Jan 26, 2020 18:33
Это первая из предполагаемого цикла статей под условным названием «Идеи на миллиард долларов».
Общеизвестно, что на практически каждом промышленном предприятии издревле водилась своя ЦЗЛ. Есть они и сейчас. Очень разные по оснащённости, очень разные по кадровому составу. Очень разные по влиянию и месту в иерархии предприятия. Есть супероснащённые лаборатории современных крупных компаний, оборудование в которых простаивает, т.к. нет объёмов. Есть колхозно-совковые лаборатории с бабушками-титровалками и вискозиметрами ВЗ-246.
Они осуществляют входной контроль сырья и материалов, проверку химсостава сталей и сплавов, испытания клеёв и герметиков, проверку лакокрасочных материалов и т.п..
Постоянно сталкиваюсь с тем, что наша ЦЗЛ бракует продукцию, выпущенную и признанную годной ЦЗЛ предприятия-изготовителя. Начинаются бодания по методикам, пробоотбору, аттестации и т.п. Чаще всего продукция возвращается и обменивается. Иногда приходится признать невозможность работы с данным поставщиком, т.к. процент возвратов становится неприличным.
Сама идея: вместо кучи разных по оснащению, кадровому составу, отраслевой принадлежности, формы собственности и т.п. организовать единую государственную испытательную лабораторию.
В её функции будет входить проведение абсолютно всех стандартизованных анализов по всем направлениям промышленности, от анализа лакокрасочных материалов до прочностных испытаний металлов. Все подразделения лаборатории организуются по региональному признаку (по типу «Инвитро»), все оснащаются необходимым для проведения анализов современный высокопроизводительным оборудованием и обеспечиваются квалифицированными кадрами.
Пробоотбор осуществляется предприятием-заказчиком в соответствии с НТД в стандартизованную тару, обеспечивающую сохранность при транспортировке и гарантирующую идентификацию.
Доставка осуществляется курьерской службой по типу DHL/Инвитро с соблюдением правил сохранности. Для исключения подтасовок все пробы обезличены, указывается только шифр необходимого анализа.
Анализ проводится в максимально сжатые сроки (в соответствии со стандартами и договорами). По результатам анализа составляется заключение о соответствии образца НТД и передаётся заказчику по электронной почте или курьером.
Предприятия самостоятельно определяют необходимый вид и объем анализов. На их основании заключается рамочный договор с ежемесячной/ежегодной абонентской платой. По факту оказанных услуг неизрасходованные средства переносятся на следующий период.
Лаборатории проектируются и оснащаются по требованиям региональной промышленности, при этом должен быть список минимального оборудования лаборатории, позволяющего проводить большую часть востребованных анализов. Особо сложные и дорогостоящие анализы и испытания (типа рентгеновской КТ печатных плат) могут проводиться в региональных испытательных центрах (столицы регионов, города-миллионнники и т.п.).
В соответствии с оборудованием таких лабораторий корректируются ГОСТы в части проведения испытаний, методик и т.п. И наоборот, при создании и корректировке ГОСТов опираются на список доступных типовых анализов. Это позволяет связать воедино в рамках государственной политики по стандартизации производителей и потребителей продукции, обеспечить единство стандартов и возможностей их лабораторного подтверждения. Всякое изменение ГОСТов в части методик и аппаратного обеспечения должно требовать соответствующего изменения оснащения государственных лабораторий.
В соответствии с требованиями предприятий-заказчиков, лаборатории будут выдавать сертификаты соответствия с военной приёмкой. Соответствующие службы ПЗ будут прикреплены к лабораториям и осуществлять контроль процессов проведения анализов, соблюдение протоколов, сроков поверки оборудования, сертификации персонала и т.п. На необходимые материалы и комплектующие будут выдаваться сертификаты с ПЗ для использования при производстве ПВН.
На основе наработанных статистических данных можно будет создавать списки доверенных поставщиков, определять частоту обязательных контрольных пробоотборов продукции, в перспективе - перейти к системе сертификации производств (нынешняя система ИСО 9001 работает так себе).
Кроме того, на базе таких центров можно будет проводить подготовку студентов высших и средних учебных заведений.
Наработанные данные по анализам могут служить источником для корректировки технологических процессов, разработки новых материалов с востребованными характеристиками. Практически такие лаборатории будут межотраслевыми научно-инструментальными подразделениями, которые могут проводить исследования для институтов и университетов, подкреплять проводимые в научных учреждениях исследования материально-технической базой.
В перспективе возможно привлечение частников к созданию таких лабораторных комплексов, возможно в специализированном отраслевом исполнении.
Любой гражданин может обратиться в такую лабораторию для проведения необходимого ему анализа и получить акт анализа, с оплатой согласно прейскуранту.
Цены на услуги такого центра буду устанавливаться государством, и могут незначительно отличаться в зависимости от местоположения.
Понятно, что начнутся вопли на распилы и откаты. Наверняка они будут, распилы и откаты. Но в общем по стране их количество значительно снизится, стоимость закупаемой техники уменьшится в разы, а коэффициент её загрузки в те же разы вырастет. Вдобавок ко всему все закупки будут проходить на официальных торговых площадках через тендеры.