Вряд ли найдется тот, кто никогда не испытывал желания двигаться под музыку: на дискотеке, концерте или наедине с собой, под захватившую сердце мелодию. Быть может, танцевать - глубинная потребность нашей души?
Танцевать человечество научилось еще в древнейшие времена, на самой заре своей истории. Для наших далеких предков танец был средством общения с богами. Правда, сюжеты были земные: дождь для урожая, удача в охоте... «Изначально танец носил сакральный смысл, - объясняет психолог, педагог музыкального движения Аида Айламазян. - Племя имело свой тотем в виде животного и поклонялось ему в ритуальных плясках, отождествляя себя с этим самым медведем или тигром и копируя характер его движений. Такой танец исполнялся не для самих танцующих и не для зрителей, а для божества». Сакральная функция требовала от танцующего вхождения в особые состояния сознания. «Это была экстатическая практика выхода за пределы личности», - добавляет специалист по танцевально-двигательной терапии Александр Гиршон.
С течением времени сакральная сторона человеческой культуры отделилась от светской - примерно так, как разделились в нашем сознании душа и тело. В культовых ритуалах танец существенно потеснили песнопения и духовная музыка. А светские балы, увеселительные карнавалы, маскарады стали настоящим праздником тела и танца.
Выразить сексуальность
Даже в самые что ни на есть пуританские или викторианские времена бал давал исключительную возможность людям противоположного пола прикасаться друг к другу, вступать в близкий телесный контакт во время танца. А в повседневной жизни на подобные прикосновения существовало табу. «В истории цивилизации парные танцы являлись в том числе частью сексуальной культуры, - комментирует Александр Гиршон. - В этом смысле танец - это демонстрация себя, выбор и испытание партнеров. Это встреча через телесное, невербальное общение. Ту же роль играли и пионерские дискотеки советских времен и продолжают играть клубные вечеринки наших дней».
Танец - это также способ проживать свою сексуальность. «Ведь человек - это в том числе и эротическое существо, - объясняет Александр Гиршон. - Исключить из жизни эту сторону своей натуры удается немногим. И после них никого не осталось».
Обуздание, контроль над сексуальной энергией является одним из основополагающих моментов большинства современных религий с их институтами монастырей, системой постов и регламентацией сексуальной жизни. «К примеру, основная критика с христианских, церковных позиций была направлена против социальных (светских) танцев, а не танца как искусства и датируется (в основном) XVIII-XIX веками, - уточняет Александр Гиршон. - Для этого есть как минимум две причины. Первая - прагматическая: необходимость отмежеваться от языческих течений, где танец составляет часть ритуалов. Вторая - идеологическая: противопоставление души и тела, столь важное в христианстве. То есть не танец собственно, а свобода тела и его проявлений - вот что отвергалось». Так доминирование разума над животным началом символизирует победу души над телом.
Но тело неизбежно требует компенсации. «Человек всегда находит способ обмануть табу, - уверяет психолог, танцетерапевт Александра Вильвовская. - Карнавалы, например, возникли как потребность обойти запреты церкви». Скрывшись под маской (вроде бы «это не я, а кто-то другой»), можно было дать выход ежедневно обуздываемой сексуальности, свободно выражать ее, не опасаясь осуждения.
Почувствовать тело
Почему увлечение танцами стало так популярно сегодня? «Современная культура испытывает очень сильную потребность вернуть себе телесность, - констатирует Александра Вильвовская. - Популярность обращения к телу -
фитнес , велнесс и вообще культ здоровья и молодости, всплеск популярности спа и прочих подобных услуг, возрастающая популярность танцев - все это попытки восполнить недостаток телесности. Современному человеку свойственна «разделенность» со своим телом. Поэтому порой даже в танце мы прикасаемся друг к другу, но не позволяем себе наполнить этот контакт чувством. Мы ощущаем другое тело, но не чувствуем его». Нам предстоит заново научиться воспринимать тело (со всеми его потребностями и проявлениями) как ценность, научиться чувствовать его. И танец дает нам такую возможность.
В гармонии с полом
Танец (как правило) требует четкой половой идентификации. «В настоящее время мужчинам и женщинам (с разной степенью комфорта) приходится играть смешанные социальные роли, - объясняет психофизиолог Вита Холмогорова. - В танце (парном и не только) это разделение очень четкое, он все ставит на свои места». Он наполняет нас ощущением гармонии, приносит осознание принадлежности к своему полу. Это дает нам ключ к гармоничному взаимодействию с полом противоположным - хотя бы в процессе танца.
Включить удовольствие
«Главный двигатель и любительских, и профессиональных занятий танцем - удовольствие, - уверена Александра Вильвовская. - Танец откликается сразу на много человеческих потребностей. Это красиво, это дает возможность общаться, быть среди людей. И это движение, ведь двигаться - естественно для человека. Через удовольствие танец для многих становится как минимум любимым хобби, отличным дополнением к остальной жизни».
Ключ к удовольствию от танца лежит в психофизиологии, считает Вита Холмогорова: «Движение получилось - и мозг сразу получает положительный сигнал. Танец вообще дает мощные сигналы подкрепления, ощущение «я могу». В процессе танца в организме согласовываются все внутренние ритмы: сердцебиение, дыхание, давление в сосудах, вибрации... И как только все системы начинают работать слаженно, подчиняясь единому ритму, это снимает напряжение во всем организме. Нечто подобное происходит, когда человек, например, барабанит пальцами по столу, - ему необходимо некое повторяющееся ритмичное действие для согласования систем».
Исцелить - значит сделать целым
«В ходе занятий танцами в работу включаются те отделы головного мозга, которые раньше «спали», - объясняет Вита Холмогорова. - Синхронизируется работа правого и левого полушарий. Активизируются все сенсорные системы: мы учимся одновременно слышать звуки, ощущать ритм, отслеживать движения, и за счет этого восприятие мира становится шире, объемнее. Танец улучшает и нашу связь с самими собой».
Он связан с чувственной стороной нашей натуры, с движением эмоций, а не мыслей. «Увлеченность танцем расширяет наше сознание, наше существование обретает большую интегрированность, целостность, - продолжает Александр Гиршон. - Противоречие между интеллектуальным, аналитическим и чувственным способами восприятия снимается. Кроме того, танец дает нам опыт принятия на глубинном, невербальном уровне, причем это может быть принятие во многих аспектах: принятие как согласованность с партнером, принятие как одобрение группы или сообщества, принятие как удовольствие для самого себя».
«Я танцевать хочу!»
Многие из нас чувствовали в себе эту потребность, с восхищением наблюдая за грациозными па балерин или отточенными движениями хип-хоперов. А может быть, стоит сказать себе: «Я могу» - и впустить танец в свою жизнь? «Начать танцевать - значит открыться переменам, начать меняться изнутри, - уверена Александра Вильвовская. - Любые изменения в жизни взрослого человека требуют решимости, и не каждый к ним готов. Но в танце человек соприкасается с собой настоящим. Это очень важное и редкое переживание. И те, с кем случилось это соприкосновение, благодарны танцу именно за это».
Взято тут
http://www.psychologies.ru/me-and-others/lifestyle/_article/dlya-chego-my-tanczuem/3/ Click to view