20 февраля 2015 года немецкие средства массовой информации сообщили о том, что МИД ФРГ вооружило своих официальных лиц памяткой о том, как противостоять российской пропаганде. В этой памятке дипломатам, депутатам Бундестага, а также представителям государственных СМИ предлагаются ответы на 18 наиболее распространенных российских аргументов по вопросу конфликта на Украине.
Документ под названием «Проверка на соответствие действительности: российские утверждения - наши ответы» на восьми страницах пытается опровергнуть тезисы России о том, что режим в Украине имеет признаки фашистского, что захват власти в результате майдана стал возможным из-за участия стран Запада, а также, что кризис на Украине является способом расширения влияния НАТО.
Инструкция содержит в себе ряд заявлений, которые указывают на то, что в основе немецких контраргументов лег принцип сознательного умалчивания фактов. Так, в одном из пунктов указывается, что «мирные демонстрации на Украине переросли в массовые протесты с требованием уважать правовые принципы, бороться с коррупцией и прекратить насильственное подавление народных выступлений». Таким образом, памятка не содержит ни слова о подготовленных бойцах радикальных организаций, о преступлениях активистов майдана против полиции и мирных жителей.
Другой контраргумент содержит в себе тезисы о том, что «Украина обязалась перед партнерами на мировой арене уважать основные свободы и права человека». Очевидно, что подобные машинальные повторения комбинаций из таких почти заученных слов, как «мирные протесты», «права человека» и прочее, не способствуют конструктивной дискуссии, так как фактические преступления украинских властей остаются просто незамеченными.
Несмотря на слабый уровень аргументации, сам факт выпуска отмеченной памятки говорит о том, что российская информационная работа имеет определенные успехи и способна расшатать продвигаемую западными СМИ картину происходящих событий. При этом передергивание некоторых тезисов российской стороны демонстрирует то, что немецкая политическая риторика не стремится к объективности и играет на руку кураторам из США.
Елена Верста