О роли Европы в Великой Отечественной Войне

Apr 24, 2015 11:23





В связи с грядущим празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в СМИ и блогосфере активно обсуждается вопрос - кто же из числа глав иностранных государств посетит московские праздничные мероприятия.

Комментаторы традиционно поделились на два крупных лагеря - "пораженцы" и "патриоты". По мнению первых, в Москве соберутся лишь главы стран-изгоев вроде Северной Кореи и нескольких "второсортных" стран ЕС, что продемонстрирует "нерукопожатность" России. Вторые же считают, что празднование столь значимой для нашего общества даты является вполне самодостаточным событием, а отсутствие на этом мероприятии глав крупнейших западных держав продиктовано исключительно сиюминутными политическими интересами.

В связи с этим давайте попробуем посмотреть на роли европейских стран в той войне.


Начнем с того, что на момент начала Великой Отечественной войны Вторая мировая война продолжалась уже почти 2 года. К июню 1941 г. Рейху с той или иной степенью сопротивления покорились уже несколько стран Европы. Большинство из них были взяты либо с незначительными боями, либо вообще без оных. Это и Норвегия с Данией, и Нидерланды с Люксембургом и Бельгией. Добровольно-принудительно вошли в состав Рейха Австрия и существенная часть Чехословакии. Еще в ряде стран были сформированы коллаборационистские правительства и администрации. В той или иной степени лояльности к Гитлеру находилась значительная часть руководства европейских стран. Причем многих из них привел к власти вовсе не Гитлер... К началу Второй мировой войны Европа была буквально напичкана своими собственными местечковыми фашиствующими диктаторами - Муссолини в Италии, генерал Кармон и Салазар в Португалии, Франко в Испании, режим Сметона в Литве, Ульманис в Латвии, генерал Метаксас в Греции, маршал Антонеску в Румынии, Маннергейм в Финляндии, адмирал Хорти в Венгрии, Цанков и царь Борис в Болгарии, Анте Павелич в Хорватии…

Таким образом, под прямым управлением Германии или в сильной лояльности к ней на момент начала Великой Отечественной войны оказались следующие европейские страны и территории - Австрия, Чехия, Словакия, страны Бенилюкса, Греция, Норвегия, Дания, Вишисткая Франция, Болгария, Албания и страны бывшей Югославии. Были и официальные союзники Германии, такие как Италия, Венгрия, Румыния и Финляндия. Ряд условно нейтральных (Швеция, Швейцария, Ватикан) также взаимовыгодно сотрудничали с гитлеровским режимом.
В сложившихся условиях нет ничего удивительного в том, что огромное количество граждан этих стран оказалось в рядах вооруженных сил "стран Оси".

Достоверных цифр о количественном составе иностранных формирований в рядах Вермахта мне найти не удалось. Цифры, которые встречаются в Интернете отличаются в разы и являются предметом спора историков всех мастей и степеней профессионализма. При этом чаще всего встречается цифра 1,8 млн. иностранных граждан, воевавших в составе Вермахта. Однако есть вполне достоверные данные о национальном составе пленных, воевавших с оружием в руках на стороне Гитлера.
Количество пленных иностранцев в СССР по версии Википедии:



Там же можно посмотреть общее количество европейских солдат, попавших в плен во время Второй Мировой войны, а также реальные потери:



Бросается в глаза огромное количество пленных французов. Это объясняется скоротечным разгромом, которому подверглась Франция всего за 39 дней. Однако часть этих пленных в дальнейшем была призвана в немецкие вооруженные силы. При этом французов, воевавших с оружием в руках на стороне Германии, погибло почти в 2 раза больше, чем участников французского Сопротивления.
Современный исследователь Ю.Нерсесов приводит еще более интересные цифры - с июля 1940 г. по май 1945 г. на стороне антигитлеровской коалиции погибло 45 тысяч французов, а по другую сторону фронта как минимум 83 тысячи. Причем французский батальон СС из дивизии "Карл Великий" защищал рейхстаг, когда сами немцы уже оттуда удрали.

Схожая картина наблюдалась и в других странах Западной Европы. В частности Бельгия, Голландия и Люксембург отправили на советско-германский фронт, по разным источникам, от 90 до 110 тысяч солдат, а формально нейтральные Швеция, Швейцария и Испания - свыше 50 тысяч добровольцев. Одна только Австрия, якобы "захваченная Гитлером", отправила в вермахт 17 дивизий, включая отборные части горных стрелков, доставившие нам столько хлопот в Заполярье и на Кавказе.

Помимо регулярных войск в ВОВ принимали участие и войска СС, в ряды которых активно вербовались добровольцы из всех европейских стран. Создавались отдельные национальные дивизии войск СС, наибольшую известность из которых приобрели французская "Шарлемань", французско-бельгийская "Валлония", балканская "Принц Ойген", скандинавские "Викинг", "Данмарк" и "Нордланд", укомплектованная "восточными добровольцами" "Дерливангер" и многие другие. И кстати комплектовались они в большинстве случаев на добровольной основе.

Количество европейских легионеров в войсках СС по версии Википедии выглядит следующим образом:



Общее количество солдат, прошедших через войска СС и не являвшихся гражданами Германии, оценивается большинством историков в более чем 500 тысяч человек, что составляло более половины общей численности войск СС. А ведь это были именно те войска, которые запятнали себя наиболее кровавыми военными преступлениями. Идейные добровольцы.

Даже граждане Великобритании отметились участием в войсках СС. Из их числа были сформированы 3 добровольческих подразделения - арабский легион "Свободная Арабия", Британский добровольческий корпус и индийский добровольческий легион СС "Свободная Индия". Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что это были малочисленные подразделения, практически не принимавшие активного участия в боевых действиях.

А ведь были еще спецслужбы и полицейские силы в каждой европейской стране. Они практически в полном составе самым активным образом сотрудничали с немцами.

Вторгшись в СССР, Гитлер неоднократно заявлял, что ведет эту войну в качестве не только рейхканцлера Германии и фюрера немецкого народа, но и как вождь объединенной Европы, сплотившейся вокруг него против "русских варваров". В принципе, как показывают цифры и состав руководства европейских стран, практически так оно и было.

Многими зарубежными историками и публицистами Великая Отечественная война представляется как противостояние двух политических систем. В связи с приближающимся юбилеем и неопределенностью многих европейских стран по вопросу участия в праздновании Дня Победы в Москве, эти же тезисы снова выходят на первый план. Однако необходимо четко понимать, что для наших предков, победивших фашизм 70 лет назад, эта идеологически-политическая установка не играла никакой роли. Для них это была именно Великая Отечественная война. Война против открытой агрессии. Война за выживание. Именно так и должна она восприниматься нами сегодня. Не через призму современных взаимоотношений в Европе, не в угоду тем или иным политическим интересам, а как Священная война русского народа за право на свое существование.

Алексей Остров

Другие наши материалы читайте на сайте: http://rusfront2012.com

Голландия, Франция, история, Румыния, Германия, Венгрия, Латвия, Великая Отечественная Война, потери, Эстония, Литва, Европа, Польша, Италия, СССР

Previous post Next post
Up