Слоны и двигатели

Aug 22, 2011 02:44



Двигатель - сам по себе, агрегат не сложный. Вполне понятно крутящиеся штучки-дрючки, под названием "лопатки" да "валы"; смазочные системы, наподобии той, что стоит в вашем автомобиле; камера сгорания - просто форсунки, разбрасывающие топливо, превращающие его в почти что пар. Огромное количество небольших насосов, которые гонят топливо, воздух, смазку, жидкости; трубки, трубки, километры трубок - но ни в чём этом нет ничего особенно сложного, что требовало бы наличие высококлассного специалиста для его обслуживания. Специалист - нужен, да, потому что знаний для простого раскручивания гайки нужно немало - чтобы ничего не повредить. Нужна ответственность. Разобрать и собрать, а, тем более, сменить гидросистему - дело несложное, если есть инструкция и чёткое понимание, что делаешь и как. Нужна ответственность. И вот именно для неё специальность "слона" возвели в класс высшего образования.

Двигатель крайне сложно сконструировать. Любое изменение положения того или иного агрегата ведёт к огромному изменению по всему двигателю. Лопатка компрессора - великое изобретение, она гонит воздух таким образом, что он огибает её без завихрений. То есть, воздух течёт, как вода из-под крана, которая не встречается на своём пути сопротивления. Воздух! А лопатка, помимо этого, ещё и крутится. Почти со скоростью звука. Представляете? Я - нет.

Перед компрессором воздух сжимается и разгоняется во много раз. От этого он сильно греется - от этой температуры может вмиг расплавится обшивка самолёта. Но любое колебание этой температуры - именно перед компрессором - кардинально влияет на КПД всей машины. От КПД зависит его тяга, экономичность, износ. От этой температуры воздух изменяет свою плотность и может прекратить теч, как вода вокруг лопаток - возникает срыв потока и помпаж - это когда воздух начинает идти в обратную сторону. Представляете? Внутри - сверхзвук, огромные температуры, нагрузки, и вдруг, вместо ровного движения вперёд, воздух сначала ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ, а потом, из-за того, что позади он продолжает поступать в двигатель, начинает идти ОБРАТНО, потому что впереди для него нет места. Сумашедшие нагрузки внутри! Я поражаюсь, как двигатели от этого не разрушаются. Говорят, на аэродроме, помпаж - это всё равно что взрыв 1000-килограммовой бомбы. Оглушительный хлопок, взрыв. Как если бы взорвалась полная "Газель" со взрывчаткой. А она может полностью снести ваш дом. Представляете звук? А что внутри происходит? Я - нет.

Есть ещё степень двухконтурности.Это отношение проходящего через внешний - "холодный" - и внутренний - "горячий" - контуры воздуха. Внутренний - там, где камера сгорания, компрессор, и весь двигатель в целом. Внешний - это там, где только вентилятор - то, что можно увидеть, если смотреть двигателю "в лицо". Чем больше внешнего воздуха, тем лучше - экономичнее, мощнее. Над этим бьются конструкторы всего мира. Есть GE-90, а есть НК-93. Если довести до ума последний - то он, возможно, сможет переплюнуть GE-90. Не вообще, а по удельным показателям. Но этого никогда не будет.

Здесь очень мало рассказано про двигатели вообще. Почему нужен ламинарный поток воздуха, что такое компрессор высокого и низкого давления, зачем нужна турбина, почему у старых двигателей "сопло" - ровное, круглое; а у новых - ребристое, гармошкой. Это достаточно долго объяснять, но, пока у меня теплятся мысли в голове, постараюсь заставить себя всё это писать и описывать. Всё это крайне интересно, в частности - как всё это придумывали. Но ещё интереснее попытаться представить, как там оно всё работает.

image Click to view



К чему я начал, про сложность-то и образование... Собрать и разобрать его, действительно, не сложно, нужна только инструкция, ответственность, и понимание, что торопиться никуда нельзя, надо делать медленно и аккуратно. Зачем же тогда "слоны" - наземный персонал, занимающийся обслуживанием самолётов и двигателей? А потому что они - люди. И помимо автоматических функций по замене масла и проверке и перепроверке всех систем, могут определить, продиагностировать, и решить сложную, нестандартную, необычную проблему с выходом из строя того или иного агрегата, а ещё лучше - заметить до его поломки. Вот для этого нужно высшее образование - чтобы понимать, что происходит внутри двигателя, и что могло повлиять на его сбой; представлять себе все его агрегаты; искать проблему на месте, без инструкции. Быть высококлассным специалистом. А без нудной зубрёжки и многих лет опыта наработки этого никак не достичь.

НК-93:

Навеяло на запись
В энциклопедии
И тут немало про него (ЖЖ)

Авиация, Это интересно, Мысли

Previous post Next post
Up