Саратовская ГЭС (имени Ленинского комсомола) - седьмая ГЭС в Волжско-Камском каскаде. Здание ГЭС самое протяженное в Европе и его длинна составляет 1136 метров. Комплекс ГЭС не только вырабатывает экологически чистую электроэнергию, но и поддерживает определенный уровень воды в реке. По сооружениям ГЭС проходят автодорожный и железнодорожный переходы.Строительство ГЭС началось в 1956, закончилось в 1971.
Саратовская ГЭС хоть и называется Саратовская, но находится в городе Балаково, в 170 км от Саратова. Город располагается на двух берегах реки Волга. Население около 200 тыс. человек.
Посетить Саратовскую ГЭС меня пригласила пресс-служба компания
"РусГидро" с целью показа журналистам и блогерам ход работ по реконструкции ГЭС, а именно перенос рабочего колеса (центральной части гидротурбины, непосредственно взаимодействующей с водным потоком). Но об этом в следующем посте. Сегодня же расскажу, что из себя представляет Саратовская ГЭС.
Директор Филиала ОАО "РусГидро" - "Саратовская ГЭС" Людмила Одинцова.
Саратовская ГЭС входит в состав ОАО «РусГидро» на правах филиала. Является гидроэлектростанцией руслового типа.
Водохранилище ГЭС обеспечивает поддержание судоходства на р. Волга, водоснабжение ряда промышленных объектов, в том числе Балаковской АЭС, орошение значительного количества засушливых земель. Водохранилище омывает три области Саратовскую, Самарскую и Ульяновскую.
Состав сооружений ГЭС:
- здание ГЭС руслового типа, совмещённое с водосливной плотиной;
- русловая земляная плотина наибольшей высотой 40 м и длиной 1260 м;
- дамбы наибольшей высотой 23 м и общей длиной 14 км;
- двухниточные однокамерные шлюзы;
- верховой и низовой каналы;
- рыбоподъёмник.
Визитной карточкой Саратовской ГЭС являются 4 козловых крана грузоподъемностью до 400 тонн. Они служат для монтажа гидроагрегатов и обслуживания затворов и сороудерживающих решеток. Крыша здания станции разборная, именно через нее осуществляется монтаж и демонтаж оборудования.
Краны передвигаются по рельсам на конструкции здания ГЭС.
Главный вход в ГЭС расположен на левом берегу.
За большим витражом начинается машинный зал. Сейчас идет реконструкция ГЭС, поэтому тут вынужденно хранится оборудование.
Ну куда же было без этого :), да еще и на ударной стройке СССР.
За красоту отделки Саратовскую ГЭС называют седьмой жемчужиной на Волге.
В здании ГЭС установлено 24 гидроагрегата, работающих при расчётном напоре 9,7 м: 21 поворотно-лопастной гидроагрегат ПЛ-20/661-ВБ-1030 мощностью по 60 МВт, 2 горизонтальных капсульных гидроагрегата ПЛ-20/548-ГК-750 мощностью по 45 МВт (в настоящее время заменены на новые 54МВт), 1 гидроагрегат рыбохода ПЛ-661-ВБ-500 мощностью 10 МВт.
Зимние сады с вечнозелеными растениями располагаются через каждые 4 агрегата.
На Саратовской ГЭС средний перепад воды 12 метров. Это самая низконапортная ГЭС на Волжско-Камском каскаде.
Турбины ГЭС низкооборотные. Скорость вращения всего 50 оборотов в минуту. Диаметр рабочего колеса турбины составляет 10,3 метра,
Корпус турбины. В верхней части снимка колесо генератора. Именно оно преобразует энергию воды в электрическую энергию. Оно крутится, но из-за большой выдержки оно кажется статичным.
С помощью электрического оборудования полученная энергия через трансформаторную подстанцию с распределительными устройствами подается в энергосистему России по ЛЭП в 220 и 500 киловольт. По мощности Саратовская ГЭС входит в десятку крупнейших в стране.
Ни одна энергосистема не может существовать без ГЭС. Только гидроэлектростанции способны за несколько минут резко снизить мощность и оперативно отреагировать на пиковые нагрузки энергопотребления.
Центральный пункт управления (ЦПУ) Саратовской ГЭС. Именно отсюда осуществляется управление всеми системами ГЭС. Чтобы попасть в ЦПУ с территории ГЭС требуется иметь специальный допуск и пройти дополнительный пост охраны.
Панорама ГЭС с левого берега с крыши 10-ти этажного административного здания.
Панорама гидроузла с правого берега.
zavodfoto за работой на смотровой площадке Эдельвейс.
Музей Саратовской ГЭС.
По насыщенности день достоин для размещения в сообществе ОМД, но было не до селфи :). Уставшие, но довольные мероприятием мы вернулись в наш отель. Завтра домой.
А это фотография того самого рабочего колеса турбины, диаметром 10,3 метра и весом 314 тонн, перенос которого мы наблюдали. О его переносе и монтаже смотрите во второй части репортажа!
Огромное спасибо пресс-службе компании
"РусГидро" за организацию посещения интереснейшего места на карте нашей страны.