Итак, паводок в Приамурье пошел на спад. С 20 августа уровни Зейского и Бурейского водохранилищ снижаются, притоки продолжают падать, что позволило приступить к снижению сбросов. Правда, дожди дошли до Магаданской области и резко осложнили паводковую ситуацию на Колыме, но и там наметилась явная тенденция к снижению приточности. За время паводка, объем которого на Зее менее чем за два месяца приблизился к годовому стоку, в водохранилищах было удержано более 60% избыточной воды, что позволило значительно смягчить последствия наводнения.
Мы не расслабляемся - паводковый сезон в регионе продолжается до конца сентября, но тем не менее некоторые предварительные итоги подвести можно и нужно. Поскольку в сети и СМИ высказывается много различных мнений о правильности регулирования режимов водохранилищ Зейской и Бурейской ГЭС в предпаводковый период и в паводок, остановимся на этом вопросе поподробнее. Вопрос этот довольно большой и сложный, в связи с чем разобъем его на несколько публикаций.
Холостой сброс воды с Зейской ГЭС
Прежде чем перейти к практике, то бишь к описанию работы водохранилищ в паводок, разберемся с теорией, т.е. с принципиальными вопросами регулирования режимов водохранилищ.
Для начала, повторим уже набившую оскомину, но для многих до сих пор являющуюся открытием истину: режим работы водохранилищ, т.е. когда и сколько воды накапливать и сбрасывать - решают не энергетики. Этим занимается специальное государственное учреждение - Федеральное агентство водных Ресурсов (ФАВР, Росводресурсы), подведомственное Минприроды. Конкретно для Зейской и Бурейской ГЭС режимы устанавливает подразделение ФАВР под названием Амурское бассейновое водное управление (БВУ). Свои решения оно принимает, во-первых, в соответствии с утвержденными государством правилами использования водных ресурсов водохранилищ (ПИВР), во-вторых, с учетом рекомендаций так называемых межведомственных рабочих групп, в состав которых входят представители местных администраций, МЧС, водного транспорта и других водопользователей, в третьих - принимая во внимание прогнозы притока. Амурское БВУ все это анализирует и выдает указания - энергетики их выполняют.
Бурейская ГЭС
Отдельно хочется остановиться на прогнозах. Если объем половодья можно предсказать с удовлетворительной степенью точности (на основе анализа запасов снега), то дождевые паводки заблаговременно (т.е. более, чем за неделю-две) не прогнозируются вообще. Более-менее пригодные для работы прогнозы приточности от дождевых паводков даются не более, чем на 3-4 дня, менее точные, но которые еще можно как-то принимать во внимание - максимум 7-10 дней, но тут вероятность ошибки уже очень велика. Все, что дальше - не прогнозируется вообще, в принципе. Это фундаментальное ограничение, предел современной метеорологической науки, причем не только у нас в стране, но и во всем мире. Т.е. спрогнозировать катастрофический паводок не то что за месяц до его начала, а даже и за две недели - невозможно в принципе. Т.е. никаких адекватных прогнозов «сухого лета», «влажного лета» нет и быть не может.
Машинный зал Зейской ГЭС
Еще один часто повторяемый тезис - мол, РусГидро специально накапливало воду в водохранилищах, дабы продать ее в Китай. К нему же тесно примыкает утверждение, что Амурская область от Зейской и Бурейской ГЭС электроэнергию не получают, и региону не нужны. Ничего общего с действительностью такие домыслы не имеют.
Во-первых, РусГидро не продает электроэнергию в Китай - у компании нет контрактов на поставку электроэнергии в эту страну. поставки электроэнергии в Китай ведет ОАО «Восточная энергетическая компания» (дочернее общество компании Интер РАО ЕЭС), которое продает в эту страну сверхбалансовую (т.е. не востребованную в регионе) электроэнергию Дальневосточной энергосистемы вообще (а не конкретных станций). Режим работы конкретных электростанций задается Системным оператором энергосистемы исходя из многих факторов - прогнозных и фактических балансов электроэнергии, графиков ремонта оборудования, погодных условий, гидрологической ситуации и т.п. Станции выполняют указания Системного оператора, причем процесс идет в полуавтоматическом режиме, и кому именно идет вырабатываемая электроэнергия, там и понятия не имеют зачастую.
Во-вторых, мощность Благовещенской ТЭЦ - 280 МВт, Райчихинской ГРЭС - 102 МВт, итого 382 МВт. Других тепловых электростанций в Амурской области нет, а потребляемая мощность в январе этого года превысила 1400 МВт, т.е. более 1000 МВт обеспечили - правильно, ГЭС.
Благовещенская ТЭЦ
Ну и последний вопрос, о досрочных (т.е. до начала паводка или в самом его начале) холостых сбросах. Помимо уже озвученных проблем с прогнозированием, есть и объективные технические моменты. А именно, на Зейской ГЭС сбросы с отметок ниже, чем 317,5 м, не предусмотрены ПИВР. Причина проста - они небезопасны для самой плотины - вода падает слишком близко к ней и может разрушить ее скальное основание. Причем это не просто расчеты, а подтвержденный факт - в 2007 году, пропуская катастрофическое наводнение с повторяемостью 1 раз в 250 лет, с целью защиты населения решили отойти от правил и сбросы начали с отметки 313,6 м - в результате получили разрушения скального основания у правобережной подпорной стенки, устранение которых потребовало сложных ремонтных работ в течение двух лет.
Однако, имея очень емкое (третье по величине в России!) водохранилище, причем значительная часть этой емкости - резервная на случай паводка, Зейская ГЭС вполне может обходиться и без сбросов с низких отметок, что и было блестяще продемонстрировано в дальнейшем.
Что же касается Бурейской ГЭС, то она не имеет подобных технических ограничений и заблаговременные холостые сбросы там велись с начала июня до середины июля.
Продолжение следует…