на это выражали на это только свое недовольство: им вполне комфортно было существовать без этих внешних помех.При этом, стоит педагогу наладить взаимодействие с ребенком с синдромом госпитализма, как в течение короткого времени детей удавалось далеко продвинуть по пути развития, сформировать у них активное отношение к людям и окружающему миру. Малыши захотят развиваться, если это желание в них разовьют взрослые. Если взрослые развивать это не будут, малыш останется только только овощем.

Да, уважаемый К. Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала - только создать соответствующие условия. Как растение стремится быть здоровым растением, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек движим побуждением становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком . Как относиться к его тезису? Двояко. По факту, это миф. С другой стороны - миф полезный, педагогически целесообразный.

Итого: когда человек развиваться особенно не стремится, имеет смысл ему внушать, что в каждом человеке заложено стремление к саморазвитию. Если же мы воспитываем детей, то надеяться на это стремление к саморазвитию - наивно. Если вы его создадите и воспитаете - оно будет. Если не создадите ребенку желание себя развивать - получите ребенка с более простыми ценностями, получите то, что создаст ребенку желание себя развивать - получите ребенка с более простыми ценностями, получите то, что создаст ребенку окружающее его общество

Как то на одном из фестивалей практической психологии мне посчастливилось попасть на мастер- класс Д.З. Капустина ( первый сексопатолог Беларуси, соавтор научно-популярных книгt;Гармония брака", "Интимный  мир семьи", "Гармония  семейных отношений). И хотя тема была о детской сексуальности, но все же тему воспитания , отношений в семье между детьми и родителями мы обойти не смогли. Тем более, что отпускать ведущего мастер-класса мы не хотели, все спрашивали и спрашивали....Так вот, Капустин высказал  нам  мысль о том, что первые три года мать к ребенку не должна никого подпускать. Даже отца- и то почти по праздникам. Ибо мама для ребенка в первые три года жизни- это целый мир и проводник в окружающий мир. И она должна быть всегда рядом. Именно рядом с матерью ребенок чувствует себя в безопасности. Помните, когда ребенок слышит запах мамы и успокаивается?
Сейчас очень модно отдавать детей в ранние школы развития. Ребенку еле год исполнился, а него уже занятия- то танцы, то английский, то еще что то... Может, это и имеет эффект, но...мамы, к сожалению, перестали читать на  ночь детям сказки, петь колыбельные, играть в игры. С детьми перестали обсуждать что-то, рассказывать. С  ними перестали элементарно- говорить...
Потому создать условия для развития- это сотрудничество, совместное времяпровождение, совместная игра и так далее. Это пристальное внимание за потребностями ребенка, его стремлениями и желаниями.  Это и вера в своего ребенка. И умение учиться у своего ребенка...
Очень часто вижу родителей, вроде гуляют со своим ребенком, но- молчат. Или дергают- не беги, не делай, и еще  куча всяких не...А ведь можно просто объяснить, научить, рассказать...и даже дать ребенку "столкнуться с отрицательными результатами своего действия или бездействия" . И еще один момент, который  могут дать детям родители- научить ошибаться. Да-да. Научить ошибаться. Мы, родители, очень часто оберегаем своих детей от ошибок. "Мама сейчас  все порешает" и  так далее. Ошибаться- у нас нельзя, мы не имеем право на ошибки- так нас долго учили. А вместе с тем это осложняем воспитание ответственности и умении отвечать за свои поступки. А ведь именно ошибки играют большую роль в познании мира и являются неотъемлемой частью самой жизни.
А вы что думаете?


воспитание

Previous post Next post
Up