Два дня назад купила книжку Outliers Малькольма Гладуэлла ("Гении и аутсайдеры", так перевело название издательство Альпина) и зачиталась. Эта книга об успешных людях, но не относится к серии "помоги себе сам". Скорее, это пособие родителям по воспитанию детей.
К примеру, в одном исследовании социолог Аннетт Ларо наблюдала за двенадцатью семьями разного достатка (она просила их вести себя как обычно и не обращать на неё внимания, как будто она домашний питомец) и пришла к выводу, что семьи делятся на две категории по воспитанию детей: одна категория изо всех сил вкладывается в детей, отправляя их во всевозможные секции и кружки, интересуясь, как проходят занятия, обсуждает интересы и так далее, вторая же категория считает, что у детей должно быть детство, они должны свободно смотреть телевизор и играть со сверстниками, а детское увлечение пением это просто детское увлечение и не стоит сразу пихать ребёнка в консерваторию.
Оказывается, к первой категории как правило относятся люди с достатком выше среднего - они, например, подают на аппеляции, если их детей не берут в продвинутую группу - и часто их выигрывают. Ко второй категории относятся семьи с достатком ниже среднего, исповедуя философию "что выросло, то выросло".
Ещё к вопросу о воспитании
В другом исследовании социолог Карл Александер смотрел на тестовые баллы учеников младших классов из школ Балтимора. Если в первом классе дети из бедных семей в среднем отставали от богатых всего на каких-то 30 баллов, то к пятому разрыв увеличивался до 60. Вывод? Или дети из бедных семей более глупые, или же школа учит их хуже, чем богатых детей, ведь так? Ан, нет. Тот же социолог не поленился протестировать детей два раза, в начале учебного года и в конце. Оказалось, что в течение учебного года дети из семей разного достатка прогрессируют приблизительно на одинаковое количество очков. Однако за лето бедные дети, играя во дворе и глядя в телевизор, забывают многое из того, что выучили, а богатые дети читают книжки, ходят в секции и опережают сверстников в развитии. А значит, когда они осенью вернутся в школы, у них больше шансов попасть в группу с углубленным изучением предмета, потом в более продвинутую школу, получить высокие баллы на выпускных и оказаться в престижном университете.
День рождения... только раз в году!
Канадский психолог Роджер Барнсли однажды обратил внимание на дни рождения хоккеистов в юниорской лиге и обнаружил, что подавляющее большинство из них были рождены в январе, феврале или марте. Неужели знаки Зодиака как-то влияют на предрасположенность к хоккею? Нет, просто дата по которой ведётся срез набора в группы - 1 января. В возрасте, когда детей отбирают в продвинутые группы, дополнительные месяцы жизни (и практики) являются сильным преимуществом. Декабрьскому ребёнку сложно конкурировать с тем, кто старше его на 11 месяцев: старшие дети чуть больше, чуть сильнее, чуть координированней, чуть агрессивнее, а значит у них значительно больше шансов попасться на глаза тренеру, пройти отбор и попасть в юниорскую лигу. Та же закономерность наблюдается и в футболе, и в бейсболе.
В удачное время в удачном месте
В двух крупнейших адвокатских конторах в Нью-Йорке на сегодняшний день, партнёры-основатели (все восемь) родились в 1930-е годы в иммигрантских еврейских семьях. Совпадение? Давайте посмотрим.
Почти все эти дети вышли из семей, где у родителей был свой маленький бизнес. Эти дети с мала лет помогали родителям в работе и учились реалиям предпринимательства.
Эти дети родились в годы Великой Депрессии - так называемого "демографического провала". Раз дома нет еды - лишних ртов не рожаем, решили американцы - и рождаемость в эти годы упала почти в два раза. А значит, в школьных классах было меньше учеников (и учитель мог уделить каждому больше времени), а конкурс в университеты был не так строг. Им было проще найти стипендии или подработку в университетские годы, потому что на предприятиях не хватало рабочих рук.
Знаменитые в 50-60-е годы адвокатские конторы были своего рода клубом избранных, и брали туда своих - никак не иммигрантских еврейских детей, какими бы высокими оценками те ни отличались в университетах. Что было делать еврейским иммигрантам? Они открывали свои фирмы и подбирали крохи со стола у крупных компаний.
В 60-е годы, рейдерство и поглощения были неслыханным делом в крупных корпорациях, там тоже царил своего рода джентельменский клуб. Компании поменьше-то конечно поглощали друг друга, но им не по карману были крупные конторы, поэтому они шли в фирмы поменьше, ко всяким Фломам и Розенам.
А в 70-е законодательство поменялось, поглощения вдруг резко вошли в моду и всем сразу понадобились адвокаты, набившие уже руку на подобных кейсах. Которыми, по счастливому (для них) стечению обстоятельств, оказались те самые Розены и Фломы.
Ну и Билл Гейтс
А вы знаете, что Билл Гейтс происходит из семьи богатого адвоката? Я вот, например, не знала, пока случайно не попала на выступление Гейтса-старшего, который в данный момент руководит фондом Мелинды и Билла. Хотя это просто ремарка в сторону и к делу она не сильно относится, потому что все сразу начинают предполагать, что Биллу на Майкрософт денег дал богатый папа, что совсем даже и не так. Однако Биллу повезло с семьёй в том смысле, что он учился в хорошей частной школе, которая могла в 1968 году приобрести компьютер, на котором маленький Билл начал учиться программированию. Вы подумайте - 1968 год! - далеко не у всех университетов тогда были компьютеры, что уж говорить о школах. К моменту, когда Билл основал Майкрософт в 1975 году, у него за плечами был солидный опыт программирования, что было в тот момент огромным конкурентным преимуществом. А вы говорите бросил институт, бросил институт...
И многое-многое другое
Почему азиатским народам легче даётся математика, почему самолёты с корейским экипажем чаще терпят аварии, история успеха Битлз, южный темперамент и множество других интересных историй. Одним словом, отличнейшая книжка. Заставляет задуматься, вспомнить собственное детство. A must read однозначно.